Компоненты педагогической культуры




Педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога

Позиция — ценностное, личностное отношение к дей­ствительности, проявляющееся в соответствующем поведе­нии. Позиция характеризует определенный уровень разви­тия личности.

Позиция — это условие развития лично­сти. Осознав свою позицию, личность поднимается на но­вый уровень развития.

В структуре педагогической позиции выделяется ее мировоззренческая и поведенческая стороны. Мировоз­зренческая сторона включает осознание общественной значимости педагогической позиции, убежденность в пра­вильности профессионального выбора, сформированность системы педагогических принципов и гуманистически ценностных ориентаций на работу с детьми.

Поведенческая сторона педагогической позиции — это способность учителя самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания и жизни детей и нести за них ответственность, это активность в защите интересов детей и оказание им помощи, создание благоприятных условий для их развития.

Позиция педагога зависит от отношения к своей про­фессиональной деятельности, отношения к педагогическо­му труду как главному смыслу жизни, любви и уважения к детям, проявления ответственности за судьбу каждого ре­бенка. Ш. Амонашвили определил педагогическую пози­цию как личностно-гуманный подход к ребенку, основан­ный на профессиональных знаниях, профессиональном опыте, творческом подходе к педагогическому труду. В по­зиции проявляется индивидуальность учителя, его индиви­дуальная педагогическая культура. Формирование педаго­гической позиции учителя происходит в педагогическом коллективе.

Педагогическая культура учителя предполагает нали­чие следующих групп профессионально значимых качеств личности:

1) направленность личности: наличие убеждений, соци­альная активность, гражданственность;

2) профессионально-нравственные качества: гуманизм, коллективизм, справедливость, доброжелательность, чест­ность, искренность, требовательность, любовь и уважение к детям, принципиальность, интеллигентность, объективность;

3) отношение к педагогическому труду: добросовест­ность, ответственность, способность к самоотдаче в педаго­гической работе, увлеченность и удовлетворенность соб­ственной педагогической деятельностью, отношение к ней как к главному смыслу своей жизни;

4) интересы и духовные потребности: познавательная активность, широта и глубина мышления, эстетическая культура, разносторонность интересов и духовных потреб­ностей, наличие любимого творческого дела, культура внешнего вида, речи.

Профессиональные знания и культура педагогичес­кого мышления

I. Методологические знания (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей соци­ализации, обучения и воспитания).

II. Теоретические знания (знание целей, принципов, содер­жания, методов и форм педагогической деятельности и зако­номерностей формирования и развития личности ребенка).

III. Методические знания (знания способов и приемов обучения и воспитания).

IV. Технологические знания (знания способов и при­емов обучения и воспитания).

Педагогическая культура учителя определяется отноше­нием к этому знанию, умением учителя использовать их.

Неотъемлемой чертой педагогической культуры явля­ется новое — педагогическое мышление. Мышление кри­тическое, мышление с позиции ученика как субъекта учеб­но-воспитательного процесса, ориентированное на его ин­тересы, потребности и развитие.

Для педагогического мышления характерна его твор­ческая, созидательная направленность на разработку эф­фективных технологий и методик.

Педагогическое мышление проблемно-вариативное, предполагающее возможность многовариантного достиже­ния целей обучения и воспитания.

 

Классификация педагогических умений, в основе кото­рых положены характеристики воспитательного процесса:

1) умения целеполагания;

2) умения организаторские (организация воспитания);

3) умения руководства, управления;

4) информационные умения (умения передачи инфор­мации);

5) коммуникативные умения;

6) умения саморегуляции своей деятельности, чувств и поведения;

7) умения анализа и самоанализа воспитательной дея­тельности и результатов воспитания;

8) умения педагогической техники;

9) прикладные умения.

Саморегуляция личности и культура профессио­нального поведения

Саморегуляция — это педагогическое поведение, соот­ветствующее профессиональным требованиям. Деятельностная саморегуляция — это регуляция, осуществляемая человеком как субъектом деятельности, направленная на приведение возможностей человека в соответствии с требованиями этой деятельности.

В личностной саморегуляции проявляется активно- действенное отношение личности к себе и другим, ее нрав­ственные и социальные установки, профессиональная на­правленность, ее социальный и нравственный опыт, умение соотносить себя и другого в процессе совместной деятель­ности. Саморегуляция — это педагогическая активность, направленная на удовлетворение интересов и потребностей детей.

Нравственная саморегуляция — это процесс, характе­ризующий способность личности приводить свое поведе­ние в соответствии с общепринятыми моральными норма­ми, оценками и профессиональными требованиями.

Структурный механизм нравственной саморегуляции поведения, состоящий из следующих взаимодействующих компонентов:

- нормативный компонент: нравственные знания, про­фессиональные требования к личности учителя, к его по­ведению;

- оценочный — оценка и самооценка, осознанные крите­рии оценки личности и ее поведения;

- деятельно-поведенческий — волевые процессы, усилия личности, направленные на самоконтроль и коррекцию по­ведения.

Все они подчинены главному, регулятивному компо­ненту.

Уровень педагогической культуры характе­ризуется степенью сформированности ее компонентов: а) педагоги­ческих позиций; б) профессиональности знаний и педаго­гического мышления; в) профессиональных умений и опы­та творческо-педагогической деятельности; г) способности к саморегуляции и культуры профессионального поведе­ния педагога.

Уровни: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень педагогической культуры характери­зует учителя, который обладает необходимыми для педа­гогической деятельности личностными качествами, осуще­ствляя ее на профессиональном уровне, ведет творческий поиск решения педагогических задач, имеет устойчиво проявляющуюся потребность в творческом росте, добива­ется высоких результатов в обучении и воспитании всех учащихся. Этот уровень может быть назван профессионально-творческим.

Средний уровень педагогической культуры характе­ризует учителя, который обладает необходимыми каче­ствами, осуществляет педагогическую деятельность, опо­рой на профессиональные знания, но не ведет творчес­кий поиск и не испытывает устойчивой потребности в творческом росте, имеет средние результаты обучения и воспитания. Этот уровень может быть назван профессионально-адаптивным.

Низкий уровень педагогической культуры характери­зует учителя, который не имеет высокоразвитых профес­сионально-личностных качеств, осуществляет педагогичес­кую деятельность без достаточной опоры на профессио­нальные знания и умения, не ведет творческий поиск и не имеет потребности в творческом росте, получает невысо­кие результаты в обучении и воспитании. Этот уровень может быть назван репродуктивно непрофессиональным.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте методологическую и психологичес­кую структуру педагогической деятельности.

2. Что представляет собой профессия педагога? К како­му типу профессий она относится и какие требования предъявляет к человеку?

3. Какие педагогические способности необходимы педа­гогу?

4. Можно ли диагностировать педагогические способ­ности и как осуществить диагностику?

5. Какой тип педагогов — ориентированных на «раз­витие» или «результативность», вам больше нравится и почему?

6. Что такое педагогическая культура? Каковы струк­тура и уровни педагогической структуры?

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: