Педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога
Позиция — ценностное, личностное отношение к действительности, проявляющееся в соответствующем поведении. Позиция характеризует определенный уровень развития личности.
Позиция — это условие развития личности. Осознав свою позицию, личность поднимается на новый уровень развития.
В структуре педагогической позиции выделяется ее мировоззренческая и поведенческая стороны. Мировоззренческая сторона включает осознание общественной значимости педагогической позиции, убежденность в правильности профессионального выбора, сформированность системы педагогических принципов и гуманистически ценностных ориентаций на работу с детьми.
Поведенческая сторона педагогической позиции — это способность учителя самостоятельно принимать решения в различных ситуациях обучения, воспитания и жизни детей и нести за них ответственность, это активность в защите интересов детей и оказание им помощи, создание благоприятных условий для их развития.
Позиция педагога зависит от отношения к своей профессиональной деятельности, отношения к педагогическому труду как главному смыслу жизни, любви и уважения к детям, проявления ответственности за судьбу каждого ребенка. Ш. Амонашвили определил педагогическую позицию как личностно-гуманный подход к ребенку, основанный на профессиональных знаниях, профессиональном опыте, творческом подходе к педагогическому труду. В позиции проявляется индивидуальность учителя, его индивидуальная педагогическая культура. Формирование педагогической позиции учителя происходит в педагогическом коллективе.
Педагогическая культура учителя предполагает наличие следующих групп профессионально значимых качеств личности:
1) направленность личности: наличие убеждений, социальная активность, гражданственность;
2) профессионально-нравственные качества: гуманизм, коллективизм, справедливость, доброжелательность, честность, искренность, требовательность, любовь и уважение к детям, принципиальность, интеллигентность, объективность;
3) отношение к педагогическому труду: добросовестность, ответственность, способность к самоотдаче в педагогической работе, увлеченность и удовлетворенность собственной педагогической деятельностью, отношение к ней как к главному смыслу своей жизни;
4) интересы и духовные потребности: познавательная активность, широта и глубина мышления, эстетическая культура, разносторонность интересов и духовных потребностей, наличие любимого творческого дела, культура внешнего вида, речи.
Профессиональные знания и культура педагогического мышления
I. Методологические знания (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации, обучения и воспитания).
II. Теоретические знания (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка).
III. Методические знания (знания способов и приемов обучения и воспитания).
IV. Технологические знания (знания способов и приемов обучения и воспитания).
Педагогическая культура учителя определяется отношением к этому знанию, умением учителя использовать их.
Неотъемлемой чертой педагогической культуры является новое — педагогическое мышление. Мышление критическое, мышление с позиции ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, ориентированное на его интересы, потребности и развитие.
Для педагогического мышления характерна его творческая, созидательная направленность на разработку эффективных технологий и методик.
Педагогическое мышление проблемно-вариативное, предполагающее возможность многовариантного достижения целей обучения и воспитания.
Классификация педагогических умений, в основе которых положены характеристики воспитательного процесса:
1) умения целеполагания;
2) умения организаторские (организация воспитания);
3) умения руководства, управления;
4) информационные умения (умения передачи информации);
5) коммуникативные умения;
6) умения саморегуляции своей деятельности, чувств и поведения;
7) умения анализа и самоанализа воспитательной деятельности и результатов воспитания;
8) умения педагогической техники;
9) прикладные умения.
Саморегуляция личности и культура профессионального поведения
Саморегуляция — это педагогическое поведение, соответствующее профессиональным требованиям. Деятельностная саморегуляция — это регуляция, осуществляемая человеком как субъектом деятельности, направленная на приведение возможностей человека в соответствии с требованиями этой деятельности.
В личностной саморегуляции проявляется активно- действенное отношение личности к себе и другим, ее нравственные и социальные установки, профессиональная направленность, ее социальный и нравственный опыт, умение соотносить себя и другого в процессе совместной деятельности. Саморегуляция — это педагогическая активность, направленная на удовлетворение интересов и потребностей детей.
Нравственная саморегуляция — это процесс, характеризующий способность личности приводить свое поведение в соответствии с общепринятыми моральными нормами, оценками и профессиональными требованиями.
Структурный механизм нравственной саморегуляции поведения, состоящий из следующих взаимодействующих компонентов:
- нормативный компонент: нравственные знания, профессиональные требования к личности учителя, к его поведению;
- оценочный — оценка и самооценка, осознанные критерии оценки личности и ее поведения;
- деятельно-поведенческий — волевые процессы, усилия личности, направленные на самоконтроль и коррекцию поведения.
Все они подчинены главному, регулятивному компоненту.
Уровень педагогической культуры характеризуется степенью сформированности ее компонентов: а) педагогических позиций; б) профессиональности знаний и педагогического мышления; в) профессиональных умений и опыта творческо-педагогической деятельности; г) способности к саморегуляции и культуры профессионального поведения педагога.
Уровни: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень педагогической культуры характеризует учителя, который обладает необходимыми для педагогической деятельности личностными качествами, осуществляя ее на профессиональном уровне, ведет творческий поиск решения педагогических задач, имеет устойчиво проявляющуюся потребность в творческом росте, добивается высоких результатов в обучении и воспитании всех учащихся. Этот уровень может быть назван профессионально-творческим.
Средний уровень педагогической культуры характеризует учителя, который обладает необходимыми качествами, осуществляет педагогическую деятельность, опорой на профессиональные знания, но не ведет творческий поиск и не испытывает устойчивой потребности в творческом росте, имеет средние результаты обучения и воспитания. Этот уровень может быть назван профессионально-адаптивным.
Низкий уровень педагогической культуры характеризует учителя, который не имеет высокоразвитых профессионально-личностных качеств, осуществляет педагогическую деятельность без достаточной опоры на профессиональные знания и умения, не ведет творческий поиск и не имеет потребности в творческом росте, получает невысокие результаты в обучении и воспитании. Этот уровень может быть назван репродуктивно непрофессиональным.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте методологическую и психологическую структуру педагогической деятельности.
2. Что представляет собой профессия педагога? К какому типу профессий она относится и какие требования предъявляет к человеку?
3. Какие педагогические способности необходимы педагогу?
4. Можно ли диагностировать педагогические способности и как осуществить диагностику?
5. Какой тип педагогов — ориентированных на «развитие» или «результативность», вам больше нравится и почему?
6. Что такое педагогическая культура? Каковы структура и уровни педагогической структуры?