Цели педагогического процесса




Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения уча­щихся. Но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и уча­щегося даже в течение одного занятия могут расходиться.

Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический про­цесс, лучше строятся воспитательные отношения.

Цель — категория философская, приведем одно из оп­ределений: цель — это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.

Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обоб­щенных мысленных образований, в соответствии с которы­ми затем соотносятся все остальные компоненты педаго­гического процесса.

Виды педагогических целей многообразны. Можно вы­делить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.

Нормативные государственные цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных доку­ментах, в государственных стандартах образования. Парал­лельно существуют общественные цели — цели различ­ных слоев общества, отражающие их потребности, интере­сы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запро­сы учитывают педагоги, создавая различные типы специ­ализаций, разные концепции обучения. Инициативные цели — это непосредственные цели, разрабатываемые са­мими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учеб­ного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подго­товленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей.

Группа А — цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения.

Группа В — цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме уро­ка, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. п.

Группа С — цели формирования творческой деятельно­сти, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.

Организационные цели ставятся педагогом в облас­ти его управленческой функции. Это могут быть следую­щие цели: использовать самоуправление в организации учебной деятельноси учащихся, расширить функции уча­щихся в оказании взаимопомощи в ходе занятия.

Методические цели связаны с преобразованием техно­логии обучения и внеучебной деятельности учащихся, на­пример, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса.

Функции педагога состоят в том, чтобы научить уча­щихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных це­лей. Цели учащихся должны войти в педагогический про­цесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся — важнейшее ус­ловие успеха педагогического процесса.

Разработка цели — процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:

♦ А — сравнить, обобщить определенную информа­цию;

♦ Б — сделать выбор наиболее значимой информации;

♦ В — на ее основе сформулировать цель, т. е. опреде­лить объект цели, предмет цели и необходимые конкрет­ные действия. Объект педагогической цели — конкрет­ный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях. Предмет педагогической цели — это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятель­ности), которая должна быть преобразована в данном пе­дагогическом процессе;

♦ Г — принять решение о достижении цели, осуществ­лять реализацию цели.

 

Парадигмы образования

«Парадигма» (лат. — пример) употребляется как кон­цептуальная модель образования. Существует множество парадигм образования, наиболее распространены пять из них.

...................................

Каждая парадигма отвечает на вопросы: ради чего вос­питывать, для какой цели готовить молодежь, ради чего жить, каким ценностям отдать предпочтение. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют основные парадигмальные модели образования, сравни­тельную характеристику которых осуществили отечест­венные педагоги. Многообразие парадигм объясняется различны­ми подходами к главной цели образования, к культуре.

1-й. подход. Ценностный (аксиологический).

Культура воспринимается как смысл жизни человека, т. е. создание культуры и постижение культуры.

2-й. подход, Деятельностный.

Культура трактуется как апробированные способы дея­тельности по созданию материальных и духовных ценностей.

3-й. подход. Личностный.

Культура воплощается в определенном типе личности. Различные подходы к культуре обусловили и различные парадигмы в образовании.

Каждая из всех парадигм ставит свои вопросы перед образованием:

- функция учебного заведения как социального института;

- эффективная система образования;

- вопрос о приоритетах учебного заведения;

- общественно значимые цели образования;

- какие знания, умения и навыки являются ценными и для кого (т.е. каким должно быть содержание).

Парадигмы различаются по целям и по характеру педа­гогического взаимодействия между учащимся и педагогом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: