Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся. Но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства учения. Цели преподавателя и учащегося даже в течение одного занятия могут расходиться.
Чем ближе внешний процесс преподавания и внутренний процесс учения, тем успешнее идет педагогический процесс, лучше строятся воспитательные отношения.
Цель — категория философская, приведем одно из определений: цель — это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.
Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.
Нормативные государственные цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Параллельно существуют общественные цели — цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Например, к особым целям относятся цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные типы специализаций, разные концепции обучения. Инициативные цели — это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей.
Группа А — цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения.
Группа В — цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. п.
Группа С — цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся.
Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции. Это могут быть следующие цели: использовать самоуправление в организации учебной деятельноси учащихся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе занятия.
Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся, например, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса.
Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем. Совпадение целей педагога и учащихся — важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Разработка цели — процесс логико-конструктивный, суть его заключается в том, чтобы:
♦ А — сравнить, обобщить определенную информацию;
♦ Б — сделать выбор наиболее значимой информации;
♦ В — на ее основе сформулировать цель, т. е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия. Объект педагогической цели — конкретный ученик или группа учеников в определенных ролевых позициях. Предмет педагогической цели — это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе;
♦ Г — принять решение о достижении цели, осуществлять реализацию цели.
Парадигмы образования
«Парадигма» (лат. — пример) употребляется как концептуальная модель образования. Существует множество парадигм образования, наиболее распространены пять из них.
...................................
Каждая парадигма отвечает на вопросы: ради чего воспитывать, для какой цели готовить молодежь, ради чего жить, каким ценностям отдать предпочтение. В мировом образовательном процессе в настоящее время действуют основные парадигмальные модели образования, сравнительную характеристику которых осуществили отечественные педагоги. Многообразие парадигм объясняется различными подходами к главной цели образования, к культуре.
1-й. подход. Ценностный (аксиологический).
Культура воспринимается как смысл жизни человека, т. е. создание культуры и постижение культуры.
2-й. подход, Деятельностный.
Культура трактуется как апробированные способы деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.
3-й. подход. Личностный.
Культура воплощается в определенном типе личности. Различные подходы к культуре обусловили и различные парадигмы в образовании.
Каждая из всех парадигм ставит свои вопросы перед образованием:
- функция учебного заведения как социального института;
- эффективная система образования;
- вопрос о приоритетах учебного заведения;
- общественно значимые цели образования;
- какие знания, умения и навыки являются ценными и для кого (т.е. каким должно быть содержание).
Парадигмы различаются по целям и по характеру педагогического взаимодействия между учащимся и педагогом.