Знаниевая традиционалистская парадигма.




При знаниевой парадигме главная цель образования: «Знание, знание, любой ценой». Традиционалистская пара­дигма имеет в своей основе идею о «сберегающей», консер­вативной (в положительном смысле) роли школы, цель которой заключается в сохранении и передаче молодому поколению наиболее существенных элементов культурного наследия человеческой цивилизации — необходимого мно­гообразия важных знаний, умений и навыков, а также иде­алов и ценностей, способствующих как индивидуальному развитию, так и сохранению социального порядка. Поэто­му содержание школьных программ должно основываться на базовых, основных, выдержавших испытание временем знаниях, умениях, навыках, обеспечивающих функциональ­ную грамотность и социализацию индивида. Это академи­ческое направление, не связывающее школу с жизнью. Вывод: при знаниевой парадигме главная цель образо­вания — трансляция наиболее существенных элементов цивилизации и культуры из поколения в поколение.

Традиционная парадигма основывается на идеи, вытекающие из нескольких образовательных философий. Рассмотрим некоторые из них.

 

Перенниализм

Перенниализм происходит от латинского слова «perennia» и означает «вечность». Перенниалисты утверждают не изменяемость содержание образования в течение многих лет, на его построение на старых обычаях и традициях, его важность и сегодня, как и было в день его написания и то, что она не потеряло свое значение. Они считают важным изучение учащимся утверждающих себя веками идей, чтение и анализ произведений известных ученых. Сторонники этого направления думают, что учащиеся, изучая эти произведения, еще больше будут оценивать обучение. Перенниализм отражает учителенаправленное отношение в обучении, предусматривает выполнение учащимися учителенаправленные цели. Тут учитель не учитывает интересы и опыт учащихся. Он использует прошедшие испытания методы, в которые сам считает верными и верит, что процесс изучение учащимся может быть плодотворным, если использовать такой подход. В то же время перенниалисты считают, что все учащиеся имеют одинаковые особенности, и основная цель – формирование в них аналитического мышления. Они особо отмечают изучение учащимися утверждённых обоснованных теорией, знаний. Они выступают против обучения учителем информаций, знаний, которые могут устареть, потерять своё значение, и информаций, не связанных, имеющих крупный объём. Школа должна уделять особое внимание изучению теорий и концепций, разъяснению их значения и важности, учитель должен использовать исторические и религиозные книги.

Эссенциализм

Слово «эссенсциализм» происходит от латинского слова (essentia), и означает сущность. Эссенциалисты в отличие от перенциалистов не имеют единую философскую базу. Они являются сторонниками более строгой дисциплины и обучения теории. Такой консервативный подход видит функцию школы в передаче готовых знаний, проверенных и прошедших испытания, и не принимает новшества. В центре обучения стоит преподавание основных предметов. Эти предметы готовят детей жить в цивильном обществе, имеют большое значение в познании мира.

Основной задачей школы является обучение проверенным знаниям и теориям, и она должна давать учащимся фундаментальные знания, и не подчиняться их прихоти. Обучение – это тяжелая и ответственная работа, которая требует строгую дисциплину, и изучение важных вопросов не быть оставлено на усмотрение ребенка, его интересы не могут быть учтены. Эссенциалисты не принимают методов исследования и проекта, и поддерживают усвоение знаний путем зубрешки и выполнения упражнений. Далекие цели важнее потребностей ученика. Если учащиеся проявят стремление при изучении предмета, то интерес к предмету у них повысится. В классе учитель самая уважаемая и авторитетная личность. Он сам определяет чему нужно учить учащихся, логическую последовательность знаний по преподаваемому им предмету, и как их преподнести, а когда отсутствует уважение со стороны учащихся, имеет право создавать строгий порядок и дисциплину. Несмотря на то, что между перенниализмом и эссенциализмом имеется ряд схожих сторон, есть еще и важные различия, которые делают их двумя разными теориями. По мнению Джорджа Кнеллера основное отличие заключается в том, что эссенциализм не является столь интеллектуальным, как перенниализм, меньше исследует литературные истины, и больше внимания уделяет на свыкание детей к физической и социальной среде.

Неотомизм

Неотомизм — религиозное философское учение, по­лу­­чившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225-1274). Неотомисты при­знают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть воп­лощение Божественного разума, а теология — высшая сту­пень познания. Сущность мира, по утверждению неотоми­стов, непостижима наукой. Ее можно познавать, только приближаясь к Богу, «сверхразумом». Науке доступен клочок материального мира, окружающего человека. По­этому нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, приближающей человека к высшему проявлению его ра­зума. В области воспитания наука и религия должны вза­имодействовать и дополнять друг друга: науке отводится область земных естественных явлений, религии — духов­ных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.

Главное — душа, следовательно, воспитание должно не­пременно строиться на приоритете духовного начала.

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечело­веческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу несущуюся к самоуничтожению цивилиза­цию. Мир, основанный на двух противных человеческой природе принципах: погоне за наживой и голой утилитар­ности, — беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г. Цель воспитания выводится из духовной нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бед­ностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель — духовное усовершенствование человека на земле. Дальняя — забота о его жизни в потустороннем мире, спасении души.

В содержании образования нужно четко разграничи­вать «истины разума и истины веры». Эта формула, по вы­ражению Ж. Маритена, должна быть «начертана золоты­ми буквами над входом в любое учебное заведение».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: