Отечественная педагогика




В XVI – XVII вв. отечественная педагогика развивалась под влиянием идей гуманизма и Просвещения. Развитие школы и педагогики связано с именами Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Феофана Прокоповича, В.П. Татищева, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова.

К середине XIX в. в отечественной педагогике под влиянием революционных взглядов А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева складывается идея гражданственности воспитания, подготовки революционера-патриота, борца с общественным злом, широко образованного и трудолюбивого, – таков новый идеал личности. Идеи свободного воспитания развивает Л.Н. Толстой. Н.И. Пирогов поднимает проблемы назначения школы, участвует в изменении содержания и характера обучения и воспитания в условиях пореформенной России.

Становление отечественной педагогической науки связано с деятельностью К.Д. Ушинского, который разработал стройную психолого-педагогическую систему. Ушинский понимал воспитание как целенаправленную деятельность по социальному воспроизводству человека. Воспитание детерминировано социально-экономическими условиями жизни человека. Предметом педагогики как науки должно быть комплексное изучение человека в свете данных всех наук, изучающих его самого и условия его существования. Ушинский заложил основы педагогической антропологии как науки о воспитании развивающегося человека, т.е. собственно педагогики.

Под влиянием фундаментальной разработки К.Д. Ушинским проблем педагогики во второй половине XIX – начале XX в. развиваются общие вопросы педагогики и дидактики (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, В.П. Острогорский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Лесгарт) и методики (В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов и др.).

После революции 1917 года начинается новый этап развития отечественной педагогики. Ее отличительная черта – предельная идеологизация. Дальнейшее развитие получает разработанная классиками марксизма теория коммунистического воспитания, основанная на представлении о его классовом характере. В педагогике рассматриваются принципы построения единой трудовой политехнической школы, проблемы активизации обучения, воспитания коллектива (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, П.Н. Лепе­шинский, А.П. Пинкевич и др.).

Огромную роль в развитии педагогики воспитания сыграл А.С. Макаренко. Он исследовал роль социальных факторов в воспитании, соотношение целей и средств воспитания, внешние и внутренние стимулы формирования коллектива и личности, основы педагогической логики, диалектику отбора и конструирования методов и приемов воспитания, роль производительного труда в воспитании личности и коллектива, целостный подход к формированию личности, законы, закономерности и правила развития детского коллектива (система перспектив, идея «завтрашней радости», система параллельного действия в парадигме «личность-коллектив» и др.).

В.А. Сухомлинский по-новому рассмотрел некоторые идеи А.С. Макаренко о коллективе и личности, а также актуализировал и значительно развил идеи гуманизма в воспитании, единства познания, труда и нравственности, роль этического и эстетического, рационального и эмоционального в обучении и воспитании.

В 1943 г. была основана Академия педагогических наук РСФСР (в 1966 г. преобразована в АПН СССР; в 1991 г. основана Российская академия образования – РАО). Учеными академии подготовлены издания педагогических сочинений всех классиков педагогической науки (Коменский, Локк, Гербарт, Дистервег, Ушинский, Макаренко и др.). Подготовлены и в разные сроки изданы учебники по педагогике (Н.Н. Бобровников, Ф.Ф. Королев, А.П. Пинкевич, В.Е. Гмурман, Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина и др.), дидактике («Дидактика средней школы» под редакцией М.Н. Скаткина), в том числе и дидактике начальной школы (Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова). Созданы справочно-энциклопедические издания: педагогический словарь в двух томах (1960 г.), педагогическая энциклопедия в четырех томах (1964-1968 гг.), педагогическая энциклопедия в двух томах (1996-2000 гг.).

Научно-исследовательские институты РАО, педагоги вузов, институтов повышения квалификации учителей разрабатывают наиболее актуальные проблемы педагогики, в том числе вопросы методологии и методов самой педагогической науки, эффективности педагогических исследований, педагогических инноваций и др.; проблемы воспитания (целеполагание в воспитании, социальные функции школы, взаимоотношения между школой и средой, девиантное поведение и его коррекция и др.); содержание образования (в частности, его гуманизация и гуманитаризация); проблема взаимоотношений между обучением и развитием; учреждения образования как система; непрерывное образование; негосударственное образование; проблемы дидаскологии (науки об учителе); региональные проблемы образования; педагогические технологии; педагогические инновации и др.

Как и в Западной педагогике, в отечественной педагогической науке идет дробление педагогики на частные дисциплины (этнопедагогика, сравнительная педагогика, андрагогика и др.). Кроме того, намечается тенденция дальнейшего сужения и конкретизации предметов педагогических исследований: так, появились учебники и учебные пособия по педагогике инновационной деятельности, педагогике развивающего обучения, педагогике индивидуальности, педагогике и психологии творчества и др.

Завершая наш краткий обзор истории педагогики как науки, хотим напомнить студентам-исследователям следующее: какую бы проблему вы ни взялись исследовать, она обязательно имеет свою историю. Чтобы представить себе современное состояние изучаемой вами проблемы, необходимо проследить ее истоки, пути решения, «эмбриологию истины». Надеемся, что прочитанная глава в какой-то степени послужит для вас компасом в этом поиске.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Каптерев П.Ф. История русской педагогики // Педагогика. 1992. – №3-4, 7-12; 1993. – №1-6; 1994. – №1-6; 1995. – №1-4.

2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.

3. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. – М., 1949.

4. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917 – 1980) / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. – М.: Педагогика, 1986.

5. Пискунов А.И. Педагогика // БСЭ. – 3-е изд. – М., 1975. – Т. 19. – С. 297 -300.


 

 

Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: