Эмпирическими[51] методами в педагогике называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания педагогической действительности. Раскрыть сущность педагогического явления, его типологии, функции, условия, место, причины, следствия невозможно без теоретических методов. В то же время теоретическое мышление получает информацию, опираясь на эмпирическое исследование.
Любопытные суждения об «опыте» в его взаимоотношениях с теорией оставил Леонардо да Винчи: «Истолкователем природы является опыт. Он не обманывает никогда; наше суждение иногда обманывается, потому что ожидает результатов, не подтвержденных опытом. Надо производить опыты, изменяя обстоятельства, пока не извлечем из них общих правил, потому что опыт доставляет истинные правила... Люди, занимающиеся... науками... и при этом совещающиеся не с природой, а с книгами, недостойны названия детей природы: я бы назвал их только внуками природы. Она одна учительница истинных гениев... Если я занимаюсь каким-нибудь предметом, я сначала произвожу опыты, а потом делаю выводы и собираю доказательства. Таков метод, которому надо следовать, изучая явления природы»[52].
Какими же методами изучается «природа» педагогики? Методами эмпирического исследования в педагогике являются наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение документации и результатов педагогической деятельности, эксперимент; Ю.К. Бабанский выделяет также метод экспертной оценки и его разновидность – педагогический консилиум. Кроме того, в педагогическом исследовании применяются методы психологического исследования (диагностика, тестирование), а также методы социологии (беседа, интервьюирование, анкетирование, контент-анализ, социометрия и др.). О психологических и социологических методах речь пойдет ниже. Обратимся к собственно педагогическим эмпирическим методам в педагогическом исследовании и рассмотрим основные из них.
|
Наблюдение
Наблюдение – как научный метод – это «целенаправленный и планомерный процесс сбора информации»[53], осуществляемый путем восприятия педагогических явлений и процессов.
Наблюдение – это не простая фиксация фактов, так как ему присущи такие признаки, как опора на какую-то педагогическую концепцию, цель, планомерность и систематичность, объективность. Наблюдение интересно тем, что исследователь имеет дело с естественным педагогическим процессом и не вносит в него никаких изменений.
Что может наблюдать студент-исследователь? Что является предметом наблюдения? Этим предметом являются деятельность педагога и учащегося (школьника, студента). Описывая эту деятельность, необходимо ее педагогически объяснять.
Существуют различные классификации наблюдения. В основу классификаций кладут разные основания, и тогда виды наблюдения описываются следующим образом:
– в зависимости от условий наблюдения: полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в искусственно созданных условиях, например в эксперименте);
– в зависимости от наличия или отсутствия четкой программы наблюдения: формализованные и неформализованные;
– в зависимости от участия наблюдателя в наблюдаемых событиях: включенные, участвующие;
– по частоте наблюдения: постоянные, повторные, однократные;
|
– по объему наблюдения: сплошные, выборочные;
– в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдение.
Выбор типов наблюдения зависит от его конкретных целей и условий.
Чтобы наблюдение было успешным, к нему необходимо тщательно подготовиться. Подготовка состоит из нескольких этапов: 1) выбор объекта наблюдения (что мы будем наблюдать?); 2) постановка целей и задач наблюдения; 3) составление его плана; 4) подготовка документов и оборудования (бланки протоколов, тетрадь наблюдений, магнитофон и т.п.); 5) сбор данных; 6) оформление и анализ результатов; 7) теоретические и практические выводы.
Основным средством наблюдения является квалифицированное протоколирование, причем обычно в протоколе фиксируется содержательная сторона наблюдаемых явлений и/или хронометрия.
Приведем пример. В курсовой работе[54] исследовались различные виды требования учителя на уроке (прямое и косвенное; позитивное и негативное; фронтальное и персональное). Как организовать наблюдение требований учителя? Студентка использовала методику А.Ю. Гордина[55], в соответствии с которой на уроке протоколировались и нумеровались все требования учителя к учащимся в различных видах деятельности, а затем эти требования (их номера в протоколе) переносились в таблицу, отражающую виды и формы непосредственного требования (прямого или косвенного). Вот как ход и результаты наблюдения описаны в протоколе и таблице.
Протокол наблюдения педагогических требований
учителя 3 «А» класса Н.А. Макеевой
|
29. 11. 95.
1. Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Сели все как следует.
3. Все открыли тетради с домашним заданием.
4. Поднимите руку, кто не справился сегодня с домашним заданием? (поднятых рук нет).
5. Хорошо.
6. Скажи, пожалуйста, Лена, какое уравнение к задаче у тебя получилось?
7. Пожалуйста, Саша...
8. Правильно, молодец, садись.
9. Какие единицы были даны?
10. Игорь, пожалуйста.
11. Совершенно верно, садись.
12. Если х=3, то чему равно значение уравнения? (Обращается к ученику).
13. Хорошо.
14. Если х=2, то чему равно значение уравнения?
15. Так.
16. Х=4, чему равно неизвестное?
17. О-о-о!!! (Ученику, поднявшему руку и давшему неверный ответ).
18. Оля, будь добра, помоги нам, пожалуйста.
19. Правильно, садись.
20. Так. Вот ваша задача. Все усвоили?
21. Теперь сели как следует.
22. Запишем число. Классная работа.
23. К доске с тетрадями Гузанов и Луцко.
24. Слушайте внимательно первый вопрос.
25. Записывайте (диктует).
26. Следующий вопрос (диктует).
27. Следующее задание: запишите дробь.
28. Вопрос: при каком значении дробь = 0?
29. Вопрос: при каком значении «y» дробь не имеет смысла? (класс активно работает, вызванные ученики решают на доске).
30. Следующий вопрос. Запишите две пары уравнений. Определите, равносильны ли они?
31. Теперь проверим.
32. Отойдите от доски.
33. Разложите на множители.
34. Не говори «что», говори «как» разложили.
35. Кто по-другому решил?
36. Пожалуйста... (обращается к ученику).
37. Правильно.
38. Кто прочитает ответ на второй вопрос?
39. Иванов.
40. Совершенно верно!
41. Что получается с числом при умножении на 0?
42. Петров.
43. Совершенно верно! Хорошо!
44. Следующий вопрос, Лена.
45. Объясни почему.
46. Совершенно верно! Хорошо!
47. Дальше. Равносильны ли данные уравнения?
48. Пожалуйста, прочитайте первую пару.
49. Совершенно верно. Садись.
50. Вторая пара, читаем.
51. Совершенно верно.
52. Все сели на свои места (вызванным к доске).
53. Пишем: задача №126.
54. Сегодня будем сравнивать решения простых и сложных уравнений.
55. Пожалуйста, открыли книги.
56. Читайте задание.
57. Так, решаем первое уравнение.
58. Какое правило надо знать при решении?
59. Записывайте первое уравнение.
60. Ну, что ты можешь сказать об этом уравнении? (вызванному ученику).
61. Положи пока книгу.
62. Так, еще что?
63. Так, еще...
64. Что является главным в уравнении?
65. Найдем неизвестное.
66. Так, хорошо! Делай.
67. Делай и пиши первую строку.
68. Верно.
69. Какая дальше идет запись?
70. Совершенно верно.
71. Возьми свою тетрадь, решай задание №1.
72. Кто хочет пойти к доске?
73. Какое дано второе уравнение?
74. Записывай его.
75. Теперь положи книгу.
76. Расскажи все, что знаешь об этом уравнении?
77. Хорошо, правильно.
78. Еще что нужно сделать?
79. Кто поможет?
80. Юля...
81. Почему так можно сказать? (Ей же).
82. Нет, нет, нет! (девочке, начавшей писать на доске).
83. Пожалуйста... (другому ученику).
84. Совершенно верно!
85. Еще что можно сказать?
86. Чтобы решить уравнение, что нужно сделать? (жестом показывает).
87. Делаем (классу).
88. Что сделаем дальше? (классу).
89. Так!
90. Ну, вот еще!
91. Тихо-тихо! (в смысле «не подсказывай» классу).
92. Читай вслух.
93. Лучше думай.
94. Так, хорошо.
95. Так!
96. Так, хорошо! (ходит вдоль рядов, проверяя работы).
97. Курганов, решил все?
98. Покажи тетрадь.
99. Все правильно, садись.
100. Юля, возьми свою тетрадь, решай пример.
101. Положите ручки.
102. Уберите все.
103. Повторяем. Пожалуйста... (не называя, жестом поднимает ученика).
104. Давай полный ответ.
105. Ребята, поправьте.
106. Чем связаны эти уравнения?
107. Громче, громче... (ученику).
108. Илья, дальше (обращается к мальчику).
109. Здравствуйте!!! (класс весело смеется).
110. Поправьте, пожалуйста.
111. Ну, наконец-то.
112. Садитесь все (отвечавшим ученикам).
113. А сейчас решим пример по действиям.
114. Запишите (диктует).
115. Ты закончила?
116. Пример решен верно, а здесь ошибка. Ставлю «4».
117. Садись.
118. Так, все записали. Повторяю.
119. Проверьте запись на доске.
120. Рассказывай, как будешь решать (школьник у доски).
121. Правильно, как дальше.
122. Хорошо, совершенно верно.
123. Так, а единицы?
124. Умница, совершенно верно.
125. Посмотри, какое последнее действие?
126. Подожди, подожди, подожди... (в смысле «будь внимательнее»).
127. Никто ничего не заметил? (поднимают руки).
128. Правильно! (мальчик сам нашел ошибку).
129. Какой знак? (классу).
130. Молодец!
131. Теперь отойди.
132. Все посмотрели сюда! Все! Все!
133. Посмотрите все сюда. Я не вижу, чтобы все сюда смотрели (объясняет).
134. Поднимите руку, кому непонятно? (поднятых рук нет).
135. Лида, повтори все сначала!
136. Достаточно.
137. Запишите задание на дом.
138. Приготовьтесь к следующему уроку (звонок).
139. Освободите класс!
140. Дежурные, откройте окно, проверьте чистоту класса!
Итак, перед исследователем лежит протокол, который содержит все требования, предъявляемые учителем на одном уроке (т.е. факты). Что «делать» с этим материалом далее? Предварительное изучение психолого-педагогической литературы показало, что в ней описываются 1) два вида требований: фронтальные и персональные; 2) фронтальные и персональные требования, в свою очередь, могут быть позитивными и негативными; 3) существуют две формы требований: прямая и косвенная; 4) косвенные требования делятся на положительные и нейтральные; 5) к положительным требованиям относят просьбу, одобрение, доверие; 6) к нейтральным – совет, намек, требование – игру, условное требование; 7) к отрицательным требованиям относят выражение недоверия, осуждение и угрозу. В литературе описаны также признаки всех видов и форм требований и их примеры. Используя данные теории, студентка «наложила» эти данные на каждое из 140 требований учителя и «разнесла» их по видам и формам. Результаты этого анализа отражены в нижеследующей таблице.
Виды требований учителя Н.А. Макеевой на уроке:
Вид и форма | Фронтальное | Персональное | Итого | ||
Позитивное | Негативное | Позитивное | Негативное | ||
Прямое | |||||
1, 2, 3, 4, 9, 14, 16, 20, 21, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30,31, 35, 38, 41, 47, 53, 54, 57, 49, 87, 88, 101, 102, 106, 113, 114, 118, 129, 132, 133, 134, 137, 138, 139 | – | 12, 23, 32, 33, 34, 39, 42, 44, 45, 50, 52, 56, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 67, 69, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 78, 80, 81, 85, 92, 97, 98, 100, 103, 105, 107, 108, 112, 115, 117, 119, 120, 123, 131, 135, 136, 140 | – | ||
Всего..................................................................................................................... 91 |
Окончание табл.
Вид и форма | Фронтальное | Персональное | Итого | ||
Позитивное | Негативное | Позитивное | Негативное | ||
Косвенное | |||||
Положительное | |||||
Просьба | – | – | 6, 7, 8, 10, 36, 48, 55, 83, 110 | – | |
Одобрение | – | 8, 11, 13, 15, 19, 37, 40, 43, 46, 49, 51, 66, 68, 70, 77, 84, 94, 95, 96, 99, 111, 116, 121, 122, 124, 128, 130 | – | ||
Доверие | – | – | – | ||
Нейтральное | |||||
Совет | – | – | 93, 125 | – | |
Намек | 86, 126 | – | |||
В игровом оформлении | – | – | – | ||
Условное | – | – | – | – | – |
Отрицательное | |||||
Выражение недоверия | – | – | – | – | – |
Осуждение | – | – | 17, 89, 90 | ||
Угроза | – | – | – | – | – |
Итого.................................................................................................................... 47 | |||||
Всего.................................................................................................................... 140 |
Как видим, на материале протокола наблюдения проведен классификационный анализ, результатом которого стали количественные данные, позволяющие на основе синтеза судить о стиле деятельности учителя на уроке.
Важной формой фиксации материалов наблюдения может быть также дневник наблюдений и, в частности, дневник педагогической практики[56]. Итак, наблюдение – весьма результативный метод педагогического исследования. Однако этот метод страдает существенными недостатками: во-первых, не все явления и процессы доступны наблюдению; во-вторых, наблюдатель зачастую теряет беспристрастность и перестает отделять себя от среды; в-третьих, высока вероятность ошибок в интерпретации полученных фактов и др. Поэтому педагогическое исследование не может опираться только на эмпирический метод наблюдения, но должно использовать и другие методы.