О стиле научно-педагогического текста




Выскажем несколько требований к стилю научно-педаго­гического текста.

Научно-педагогическое изложение состоит главным образом из рассуждений, в которых обосновываются результаты педагогического исследования. Чтобы рассуждение было убедительным, оно должно быть логичным: одно положение должно вытекать их предыдущего и быть связанным с последующим. Иначе говоря, способ изложения должен быть формально-логическим. Из этого следует, что текст курсовой или дипломной работы не может и не должен быть образным и эмоциональным. Научное изложение рассчитано на логическое, а не на эмоционально-чувственное восприятие. Поэтому эмоциональные, экспрессивные средства не играют решающей роли в научной прозе. Студенты, прибегающие к прямым публицистическим высказываниям, развернутому выражению радости, гнева, иронии и т.п., совершают стилистическую ошибку.

Это не значит, что в научном стиле вовсе не могут присутствовать элементы стиля художественного, но прибегать к ним нужно для того, чтобы сделать изложение живым, эстетичным, понятным, и чаще там, где вы полемизируете с другими авторами.

Во всяком случае, элементы художественного стиля (риторический вопрос, повтор, антитеза, сравнение, пословица, литературная цитата и др.) не должны служить цели сделать текст «красивым» – они в научно-педагогической прозе являются только дополнительным средством, вспомогательным приемом и не могут определять систему научного изложения.

Следующий вопрос, нуждающийся в обсуждении, – лексика научно-педагогического сочинения. В основе педагогического текста лежит общеупотребительная лексика. Вместе с тем в лексическом составе научно-педагогического стиля речи разграничивают: 1) терминологическую лексику, 2) общенаучную лексику и 3) слова-организаторы научной мысли.

Термины занимают особое место в научном тексте, так как они несут в себе большую информацию, чем другие лексические единицы. «Термины в области лексики... являются теми идеальными типами языкового выражения, к которым неизбежно стремится научный язык», – пишет Ш. Балли[86]. Терминированность – одна из основных стилевых характеристик научно-педагогической речи. В научной прозе употребляются общенаучные и специальные термины. Специфика педагогической терминологии состоит в том, что общенаучные и даже специальные ее термины легко смешиваются со словами общеупотребительными (к примеру, слова «урок», «воспитание», «обучение», «школьник» и т.п.). Вот почему в научно-педагогическом тексте так важна строгая семантизация термина, однозначное его толкование.

Слова-организаторы научной речи подразделяются на слова, вводящие логический контекст, и слова, характеризующие степень объективности информации. Слова, вводящие логический контекст, могут:

– подтверждать приведенные выше соображения («поэтому», «следовательно», «таким образом», «тем самым», «в результате этого» и др.);

– отрицать приведенные выше соображения («однако», «но», «тем не менее», «несмотря на это» и др.);

– расширять приведенные выше соображения («кроме того», «в данном случае», «в свою очередь» и др.);

– указывают на последовательность аргументации («во-первых», «во-вторых», «выше указывалось», «об этом см. ниже» и др.).

Слова, характеризующие степень объективности информации, лишь констатируют эту объективность («думают», «утверждают», «полагают», «по-видимому», «кажется», «возможно» и т.п.).

В научном тексте широко используются и так называемые экстралингвистические (неязыковые) средства: формулы, графики, иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы и т.п., а также различные типографские средства (подчеркивания – одной, двумя чертами, шрифтовые выделения – жирный, полужирный шрифт, разрядка, курсив).

Текст курсовой или дипломной работы имеет обычно следующую композицию:

– Введение (описывает методологический аппарат исследования);

– Глава I (излагаются результаты изучения состояния исследуемой проблемы в теории и практике);

– Глава II (освещается эмпирическая проверка основной гипотезы исследования);

– Заключение (обобщаются основные результаты исследования, соотнесенные с его целями, гипотезой и задачами);

– Список литературы;

– Приложения (содержат дополнительный материал, не являющийся существенным для понимания проблемы: тексты анкет, планы уроков, протоколы наблюдений и т.п.).

В связи с композицией курсовой или дипломной работы возникает вопрос о рубрикации, которая является внешним выражением композиционной структуры текста.

Рубрикация – это членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т.п. Рубрикация в педагогическом тексте отражает логику научного исследования.

Простейшей рубрикой является абзац: он служит показателем перехода от одной мысли к другой. Абзацное членение текста нередко сочетается с нумерацией. Возможные системы нумерации:

– использование римских и арабских цифр, прописных и строчных букв в сочетании с абзацными отступами («красной строкой»). В этом случае порядковые номера частей указывают словами (Часть первая), разделов – прописными буквами русского алфавита (Раздел А), глав – римскими цифрами (Глава I), параграфов – арабскими цифрами (§1);

– использование только арабских цифр в определенных сочетаниях: номера самых крупных частей научного текста обозначаются одной цифрой (первая ступень деления); номера составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр; третья ступень деления – из трех цифр и т.д. Например, текст главной части курсовой или дипломной работы состоит из двух глав: 1, 2 (цифра обозначает главу). Глава делится на разделы:

1.1, 1.2, 1.3...

2.1, 2.2, 2.3... (первая цифра обозначает главу, вторая – раздел).

Раздел делится на параграфы:

1.1.1, 1.1.2, 1.1.3...

1.2.1, 1.2.2, 1.2.3...

2.1.1, 2.1.2, 2.1.3...

2.2.1, 2.2.2, 2.2.3... (первая цифра обозначает главу, вторая – раздел, третья – параграф; слова «глава», «раздел», «параграф» не употребляются).

Завершая обсуждение некоторых вопросов стиля научно-педагогического текста, еще раз обратим внимание студентов-исследователей на необходимость стандартизации, унификации средств выражения мысли.

Еще большей стандартизации требует оформление курсовой или дипломной работы. К его характеристике мы и переходим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: