Оформление курсовой (дипломной) работы




Справочно-библиографический аппарат научного текста. Любое научное произведение, в том числе курсовая или дипломная работы, – это оформленное содержание. Требования к оформлению научной работы закреплены в соответствующих нормативных и инструктивных документах, которые устанавливают государственные стандарты. Основные из них следующие.

1. ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления» (введен с 01.01.86).

2. ГОСТ 7.10-70 «Система информационно-библиографи­ческой документации. Оглавление журналов и периодических изданий» описывает правила рубрикации.

3. ГОСТ 2.729-68; ГОСТ 2.731-68; ГОСТ 2.104-68 – содержат правила оформления визуальной информации (чертежей, диаграмм, графиков).

4. ГОСТ 7.11-78 и ГОСТ 7.12-77 описывают приемы и правила сокращения слов и словосочетаний в библиографическом описании.

Есть и иные ГОСТы, содержащие требования к оформлению научной работы. Кроме того, можно посоветовать студентам внимательно изучить оформление какой-либо солидной педагогической монографии, вышедшей в конце 80-х годов, после введения ГОСТа 7.1-84, так как хорошо изданная книга – это результат работы автора, редактора, рецензента, корректора и ее оформление соответствует нормативным документам.

Стандартизации подлежит прежде всего библиографический аппарат научно-педагогического текста.

Библиографический аппарат научного сочинения – это библиографические сведения о документах, упоминаемых, цитируемых в научной работе или использованных каким-либо иным образом при его подготовке. Библиографические сведения могут приводиться внутри текста либо вне его (подстрочные и затекстовые описания). Главное назначение информации – документирование ссылок на цитируемые или упоминаемые документы. «Ссылаться» на источники значит (по В.И. Далю) «приводить их речи, слова, указывать, откуда что взято, подкреплять свое суждение указанием на других»[87].

Существуют два способа представлять библиографическую информацию. Первый способ – постраничные библиографические ссылки внизу страницы, второй – в скобках после слов, к которым они относятся. В первом случае под соответствующим номером внизу страницы делается сноска с полным библиографическим описанием источника.

Во втором случае также возможны два варианта:

1) полное библиографическое описание помещается в скобках сразу же после цитируемых слов;

2) после цитируемых слов в квадратных скобках помещаются две цифры: первая называет номер данной публикации в списке литературы, завершающем курсовую или дипломную работу, вторая – номер страницы внутри этой публикации.

Итак, библиографическая информация может быть представлена тремя способами. Однако следует иметь в виду, что студент должен во всем тексте работы использовать только один способ, избранный им из трех указанных.

Обратимся к наиболее важному элементу библиографического аппарата – библиографическому описанию источников. Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, описанных по определенным правилам. Эти правила, как уже указывалось, введены в 1986 г. (ГОСТ 7.1-84). В соответствии с ними, каждое библиографическое описание содержит несколько частей, называемых областями описания. Всего этих областей семь.

1. Заголовок описания – фамилия, инициалы автора (авторов) или наименование коллективного автора.

2. Область заглавия содержит название публикации (без кавычек) и сведения, относящиеся к нему (например, сборник статей, тезисы). Если основное заглавие содержит пояснения или уточнения, оно помещается после основного заглавия, через двоеточие, с прописной буквы и без кавычек. Область заглавия может содержать также сведения о лицах, участвовавших в подготовке книги к публикации (редактор, составитель). В этом случае после основного и дополнительного заглавий ставится знак «/», далее с заглавной буквы указывается: Под ред.... или: Сост..... В обоих случаях вначале следуют инициалы, а затем фамилия редактора или составителя соответственно в родительном или именительном падеже.

3. Область издания – содержит сведения об отличиях данного издания от других изданий той же книги. Например: 3-е изд., испр. и доп.

5-е изд., стереотип.

12-е изд., перераб.

8-е изд., перераб. и доп.

4. Область выходных данных – содержит сведения о том, в каком городе, каким издательством и в каком году была опубликована книга. Названия городов приводят полностью. Исключения: Москва – М., Ленинград – Л., Санкт-Петербург – СПб., Ростов-на-Дону – Ростов н/Д. Название издательства пишется без кавычек.

5. Область количественной характеристики – содержит сведения о количестве страниц и иллюстративном материале, имеющемся в документе. Например: 180 с. 15 ил.

6. Область серии – содержит сведения о сериальном издании, выпуском которого является данное издание.

7. Область примечания – содержит дополнительную информацию о документе, например, о наличии в тексте библиографических списков, словарей, глоссариев и др.).

Между собой области и элементы описания отделяются условными разделительными знаками (УРЗ): тире, точкой, двоеточием, точкой с запятой, одной или двумя наклонными чертами, точкой с запятой и т.д.

УРЗ точка и тире (.-) ставится перед каждым элементом (областью) библиографического описания.

УРЗ точка (.) – между заголовком описания и заглавием.

УРЗ двоеточие (:) – перед другим заглавием или перед сведениями, относящимися к заглавию, и перед названием издательства.

УРЗ точка с запятой (;) – перед сведениями о других лицах или коллективах, принимавших участие в издании, и перед номером газеты, журнала, выпуска или продолжения публикации произведения.

УРЗ косая черта (/) – перед сведениями об ответственности (составители, редакторы, ответственные редакторы и т.д.).

УРЗ две косые черты (//) – между сведениями о составной части документа и сведениями о самом документе, в котором помещена составная часть.

УРЗ круглые скобки /()/ и квадратные скобки /[ ]/ – для уточнения заглавия или какого-либо другого элемента описания.

Обязательными элементами библиографического описания являются: фамилия и инициалы автора (авторов), основное и дополнительное заглавия, город и год издания. Разрешается также опускать знак тире между элементами описания (точка и тире заменяются точкой).

Рассмотрим полное библиографическое описание на конкретном примере (пример сконструирован из возможных элементов):

 

1. Заголовок описания Н.И. Петров, С.Т. Иванов
2. Область заглавия Современные проблемы развивающего обучения: Начальная школа / Под ред. В.Ф. Афанасьева. -
3. Область издания 3-е изд., перераб. и доп. –
4. Область выходных данных М.: Педагогика, 1995. –
5. Область количественной характеристики 193 с. –
6. Область серии (Серия «Развивающее обучение»). –
7. Область примечания Библиограф.: С. 189-193 (211 назв.)

Описание указанного источника, включающее все семь областей, выглядит следующим образом:

Петров Н.И., Иванов С.Т. Современные проблемы развивающего обучения: Начальная школа / Под ред. В.Ф. Афанасьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1995. – 193 с. – (Серия «Развивающее обучение»). – Библиограф.: С. 189-193 (211 назв.).

Полезно пользоваться схемой библиографического описания книги:

 

Заголовок описания. Основное название: Другое название и сведения, относящиеся к заглавию. – Сведения о повторности издания. – Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц. – (Область серии). – Примечания.

 

Несколько иначе выглядит схема библиографического описания журнальной статьи:

 

Фамилия, инициалы автора или авторов (заголовок описания). Основное название (заглавие): Другое заглавие и сведения, относящиеся к заглавию // Название журнала. – Год издания. – Номер. – Страницы, на которых помещена статья. Пример. Краевский В.В. Методологическая рефлексия // Советская педагогика. – 1989. – №2. – С. 72-79.

 

Завершая параграф «Справочно-библиографический аппарат научного текста», приведем примеры библиографических описаний различных типов источников, наиболее часто встречающихся в курсовых и дипломных работах (описываем только обязательные элементы библиографического описания).

 

1. Однотомные издания

Книги одного, двух, трех авторов:

Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. – М.: Педагогика, 1986.

Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика: Начальные классы: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1978.

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – 5-е изд. – М.: Педагогика, 1982.

Переводные издания:

Скалкова Я. и др. Методология и методика педагогического исследования / Пер. с чеш. – М.: Педагогика, 1989.

Издания, не имеющие индивидуального автора:

Начальное образование в России: Инновации и практика / Ред.-сост. А. Русаков. – М.: Школа, 1994.

Сборники научных трудов или статей:

Проблемы повышения эффективности подготовки учителя начальных классов без отрыва от производства в условиях сокращенного срока обучения: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.П. Стойлова. – М.: МГЗПИ, 1990.

Проблемы школьного учебника: Язык и стиль школьных учебников: Сб. ст. – М.: Просвещение, 1988. – (Вып.18).

 

2. Многотомные издания

Издание в целом:

Макаренко А.С. Соч.: В 8 т. / Гл. ред. М.И. Кондаков. – М.: Педагогика, 1983-1986.

Отдельный том:

Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. Т.1 / Сост. Л.Ю. Гордин., А.А. Фролов. -М.: Педагогика, 1983.

 

3. Неопубликованные документы

Диссертация:

Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности школьников: Дис.... д-ра пед. наук. – М., 1972.

Автореферат диссертации:

Матяш Н.В. Самовоспитание профессиональной компетенции будущего учителя: Автореф. дис.... канд. пед. наук. – Брянск, 1994.

4. Составная часть документа

 

Статья из собрания сочинений:

Макаренко С.А. Методика организации воспитательного процесса // Собр. соч.: В 8 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1. – С. 267-329.

Статья из книги:

Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Умом и сердцем: Мысли о воспитании / Сост. Н.И. Монахов. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – С. 153-157.

Статья из журнала:

Асхаков С.И. Социология в педвузе // Социологические исследования. – 1993. – №7. – С. 29-34.

Статья из газеты:

Молодцова В. Они ушли недоучив // Российская газета. –1996. – 2 февр.

Статьи, тезисы из трудов конференций, семинаров и т.п.:

Сологуб Е.Г. Рейтинговая система оценки знаний студентов // Формирование внутренних стимулов учения у студентов: Тез. докл. Поволжской регион. науч.-метод. конф. (Саратов, 10-13 июня 1991 г.): В 2 ч. – Саратов: СГУ, 1991. – Ч. 1. – С. 5-7.

Рабунский Е.С. О системе реализации индивидуального подхода в подготовке будущего учителя // Высшее педагогическое образование: Проблемы и перспективы: Материалы всесоюз. науч.-метод. конф. (Прейла. 24-29 мая 1991 г.) – М., 1991. – С. 71-72.

 

В последние годы исследователи активно пользуются научной информацией, получаемой через Интернет. Как оформить такие источники?

Описание источника из сети Интернет включает в себя три позиции: 1) указание на Интернет; 2) поисковый сервер источника; 3) точное время записи информации, которое описывается в следующем порядке: год, месяц, число, час, минута.

Условные разделительные знаки (УРЗ) располагаются следующим образом.

1. Слово «Интернет» (без кавычек) записывается в алфавите списка литературы, т.е. в той группе источников, область заглавия которых (фамилия, инициалы) начинается с буквы И. После слова «Интернет» ставится точка.

2. На новой строке ставится знак «-» (черточка, без кавычек), после которого точно записывается поисковый сервер источника.

3. На следующей строке указывается год, месяц, число, а далее через пробел в один знак – час и минута.

4. Если описываются несколько источников из сети Интернет, слово «Интернет» пишется один раз.

5. Внутри группы источников из сети Интернет публикации располагаются в хронологии времени записи информации в поисковом сервере.

Примеры:

Интернет.

https://www/gn.apc.org/shumachercollege/stephan/htr

1998-10-30 11.22

https://www/ualberta/ca/~cdnelson/pl/htm

1998-10-30 11.40

 

* * *

 

До сих пор речь шла о библиографическом описании отдельного источника. Скажем несколько слов об оформлении библиографического списка. Библиографический список в курсовой или дипломной работе имеет обычно стандартное название. Существуют четыре его варианта: Литература. Список литературы. Список использованной литературы. Список использованной литературы и источников.

Библиографические описания, включаемые в библиографические списки, располагаются в определенном порядке. Наиболее простым и распространенным в курсовых и дипломных работах является алфавитный список (все описания располагаются в алфавите заголовков описания, т.е. фамилий авторов и/или заглавий). При хронологическом построении библиографического списка библиографические описания располагаются в хронологии опубликования документов. При алфавитно-хронологическом построении библиографические описания располагаются в алфавите заголовков, а внутри каждой «буквы» – еще в хронологическом порядке.

Существуют также нумерационное и систематическое построения, однако в курсовых и дипломных работах они не используются.

 

* * *

 

Автор курсовой или дипломной работы часто прибегает к цитированию. Цитата – это точная, буквальная выдержка из какого-либо текста. Ее используют для обоснования, подтверждения какого-либо положения. Напомним несколько требований к цитированию.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным. Оно должно быть неразрывно связано с текстом. Каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник, описанный в соответствии с требованиями нормативных документов. При непрямом цитировании (пересказе, изложении мыслей автора своими словами) следует быть предельно точным и также давать соответствующие ссылки на источник (сопровождать пометкой «См.»)

Оформление иллюстративного материала. Иллюстративный (экстралингвистический) материал в курсовой или дипломной работе служит пояснением или дополнением к тексту и может иметь форму таблицы, графика, диаграммы, схемы, чертежа, фотоснимка и т.п. Оформление иллюстративных материалов также стандартизуется: только таблицы называются в тексте работы словом «Таблица» – все остальные иллюстративные материалы оформляются как рисунки (рис.). При ссылках же в тексте иногда указывается вид графического изображения. Например: на рис. 3 в виде диаграммы изображена возрастная структура учительских кадров; на рис. 8 представлена кривая динамики заработной платы учителей и т.п. Слово «Таблица» помещается в правом верхнем углу, без сокращения, без кавычек, с прописной буквы. Точка после цифры, обозначающей номер таблицы, не ставится. Слово «Рис.» помещается под иллюстративным изображением, затем оформляется порядковый номер рисунка (знак «№» и кавычки не ставятся; после цифры, обозначающей номер рисунка, точка не ставится).

В тексте научного сочинения употребляется сплошная нумерация иллюстративных материалов арабскими цифрами, причем для таблиц и рисунков отдельно (например: Таблица 1, Таблица 2...; Рис. 1, Рис. 2...).

Все таблицы и рисунки должны быть озаглавлены. На все иллюстрации в тексте даются ссылки (например: рис. 8).

Из всех видов иллюстративных материалов наиболее часто в курсовых и дипломных работах используются таблицы. Остановимся на них несколько подробнее. Таблицы облегчают восприятие текста, так как однородный материал в них приведен в систему. В тексте таблица должна помещаться сразу после первого упоминания о ней и на одной странице, без переноса части таблицы на следующую страницу. Таблица обычно содержит следующие элементы:

1. Порядковый номер таблицы (без знака «№»).

2. Название таблицы.

3. Заголовочная часть, расположенная в верхней части (так называемая головка).

4. Основная часть (боковик слева и прографка: вертикальные графы, колонки, столбцы и горизонтальные строки, ряды).

Схема построения таблицы выглядит следующим образом (рис. 1).

 

Таблица 1

 

Заголовок таблицы

     
       
           

 

 


Рис. 1. Схема построения таблицы

В качестве образца приведем заполнение таблицы, выполненное в одной из дипломных работ[88] (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Изменение качества знаний по природоведению

после проведения эксперимента, %

 

Параметры оценки 3-й «б» класс (экспериментальный) 3-й «в» класс (контрольный)
Ре­зультаты среза №2 Повышение качества знаний Сни­жение качества знаний Ре­зультаты среза №2 Повышение качества знаний Сни­жение качества знаний
1. Правильность ответов        
2. Наличие доказательств        
3. Количество доказательств 0,9 0,2 0,6 0,1
4. Достаточность доказательств        
5. Логичность доказательств          
6. Количество алогичностей 0,3 0,4   0,7
7. Наличие лишнего в ответах        
8. Количество суждений 1,7 0,4 1,2 0,3
9. Количество учащихся, не решивших задачу        

 

Обратите также внимание на заполнение других таблиц, имеющихся в данном пособии.

Защита дипломной работы

Защита дипломной работы – трудный, эмоционально напряженный вид аналитико-синтетической деятельности студента, требующий большой сосредоточенности, воли, умения управлять собой, чувства собственного достоинства. В словосочетании «защита дипломной работы» ключевым является слово «защита». Она предполагает борьбу точек зрения, умение отстаивать собственную позицию, отвечать на вопросы, высказывать суждения, аргументировать их, «слышать» оппонентов.

Подготовка к защите дипломной работы начинается задолго до нее и проходит несколько этапов.

1. Выступления на научных студенческих конференциях с докладами по результатам курсового или дипломного исследования.

2. Предзащита дипломной работы на специальном заседании кафедры в присутствии других дипломников и научного руководителя.

3. Изучение отзыва оппонента, подготовка к обсуждению отмеченных им недостатков дипломной работы, прогнозирование возможных вопросов по ее содержанию, выстраивание ответов на них.

4. Осмысливание и составление текста сообщения, с которыми предстоит выступить перед Государственной аттестационной комиссией.

5. Консультации с научным руководителем о характере и процедуре защиты.

6. Участие в открытых заседаниях Государственной аттестационной комиссии по защите дипломных работ, предшествующих вашей собственной защите.

На этом этапе подготовки к защите одним из наиболее важных элементов является составление текста сообщения по результатам дипломного исследования. В 15-20-минутное выступление нужно вместить большой объем информации, сделать это логично, содержательно, компактно. Анализ сообщений дипломников показывает, что может быть несколько подходов к отбору материала и логике его изложения.

Первый подход: излагается методологический аппарат исследования, а затем кратко докладывается содержание каждой главы и общие выводы (композиционный вариант).

Второй подход: раскрывается методологический аппарат исследования, информация об основных этапах исследования и отчет о результатах, полученных на каждом этапе (реферативный вариант).

Третий подход: докладываются методологический аппарат исследования, задачи исследования, а затем информация о решении каждой задачи с указанием использованных методов и результатов решения каждой научной задачи («позадачный» вариант).

Четвертый подход: сообщение строится вокруг проблемы исследования и содержит информацию о противоречиях, с которыми встретился исследователь на теоретическом и эмпирическом уровнях выхода из основного противоречия (вариант проблемного изложения).

Наиболее прост первый подход, наиболее сложен – последний. Однако выбор варианта зависит не столько от его трудности или простоты, сколько от характера, особенностей, логики проведенного исследования.

Процедура защиты дипломной работы включает в себя несколько элементов.

1. Доклад (сообщение) дипломника, в ходе которого студент может обращаться к заранее размещенным таблицам, графикам, диаграммам или иному иллюстративному материалу.

2. Ответы дипломника на вопросы членов Государственной аттестационной комиссии. Вопросы могут быть заданы и оппонентом. Следует иметь в виду, что студенту предлагается на выбор два варианта организации ответов на вопросы: 1) студент выслушивает (и записывает) все вопросы экзаменаторов, а затем отвечает на них, при необходимости группируя вопросы и ответы; 2) студент последовательно отвечает на каждый поставленный вопрос. Важно, чтобы ответы строго соответствовали существу вопросов, были содержательными и в то же время краткими, лапидарными. Интересный, продуманный доклад вызывает обычно интересные, проблемные вопросы экзаменаторов, что превращает описываемый элемент защиты в дискуссию. Возникновение дискуссии позволяет студенту более подробно раскрыть содержание дипломной работы, показать свою компетентность, проверить собственные идеи и оценить их достоверность, преодолеть смысловые барьеры, проявить свои коммуникативные качества, свойства интеллекта, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, избежать ошибок, допущенных другими студентами в защите своих дипломных работ[89].

3. Выступление оппонента (вариант: председатель ГАК зачитывает отзыв в случае отсутствия оппонента).

4. Ответы студента на замечания и вопросы оппонента, которые позволяют продолжить дискуссию, расширить информацию о содержании дипломной работы.

Завершая рассуждения о защите дипломной работы, отметим еще один ее аспект – научный этикет, который необходимо соблюдать в ходе защиты.

В своем сообщении, ответах на вопросы, дискуссии дипломник, говоря о себе, должен употреблять местоимение «мы» в различных формах («мы думаем...», «нами установлено...», «наши выводы» и т.п.).

Существенное значение имеет внешний вид (деловой костюм, скромный макияж), а также манера держаться перед аудиторией (голос, дикция, интонации, жесты и т.п.).

Необходимо контролировать свои чувства: справляться с волнением, не впадать в панику, сохранять чувство собственного достоинства.

Защита завершается, в соответствии с традицией научного этикета, так называемой «благодарственной формулой»: студент произносит слова благодарности, обращенные к председателю Государственной аттестационной комиссии, ее членам, научному руководителю, оппоненту и всем присутствующим.

Список рекомендуемой литературы

 

1. Бурдин К.С., Веселов П.В. Как оформить научную работу: Метод. пособие. – М., 1972.

2. Былинский К.И., Жинкин А.Н. Справочная книга корректора. – М., 1960.

3. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль речи. Оформление научной работы: Учеб. пособие. – М., 1991.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1965.

5. Соколова Н.Е. Дипломные работы по педагогике: Учеб.-метод. пособие. – М., 1983.

6. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. – М., 1975.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Анкета для студентов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: