Особенности усвоения учебного материала




Прием информации осуществляется посредством ор­га­нов чувств человека, включаются в работу его ощущения и восприятие, и только затем опознание, запоминание, ус­тановление ассоциаций, осмысление.

Совершенно необходимым, хотя и недостаточным ус­ловием того, чтобы информация была воспринята, явля­ется приход к тем органам чувств достаточно интен­сивных, четких, не искаженных сигналов, соответству­ющих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. К сожалению, преподаватели не всегда помнят об этом, нередко лекции читаются без учета акустики или остроты зрения студентов, находя­щихся в глубине аудитории, в случае применения таблиц и рисунков.

Острота зрения в большой степени определяется струк­турными, морфологическими особенностями зри­тельного анализатора. Однако в некоторых пределах воз­действие на остроту зрения учащегося находится во власти педагога. Исследования зависимости остроты зрения от освещенно­сти и контраста показали, что с увеличением яркости фона растет острота зрения. При уменьшении кон­трастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Восприятие информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице (например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, способа печати, цветового фона.

Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на всех цветных планшетках, неудо­бочитаем желтый на белом фоне.

Выделение шрифта другим цветом при чтении тек­ста способствует закреплению материала в долговре­ мен­ной памяти. Чем короче, компактнее и выразитель­нее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и за­пом­нят.

Комбинированное воздействие визуальной и аудио­информации дает наилучшие результаты. Так, исследова­ния показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% — в зрительной, если же оба эти способа передачи информации использу­ются одновременно, он может воспринять до 65% содер­жания этой информации. Отсюда вытекает роль аудио­ви­зуальных средств обучения (кино, телевизор, компью­тер­ные видеосюжеты в сопровождении речи и музыки). Через зритель­ную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую систе­му — на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается луч­ше, чем на слух. 20% поступающей слуховой информа­ции может потеряться, так как мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители), к тому же через каждые 5-10 секунд мозг «отключается» на доли секунды от приема информации, именно поэтому требуется повторение одной и той же ин­формации разными способами и лексически­ми средствами.

Для восприятия информации важен тип мыслитель­ной деятельности. По данным нейропсихологов, 48% лю­дей мыслят логическим путем и 52% — образным. 24% логически мыслящих людей переходят к образному мыш­лению и 26% образно мыслящих людей переходят к логи­ческому мышлению. Одному легче запомнить номера те­лефонов, другому — теорему, третьему — хронологию исторических событий. Большинство психологов счита­ет, что сохранение того или иного материала в памяти че­ло­века тесно связано с характером восприятия мира, с ти­пом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теорети­чески, другие — эмпирически. Четко характер мышления чело­века проявляется в том, как сохраняет материал его логи­ческая память. Эксперименты показали, что «теоре­тики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраня­ется даже через 20 месяцев. Интересно, что ког­да испы­туемым задавались наводящие вопросы, «теоре­тики» даже после столь большого перерыва связно вос­производили почти полный объем текста. У «практи­ков» в памяти ос­тались только конкретные факты и их описания. Сам текст, если и воспроизводился, то только отрывочно. По­сле наводящих вопросов «практи­кам» удается восстано­вить гораздо меньший объем тек­ста, чем «теоретикам». Такого рода эксперименты де­монстрируют заметное пре­имущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников и студентов.

И если традиционная система образования преимущест­венно строится на запоминании различных фактов, кон­цепций, то следует позаимствовать из западной сис­темы на­правленность на анализ, критический разбор ин­формации и выработку учащимися собственных выводов.

Восприятие — активный процесс, связанный с выдви­жением гипотез. Разные люди могут увидеть раз­ное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относит­ся к зрительному восприятию и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали, или тем, что ему сказали. Суще­ственно влияет на восприятие то, чего ждет человек, осу­ществляе­мый им вероятностный прогноз.

Если перед показом учебного рисунка внимание не привлечено к тому, что на этом рисунке существенно, уча­щийся может рассматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего педагог показал дан­ный рисунок.

Восприятие зависит не только от сигналов, при­шедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет субъект, осуществляющий вероятностный прогноз. Чем меньше слушатель ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным (поэтому незнакомые тер­мины следует несколько раз повторить, записать, объяс­нить зна­чение).

После одной и той же лекции студенты могут уве­рять, что преподаватель о чем-то вовсе не упоминал, хотя магни­тофонная запись свидетельствует об ошибочности их мне­ния. Записи студентов, которые они ведут на лекциях, — не стенограмма. Составляемые ими конспекты в значи­тельной степени являются записью их мыслей по поводу того, что говорит лектор. Между тем, студенты уверены, что это и было сказано лектором.

Понимание информации протекает успешнее, если ин­формация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюст­рировались конкретными примерами, учебный материал излагался па доступном уровне с учетом знаний и уров­ня развития мышления учеников.

Например, чтобы усвоить понятия теории множеств, для детей 7-8 лет нужно преподнести эти понятия в пред­метно-действенной форме (на языке предметов и дейст­вий), подросткам — в форме конкретных операций над математическими объектами (на языке образов и опера­ций), для студентов же достаточно речевой и сим­воличе­ской формы сообщения соответствующих сведе­ний.

Что значит, с психологической точки зрения, понима­ние некоторого содержания? Один (самый простой) вари­ант ответа: понимать — значит суметь воспроизвести, вы­полнить. Это простой объективированный психологичес­кий критерий понимания, но он, однако, не исчерпывает всей сложности проблемы.

Оказывается, можно нечто знать, но не понимать. По­нимание соотнесено с сознанием. Понимать нечто — зна­чит осознавать это на себе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: