РАЗДЕЛ VI. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ




Возрастные группы

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на стро­гом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенно­стей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и вос­питание дол­жны соответствовать возрастным этапам раз­вития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом — своевре­менно и после­довательно. Только тогда человеку можно естественно при­вивать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых со­зрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть рас­пределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предла­галось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрас­те», — писал Я.А. Коменский.

Учет возрастных особенностей — один из осново­пола­гающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавлива­ют обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные осо­бенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Педагоги должны учитывать в учебно-воспитатель­ном процессе такие явления, как акселерацию и децелера­цию в развитии учащихся.

Акселерация (от лат. акселерация — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое разви­тие в детском и подростковом возрасте. Биологи связы­вают акселерацию с физиологическим созреванием орга­низма, психологи — с развитием психических функций, а педагоги — с духовным развитием и социализацией лично­сти. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рас­согласованием процессов физиологического созревания орга­низма и социализацией личности.

До появления акселерации в 50-60-е годы прошлого века физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансиро­ванным. В результате акселерации, насту­пившей в середине 70-х годов ХХ столетия, физиологиче­ское созревание орга­низма начинает опережать темпы ум­ственного, психического, социального развития. Образует­ся несоответствие, которое можно выразить так: тело ра­стет быстрее, чем созревают психические функции, явля­ющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравст­вен­ных качеств. К тринадцати-пятнадцати годам у дево­чек, а к четырнадцати-шестнадцати годам у мальчиков, живу­щих в средних регионах нашей страны, физиологиче­ское развитие организма в основном завершается и почти до­стигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлет­ворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, социальное развитие отстает и всту­пает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводящее к значительным пси­хологическим перегрузкам, подросток ищет пути его уст­ранения и выбирает такие, которые подсказывает его нео­крепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создавшей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них перемена­ми, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитате­лей. Если с чисто техническими проблемами акселерации — обеспечением школ новой мебелью, учеников одеждой и т.п., еще как-то справились, то в области нравственных послед­ствий акселерации, в первую очередь проявившихся в ши­роком распространении половых контактов среди не­совер­шеннолетних со всеми вытекающими отрицатель­ными по­следствиями, проблемы остались.

О темпах акселерации говорят следующие сравни­тель­ные данные. За три десятилетия длина тела у подрост­ков увеличилась в среднем на 13-15 сантиметров, а вес — на 10-12 килограммов по сравнению с их сверстниками 50-х годов.

Среди основных причин акселерации назовем: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных усло­вий, повышение качества питания и медицинского обслу­живания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указыва­ются и другие причины — радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ус­корению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; умень­шение количества кислорода в атмосфере, что влечет за со­бой расширение грудной клетки, влекущей рост всего орга­низма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплек­сным воздействием многих факторов.

С середины 80-х годов акселерация во всем мире по­шла на убыль, темпы физиологического развития не­сколько упали.

Младший школьный возраст (6-10 лет). В шести­лет­нем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решитель­ными изменениями в его деятельности, общении, отноше­ниях с другими людьми. Ведущей деятельностью стано­вится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники пе­реживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно уве­личивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти по­является способность выполнять тонкие движения, бла­годаря чему ребенок овладевает навыком быстрого пись­ма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детско­го организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется не­рвная система, интенсивно развиваются функции боль­ших полушарий головного мозга, усиливается аналити­ческая и синтетическая функция коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро раз­вивается психика ребенка. Изменяется взаи­моотношение процессов возбуждения и торможения: про­цесс торможе­ния становится более сильным, но по-прежне­му преобла­дает процесс возбуждения, и младшие школьни­ки в высо­кой степени возбудимы. Повышается точность работы ор­ганов чувств. По сравнению с дошкольным воз­растом чув­ствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зри­тельные — на 80%.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немало­важное значение имеет и расширение сферы общения. Бы­стротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неус­той­чивостью и неорганизованностью, но в то же время остро­той и свежестью, «созерцательной любознательно­стью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой, «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, кото­рая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость ана­ли­за при восприятии отчасти компенсируются ярко выра­женной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целе­направленно слушать и смотреть, развивают наблюдатель­ность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельнос­тью, усложняется и углубляется, становится более анали­зирующим, дифференцирующим, принимает организован­ный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, не­до­статочно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школь­ная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в про­извольном внимании, волевых усилий для сосредото­чения. Произвольное внимание развивается вместе с дру­гими функциями, и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмо­ционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыс­лит формами, красками, звуками, ощущениями во­обще», — напоминал учителям К.Д. Ушинский, призывая опирать­ся на первых порах школьной работы на эти осо­бенности детского мышления. Задача школы первой сту­пени — под­нять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л.С. Выготский, ре­бенок вступает с относительно слабой функ­цией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интел­лект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспита­тельного про­цесса, при изменении содержания и методов обучения, ме­тодики организации познавательной деятель­ности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их ре­чью. Словарный запас нынешних четвероклассников на­считывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обла­дает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справ­ляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а млад­ший школьник — 6-8. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако учени­ки начальной школы не умеют распорядиться своей памя­тью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучива­нии, навыков самопроверки, знаний рациональной органи­зации учебного труда.

Становление личности маленького школьника про­сходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учи­телями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в це­лую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формиру­ют­ся навыки общественного поведения (коллективизм, от­ветственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет боль­ше возможности для формирования нравственных ка­честв и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, кото­рым пользуется учитель, создают благоприятные предпо­сылки для форми­рования высокоморальной личности. Основы нравствен­ного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации лич­ности огромна.

Начальная школа должна включать своих воспитанни­ков в разумно организованный, посильный для них произ­водительный труд, значение которого в форми­ровании соци­альных качеств личности ни с чем не срав­нимо. Работа, ко­торую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в которых мак­симально проявляются инициатив­ность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать пре­красный мир чудес и испытания, дви­гательную актив­ность — все это должно удовлетворяться в разумной, при­носящей пользу и удовольствие игре, разви­вающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучени­ем в школе второй ступени (V-IX классы) и характеризу­ется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой пе­рестройкой всего организма. Душевный мир подростка характеризует психология полуребен­ка-полувзрослого: в своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «при­стал» к взрослым. Период трудный как для самого подро­стка, так и для окружающих его людей.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 см, а у девочек — до 6-8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (прибавляют в росте 20-25 см) и девоч­ки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрас­тает сила мышц. Развитие внутренних органов неравно­мерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и уча­щению сердцебиения. Легочный аппарат подростка разви­вается недостаточно быстро, хотя жизненная сила (ем­кость) легких возрастает до 3400 кубических сантиметров. Дыха­ние подростка учащенное. Неравномерность физиче­ского развития детей среднего школьного возраста оказы­вает влияние на их поведение: они часто излишне жести­кули­руют, движения их порывисты, плохо координиро­ваны.

Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже, с две­надцати-тринадцати лет. Половое созревание вносит серь­езные изменения в жизнедеятельность организма, наруша­ет внутреннее равновесие, вносит новые переживания.

В подростковом возрасте продолжается развитие не­рвной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами тор­можения, по­этому для подростков характерна повышен­ная возбуди­мость.

Восприятие подростка более целенаправленно, плано­мерно и организованно, чем восприятие младшего школь­ника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иног­да, как заметили психологи, поражает своей поверх­ностью. Определяющее значение имеет отношение подро­стка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать вос­приятие окружающей жизни с учебным материалом — характер­ная особенность учеников среднего школьного возраста.

Характерная черта внимания учеников среднего школь­ного возраста — его специфическая избиратель­ность: ин­тересные уроки или интересные дела очень увле­кают под­ростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непро­извольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни воз­можнос­ти отвлекаться на посторонние дела.

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление стано­вится более систематизированным, последовательным, зре­лым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мыш­лением и абстрактным в пользу последнего. Мышле­ние подростка приобретает новую черту — критичность. Под­росток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спо­рам и возражениям. Средний школьный возраст наибо­лее благоприятный для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблем­ные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сход­ные и отличительные черты, причинно-следственные зави­симости.

Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, до­казательным рассуждениям. Чаще встречаются предложе­ния со сложной синтаксической структурой, речь стано­вится образной и выразительной.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравст­вен­ное и социальное формирование личности. Но мировоз­зре­ние, нравственные идеалы, система оценочных сужде­ний, моральные принципы, которыми школьник руково­дству­ется в своем поведении, еще не приобрели устойчи­вость, их легко разрушают мнения товарищей, противоре­чия жизни. Правильно организованному воспитанию при­надлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравствен­ный опыт приобретает подросток, будет склады­ваться его личность.

Особое значение в нравственном и социальном пове­де­нии подростков играют чувства. Они становятся пред­наме­ренными и сильными (у младших школьников им­пульсив­ные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый воз­раст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрям­ство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Под­ростковый возраст называют даже возрастом катаст­роф. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.

Исследования внутреннего мира подростков показы­ва­ют, что одна из самых серьезных проблем среднего школь­ного возраста — несогласованность убеждений, мо­ральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действия­ми, поведением, с другой. Намерения обычно бла­гие, а по­ступки далеко не всегда благовидные.

Нравственные идеалы и моральные убеждения подро­стков складываются под влиянием различных факто­ров и поэтому очень разнообразны. Наряду с положи­тельно ори­ентированными качествами встречается немало ошибоч­ных, незрелых и даже аморальных представлений. Подро­стки-мальчики склонны выбирать своими кумирами силь­ных, мужественных, смелых людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбой­ники, но и вполне земные местные хулиганы, которых «даже милиция боится». Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость — подлостью, уважение к себе — насилием над другим. У нынешних девочек-подростков также немало ложных идеалов. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных цен­ностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Не­которые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добро­совестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфанти­лизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою бу­дущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного тру­женика перестал быть привлекательным.

Воспитательная работа со школьниками среднего возраста — важнейшая и сложнейшая из нынешних задач. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности разви­тия и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Это верный путь преодолеть прогресси­рующее пока отчуждение подростков от учителей, школы, общества. Уче­ник среднего школьного возраста вполне способен понять аргументацию, убедиться в ее обоснован­ности, согласиться с разумными доводами. Демократиза­ция школьной жизни, свободный выбор коллектива, заня­тий по душе, предметов для изучения, учебного заведения — все это создает бла­гоприятные условия для самовыра­жения подростка, отста­ивания значимых для него убежде­ний, взаимопонимания со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге дол­жно положительным образом сказаться на формировании нравственных и социальных качеств.

Старший школьный возраст (15—18 лет). В этом воз­расте в основных чертах завершается физическое разви­тие человека: заканчивается рост и окостенение скеле­ та, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кро­вя­ное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятель­ность щитовидной железы, вызывающая у подростка по­вышенную возбудимость, значительно ослабляется. Про­должается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст — это период выработки, миро­воз­зрения, убеждений, характера и жизненного самоопре­деле­ния. Юность — время самоутверждения, бурного роста са­мосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. «В огне, оживляющем юность, отлива­ется характер человека. Вот почему не сле­дует ни тушить огня зтого, ни бояться его, ни смотреть на него как на не­что опасное для общества, ни стеснять его свободного го­рения, а только заботиться о том, чтобы ма­териал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего каче­ства», — писал К.Д. Ушинский (Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. — С. 221.).

У старшеклассников обычно ярко выражено избира­тельное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из са­мых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленно­стью, внимание — произвольностью и устойчивостью, па­мять — логическим характером. Мышление старше­класс­ников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

Юность — это период расцвета всей умственной дея­тельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущ­ность явлений природы и общественной жизни, объяс­нить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заклю­чение, добытое собственным трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходи­ма для самоут­верждения личности. Взрослые, учителя часто безапелля­ционно отвергают наивные, односторонние,

далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестак­тностью предпосылки для конфликтов и недоразу­мений.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше все­го ценят физическую силу, то старшеклассники ува­жают интеллектуальные качества. Больше других ценятся жи­вость ума, находчивость, умение остро чувствовать пробле­му, быстро ориентироваться в материале, необхо­димом для ее решения. Авторитетом в классе пользуются ученики, имеющие проницательный ум, способные за ви­димыми фактами находить скрытые причины, предвидеть, строить смелые предположения. Отметим это в связи, что в юно­шеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Кумирами становятся гармонически раз­витые люди, у которых качества ума удачно сочетаются с физичес­кой развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами. «Примерка» к себе стимулирует про­цесс само­воспитания, который у многих старшеклассников приобре­тает силу, устойчивость и целенаправленность.

Нравственные и социальные качества старшеклассни­ков формируются ускоренными темпами. Этому способ­ствует не только сенситивный период нравственной зрело­сти, но и новая обстановка: изменение характера деятель­ности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми становятся моральные поня­тия, оценки, крепнут этические убеждения. Чувство взрос­лости становится глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность; у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры. Любым способом им хочется обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в дан­ный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут могут помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых.

В юношеском возрасте появляется усиленный инте­рес к этическим проблемам. Первая любовь не только вно­сит сильные переживания в жизнь молодых людей, но и заставляет практически решать многие непростые во­п­росы. Некоторые педагоги считают, что именно характер разрешения этических ситуаций служит критерием мо­рального развития личности. В этом возрасте высок инте­рес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности. В последнее время некоторые молодые люди проявляют интерес к религии.

У старшеклассников усиливаются сознательные мо­ти­вы поведения. Важное значение имеет статус (положе­ние) личности в коллективе, характер общения и отноше­ний между членами коллектива. Коллектив шлифует и кор­ректирует качества личности, формирует те черты, кото­рые культивируются в данном коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, программы ко­торых привлекают многих старшеклассников, У молоде­жи усилилось критическое отношение к действительнос­ти, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрослым. Оценка, снисхождений в этом возрасте не при­нимаются.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отлича­ются резкой дифференциацией по интересам и на­мерени­ям, но совпадают в главном — каждый хочет занять дос­тойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. В послед­ние годы произошла переоценка «престижности» профес­сий, а пере­ход к новым экономическим условиям хозяйст­вования в стране еще больше повысил остроту всегда вол­новавшего молодежь вопроса. Хорошей, профессией назы­вают ту, где можно реализовать свои способности и хо­рошо заработать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: