Методика анализа урока, с позиции личностно-ориентированного образования




1. Подготовка учителя к уроку

1.1. Какую роль учитель отводит уроку в личностном развитии учащегося.

1.2. Задачи урока, их связь с задачами образовательной области предмета и темы.

1.3. Проводилась ли диагностика личностного разви­тия обученности, воспитанности учащихся, как использо­вались результаты диагностики при постановке задач уро­ка и определение его содержания.

1.4. Какая индивидуальная работа проектировалась учителем на уроке.

1.5. Как учитель оценивает результаты работы отдель­ных учащихся на уроке (в чем продвинулись на уроке сильные, средние, слабые ученики).

2. Организация у рока

2.1. Какие задачи были поставлены на уроке учителем перед учащимися, удалось ли привлечь учащихся к реали­зации поставленных задач, как учащиеся поняли задачу урока, как учитель выяснил степень понимания детьми задач предстоящей работы.

2.2. Была ли создана мотивация деятельности учащихся, как был разбужених интерес, не возникло ли у них желание овладеть новыми знаниями и продвинуться в развитии.

2.3. Как учащиеся участвовали в организации урока, имело ли место взаимное обучение, коллективный или вза­имный контроль или оценка. Какие роли выполняются учащимися на уроке. Кто принял на себя ответственность за организацию, порядок и дисциплину.

2.4. Какова организационная структура урока, можно ли выделить этапы урока на пути движения учащихся к цели. Как изменяется деятельность учащихся на каждом этапе, какие задачи они решали.

2.5. Организация рефлексии учащихся по поводу ус­лышанного и сделанного на уроке.

3. Содержание

3.1. Какие ценности были положены в основу содержа­ния обучения и стали ли они предметом обсуждения с учащимися.

3.2. Какие глобальные (планетарные) и более частные проблемы развития человечества были включены в содержание урока.

3.3. Содержание теоретических знаний на уроке. В рамках какой научной теории они излагались. Была ли у учащихся возможность сравнить и оценить различные подходы к объяснению явлений и процессов, была ли создана ситуация выбора для учащихся и как они прояви­ли себя в этом выборе.

3.4. Содержание познавательной и практической дея­тельности учащихся на уроке. Какими способами этих ви­дов деятельности овладели ученики, участвовали ли они в творческом поиске. Результаты творческой деятельности.

3.5. Какими способами личностного развития овладе­ли учащиеся:

а) умением ставить перед собой задачи и добиваться их реализации;

б) коммуникативными умениями;

в) умением сотрудничества и взаимопомщи;

г) умением саморегуляции, самоконтроля и самодицисплины;

д) умением самопознания, рефлексии и др.

3.6. В чем состоял развивающий характер содержания обучения на уроке.

3.7. Имели ли место дифференциация и интеграция со­держания.

4. Технологии обучения

4.1. Как была организована самостоятельная, творчес­кая работа учащихся.

4.2. Какими методиками учитель приводил учащихся в состояние активности.

4.3. Имело ли обучение диалогический характер. Возникали ли у учащихся вопросы к учителю, друг к другу, к учебнику.

4.4. Какими средствами и способами учитель осуще­ствлял поддержку учащихся на уроке. Была ли индивиду­альная поддержка.

4.5. Как осуществлялось развитие гуманитарного мыш­ления учащихся.

4.6. Как предупреждались затруднения учеников и ус­танавливается обратная связь.

4.7. Какие из современных технологий обучения ис­пользовал учитель.

4.8. Каков эффект технологий, использованных учи­телем.

5. Экология урока

5.1. Состояние здоровья учащихся класса, его учет на уроке.

5.2. Какое настроение было у детей. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворительно­сти, пассивности. Что было причиной и не переутоми­лись ли дети.

5.3. Достаточно ли были загружены ученики и пере­жили ли они радостное чувство успеха.

5.4. Эргономические условия.

5.5. Доброжелательность, сердечность, душевность, вза­имная забота учителя и учеников — с каким настроени­ем ушли с урока учитель и учащиеся.

6. Педагогическая культура и профессионализм учи­теля на уроке.

6.1. Проявлялись ли в поведении и общении учителя с детьми любовь, доброта, уважение независимо от их успе­хов в обучении.

6.2. Понимает ли педагог юношескую, детскую психо­логию, понимает ли поведение учащихся и все ли по­ступки учителя были педагогически целесообразны и справедливы.

6.3. Хорошими ли профессиональными знаниями вла­деет учитель, может ли выстроиться свою систему доказа­тельств и умеет ли увлечь своим предметом учащихся.

6.4. Были ли на уроке педагогические находки, вдох­новение учителя, фантазия, импровизация, артистизм, инди­видуальный педагогический почерк.

6.5. Умеет ли учитель гибко ставить проблемные воп­росы по ходу изучения темы. Обладает ли способностью вести занятия на уровне эвристической беседы.

6.6. Не проявляет ли учитель раздражительности и не­довольства детьми, не повышал ли на них голос, не нару­шал ли норм общей и педагогической этики.

6.7. Как учитель относится к неверным ответам уча­щихся, вовлекает ли в их опровержение других учеников. Не допускает ли пренебрежения или невнимания к вопро­сам учащихся.

7. Общая оценка урока как элемента системы лично­стно-ориентированного образования

7.1. Урок был хорошо подготовлен (или нехорошо подготовлен) для решения задач развития учащихся. Обеспечил (не обеспечил) детей в продвижении и усвое­нии знаний.

7.2. Урок полностью отвечал (не отвечал) принципам природосообразности, культуросообразности и индивиду­альному подходу к ученику.

7.3. Ученики чувствовали (не чувствовали) себя хозяе­вами урока, его соавторами и проявили ли свои субъектные свойства, активность, ответственность, самодисциплину, уме­ние делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию.

7.4. Учитель использовал (не использовал) гуманисти­ческую педагогическую технологию, реализовал (не реали­зовал) стратегию сотрудничества. Сочетал ли фронтальную работу с классом с индивидуальной работой. Поощрял ли индивидуальные достижения.

7.5. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствовали (не способствовали) саморазвитию, самооб разованию, самовыражению, самоопределению учащихся; использование их жизненного опыта и стимулирование личностного смысла учения.

Анкета

Преподаватель глазами учащегося

1) Позволяют ли занятия приобрести необходимые зна­ния и умения по предмету.

2) Последовательны ли и логичны занятия.

3) Имеется ли хороший подбор примеров и иллюстраций.

4) Содержат ли занятия информацию, которую можно получить только в аудитории.

5) Вызывают ли занятия интерес к предмету.

6) Стимулирует ли активную и творческую работу.

Оценка личности учителя

1) Уверенно ли держится учитель перед аудиторией.

2) Владеет ли высокой культурой речи и соблюдает ли должный темп изложения.

3) Считается ли с мнением студентов.

4) Требователен ли.

5) Объективен ли в оценке знаний и умений.

6) Корректен ли и практичен.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что следует понимать под системой образова­ния?

2. Какие социально-экономические и педагогиче­ские факторы влияют на развитие системы обра­зования?

3. Какие тенденции являются все более определяю­щими в развитии системы образования в различ­ных странах мира?

4. Какие, по вашему мнению, усовершенствования нужно осуществлять в системе образования и, в частности, в работе общеобразовательной школы, чтобы существенно повысить качество обучения и воспитания?

5. В чем суть процесса обучения?

6. Главные критерии результативности и эффектив­ности процесса обучения.

7. Определите предмет дидактики.

8. Сформулируйте основные закономерности обуче­ния.

9. Какие образовательные технологии вам из­вестны?

10. Каковы основные факторы, продиктовавшие необ­ходимость компьютеризации обучения?

11. Дидактические основы компьютеризации.

12. Что такое урок и какими признаками он характери­зуется?

13. Что общего и в чем различие между уроком и лек­цией? Как вы понимаете такую форму, как урок-лекция?

14. Приведите примеры разных типов урока и видов лекции.

15. Какие типы инноваций известны в системе образо­вания?

16. Назовите «новые школы» XX века и раскройте их отличительные особенности.

17. Каковы тенденции развития университетского об­разования?

18. Какие новации осуществляются в высших учеб­ных заведениях Азербайджана?

19. Перечислите глобальные тенденции в мировом об­разова­нии, проявившиеся к концу XX в.

20. Как понимается мировое образовательное про­странство?

21. Какие свойства характерны для современного ми­рового образовательного пространства?

22. Какие тенденции характерны для современного образовательного пространства?

23. Назовите типы регионов по признаку их междуна­родного сотрудничества в области обра­зования и по степени влияния на развитие обра­зования в других странах мира.

24. Охарактеризуйте современные модели образова­ния развитых странах мира.

25. По каким критериям можно провести классифика­цию педагогических технологий?

26. Каковы особенности классно-урочной техноло­гии? Какие недостатки присущи традиционному обучению?

27. Чем отличается программированное и проблем­ное обучение?

28. Для чего и как используются игровые техноло­гии?

29. Охарактеризуйте «развивающее обучение».

30. Что представляют собой личностно-ориентирован­ные технологии обучения.

31. Информационные технологии - это дань моде или будущее педагогики?

32. Какие этапы разработки уроков и как провести ана­лиз урока?


 

V РАЗДЕЛ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: