Закономерности заучивания учебного материала




Универсальный компонент любого учения — заучива­ние: совокупность действий обучающегося, направленных на овладение им учебным материалом.

Первое условие заучивания можно сформулировать так: то, что необходимо узнать и усвоить, должно быть вы­делено человеком из всех остальных воспринимаемых сто­рон внешнего и внутреннего мира. Мало смотреть — надо увидеть, мало слушать — надо услышать. Учение с уста­новкой «до экзамена» сохраняет знания лишь до вы­хода из экзаменационной аудитории, с установкой на при­близи­тельное заучивание — дает приблизительные зна­ния. Вос­приятие информации без установки на заучива­ние часто вообще не дает никаких знаний.

Результаты учения определяются не только субъек­тив­ными факторами (отношение к предмету), но и объек­тив­ными (свойствами самого заучиваемого материала).

Содержание учебного материала.

Форма учебного материала. Она может быть пред­метной, образной, речевой и символической. Эффек­тив­ность избранной формы изложения зависит от двух факто­ров: 1) от того, соответствует ли он характеру заучи­вае­мого материала, 2) насколько учащиеся владеют дан­ным языком и насколько он соответствует их мышлению, на­пример, детям нужно преподнести понятия в предметно-действенной форме.

Трудность учебного материала. Трудность заучи­ва­ния нового учебного материала при прочих равных ус­ло­виях зависит от его связи с имеющимся у ученика опы­том, знаниями и умениями. Чем больше таких связей, тем ма­териал легче для заучивания, и наоборот (при прочих рав­ных условиях).

Значение, важность учебного материала. Опре­делен­ные сведения или действия могут быть важны сами по себе или для усвоения последующего материала. Они могут быть важны для решения задач, с которыми затем встретится учащийся. Наконец, они могут быть важны для формирования поведения или определенных черт лично­сти. Значение некоторого материала может быть гности­ческим (познавательным), практическим (деловым), этиче­ским (нравственным), эстетическим (художествен­ным), социальным (общественным), воспитательным (педагоги­ческим).

Следует подчеркнуть, что одного объективного значе­ния учебного материала самого по себе для успеш­ного за­учивания еще недостаточно. Для этого он должен обрести значимость для самого учащегося, т. е. о, вен­чать его потребностям и интересам.

Осмысленность. Осмысленность зависит от того, имеются ли в арсенале обучающегося понятия и дей­ствия, необходимые, чтобы понять элементы учебного ма­териала и установить связи между ними. Кроме того, ос­мысленность может иметь разные степени: от смутного по­нимания, что «нечто называется чем-то», до отчетливой реконструкции всех полученных сведений. Сама осмыс­ленность и ее степень зависят от существенных связей ме­жду новым учебным материалом и уже имеющимися зна­ниями, понятиями, умениями ученика.

Заучивание любого материала облегчается по мере по­вышения структурности, т. е. логических, семанти­ческих и синтаксических связей его частей.

Еще один фактор, влияющий на заучивание учебно­го материала, — егообъем, т. е. количество входящих в него отдельных элементов. Измерить число элементов учебного материала еще недостаточно: ведь учащийся заучивает не то, что написано в учебнике, а то, что у него получается в результате мыслительной переработки тек­ста и выражения этих результатов в терминах своего опыта. Объем осмыс­ленного учебного материала можно измерить только кос­венно, числом новых понятий или действий, которые тре­буется усвоить, связей, которые в нем устанавливаются, или числом суждений, которые он содержит.

Следует упомянуть и такой фактор заучивания, как эмоциональные особенности учебного материала — привлекательность, способность вызывать определен­ные чувства и переживания. Как показывают исследова­ния, материал, вызывающий сильные положительные чув­ства, заучивается легче, чем безразличный и скучный.

Ход научения регулируется на основе обратной свя­зи, т. е. непрерывного или периодического контроля и учета текущих результатов. При обучении основным средством такого контроля являются ответы и действия учащихся, степень их правильности, число ошибок. Эф­фективность управления учебной деятельностью в значи­тельной мере зависит от способов и форм осуществле­ния: 1) поисков учащимися правильного ответа и дей­ствий, 2) сигнализации о допущенных ошибках, 3) их исправления, 4) реакции педагога на ошибки.

Для активизации познавательных процессов памя­ти, внимания, мышления важно:

♦ обеспечить проведение занятий в условиях, соответ­ст­вующих санитарно-гигиеническим требованиям (без этого уровень активности основных психических процес­сов не может быть высоким); сюда же относится необхо­димость соблюдения студентами режима дня, питания, от­дыха, движения;

♦ давать учебную информацию с достаточно высокой избыточностью, что уменьшает возможность ее искажения при передаче и восприятии;

♦ соблюдать при использовании наглядных средств нормы яркости, освещенности, контрастности, величины изображения в зависимости от размеров аудитории, стре­миться к оптимальному уровню сложности языка учебно­го сообщения;

♦ полностью использовать возможности устной речи как средства управления вниманием и восприятием; гром­кость, тембр и темп речи, интонации, паузы являются силь­ными ориентирами для слушателя в содержательной сто­роне сообщения;

♦ учитывать возможность прямого управления воспри­ятием (в случае затруднения понимания нужно спе­ци­ально обращать внимание на наиболее важные положе­ния, важно показывать, на какую часть таблицы, диа­граммы, графика нужно смотреть и что именно надо уви­деть, что­бы не возникло смысловых барьеров;

♦ в умеренных пределах разнообразить изложение, ис­пользовать приемы поддержания и возвращения внима­ния;

♦ учитывать эмоциональный фактор, за счет которо­го производительность интеллектуального труда значи­тельно возрастает;

♦ уделять внимание повторению и дальнейшей разра­ботке уже известной информации;

♦ использовать наглядный материал, графики, схемы как опору для активизации восприятия и памяти;

♦ вводить проблемность, некоторую усложненность для активизации мышления;

♦ напоминать студентам о важности соблюдения ре­жи­ма дня; так, каждый «недоспанный час против физиоло­гической нормы снижает умственную работоспособность на 10—20%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: