Дисциплина «История и методология юридической науки» (М.2.Б.2.) относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебного плана образовательной программы.
Изучение истории и методологии юридической науки предполагает знание основного содержания теории государства и права, истории государства и права России и зарубежных стран (для обучающихся, имеющих базовое высшее юридическое образование), дисциплин «Правоведение» и «Право» (для обучающихся, не имеющих базового юридического образования), а также логики (для всех обучающихся).
Дисциплина «История и методология юридической науки» содержательно-методически связана с одновременно изучаемыми историей политических и правовых учений и философией права, а также с последующим изучением сравнительного правоведения.
Взаимосвязь дисциплины «История и методология юридической науки» с другими дисциплинами.
Взаимосвязь | Цикл, индекс | Дисциплины | Семестр |
Одновременно изучаемые дисциплины | М.1.Б.1. М.2.Б.1. | Философия права. История политических и правовых учений. | |
Последующие дисциплины | М.2.Б.3. | Сравнительное правоведение. |
Дисциплина «История и методология юридической науки» изучается на 1 курсе в 1 семестре.
1.3. Перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения образовательной программы магистратуры обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История и методология юридической науки»:
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП. Содержание компетенций согласно ФГОС | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-5 | Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом. Компетенция формируется в части компетентного использования на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ. | Знать: понятие, уровни и виды научного исследования, методологию исследования, принципы и этапы его подготовки и проведения, методику применения научных методов. Уметь: методически грамотно организовывать и проводить научные исследования. Владеть: навыками планирования и проведения научных исследований. |
ПК-11 | Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права. | Знать: понятие и структуру методологии юридической науки; характеристику научных методов, область их применения; уровни и виды научного исследования правовых явлений, принципы и этапы его подготовки и проведения. Уметь: анализировать методологическую сторону исследовательской деятельности, методически грамотно организовывать и проводить научные исследования в области права. Владеть:навыками описания объекта и предмета, цели и задач, определения плана и методологии исследования; применения методов познания правовых явлений; выполнения отдельных видов научных работ. |
|
2. Структура и содержание учебной дисциплины
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся
|
Объем дисциплины | Всего часов | Из них в интерактивной форме | |||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||||
ОФ | ЗФ | ||||
Общая трудоемкость дисциплины | 3 з.е. / 108 ч. | 3 з.е. / 108 ч. | |||
Контактная работа обучающегося с преподавателем (всего) | 54 ч. | 10 ч. | 54 ч. | 10 ч. | |
в том числе, аудиторная работа (всего): | 54 ч. | 10 ч. | 54 ч. | 10 ч. | |
Лекции | 9 ч. | 2 ч. | 9 ч. | 2 ч. | |
Семинары, практические занятия | 45 ч. | 8 ч. | 45 ч. | 8 ч. | |
Внеаудиторная работа (всего): | - | - | |||
курсовая работа | 1 семестр | 1 семестр | |||
индивидуальные консультации | - | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | 18 ч. | 89 ч. | |||
Вид промежуточной аттестации обучающихся – экзамен | 36 ч./ 1 семестр | 9 ч./ 1 семестр |
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Содержание дисциплины:
Раздел I. Юридическая наука в системе научного знания
Тема 1. Современные представления о науке и научном познании
Знание, познание и его формы. Общее понятие науки. Проблема критериев научности знания. Наука как социокультурный феномен. Функции науки. Наука и практика.
Научное знание как система. Классификация наук.
Основные модели динамики научного знания. Научная рациональность. Возникновение науки. Модель классической науки. Неклассическая и постнеклассическая наука.