Понятие метода и методологии в истории и философии науки. Метод как комплексное познавательное средство. Область применения метода. Структура методологии науки: философско-мировоззренческая основа, принципы познания, система научных методов.
Тема 9. Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов
Особенности методологии юридической науки. Единство философского, историко-теоретического, догматического и прикладного знания в юридической науке.
Структура методологии юридической науки и классификация основных методов изучения государства и права.
Основные частнонаучные методы юриспруденции: догматический (метод формально-юридического анализа) и сравнительно-правовой методы.
Тема 10. Научное исследование: понятие, организация, методы и методики
Понятие, уровни и виды научных исследований в юриспруденции. Основные этапы исследовательской деятельности. Эмпирический и теоретический уровни исследования. Научная проблема, тема и предмет исследования. Методология и программа исследования. Выбор исследовательской методики. Оформление результатов научного исследования. Жанры научных работ. Магистерская диссертация как квалификационная работа и вид научного произведения.
Таблица 1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля для очной и заочной форм обучения (очная / заочная форма обучения)
№ раздела, темы | Наименование разделов, тем дисциплины | Семестр | Объём в часах по видам учебной работы | Формы контроля успеваемости | |||
Всего | Л | ПЗ | СРС | ||||
I. | Юридическая наука в системе научного знания | ||||||
1. | Современные представления о науке и научном познании | 1/1 | 7/9 | 1и /0 | 4и /0 | 2/9 | Устный опрос, деловая игра, доклад, тест |
2. | Юридическая наука в системе научного знания | 1/1 | 7/9 | 1и /1и | 4и /2и | 2/6 | Устный опрос, тест, эссе, доклад |
3. | Понятийно-категориальный аппарат юридической науки | 1/1 | 4/9 | 0/0 | 2и /0 | 2/9 | Устный опрос, тест, эссе, доклад |
II. | История теоретической юриспруденции | ||||||
4. | Юриспруденция Древнего Востока и Античности | 1/1 | 6/9 | 1и /0 | 4и /1и | 1/8 | Устный опрос, тест, эссе, доклад |
5. | Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени | 1/1 | 8/11 | 1и /0 | 6и /1и | 1/10 | Устный опрос, тест, эссе, доклад |
6. | Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом | 1/1 | 7/9 | 1и /0 | 4и /1и | 2/8 | Устный опрос, тест, эссе, доклад |
7. | История юридической науки и образования в России | 1/1 | 12/11 | 1и /0 | 7и /1и | 4/10 | Устный опрос, тест, конспектирование, доклад, эссе |
III. | Методология юридической науки. Методология научного исследования | ||||||
8. | Научный метод и методология научного познания | 1/1 | 6/9 | 1и /0 | 4и /0 | 1/9 | Устный опрос, тест, эссе, доклад |
9. | Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов | 1/1 | 7/12 | 1и /1и | 4и /1и | 2/10 | Устный опрос, тест, эссе, доклад |
10. | Научное исследование: понятие, организация, методы и методики | 1/1 | 8/11 | 1и /0 | 6и /1и | 1/10 | Устный опрос, тест, доклад, рецензирование, самостоятельная работа |
Итого: | 72/99 | 9/2 | 45/8 | 18/89 | |||
Контроль (экзамен): | 36/9 | ||||||
Итого с контролем: | 108/108 |
И - здесь и далее так обозначены занятия в интерактивной форме
|
Таблица 2. Лекции для очной и заочной форм обучения
|
№ п/п | Тема лекции | Содержание | Кол-во часов (очная форма/ заочная форма) |
1. | Современные представления о науке и научном познании | Понятие науки. Проблема критериев научности знания. Наука как социокультурный феномен. Функции науки. Наука и практика. Научное знание как система. Классификация наук. Основные модели динамики научного знания. Научная рациональность. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. | 1и /0 |
2. | Юридическая наука в системе научного знания | Место теоретической юриспруденции в системе научного знания. Система юридических наук. Предмет и методология теоретической юриспруденции как основания ее дисциплинарной дифференциации. Взаимодействие юридической науки с философией, с общественными, техническими и естественными науками. Функции юридической науки. | 1и /1и |
3. | Юриспруденция Древнего Востока и Античности | Мифологическая основа представлений о праве в Древнем мире. Юридическая практика и ее осмысление на Древнем Востоке. Античная рациональность. Древнегреческая философия. Прагматический характер юриспруденции Древнего Рима. Расцвет и упадок римской юриспруденции. Юридическое образование в Античности. Кодификация Юстиниана. Причины абсолютизации римского права. | 1и /0 |
4. | Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени | Теологическое, римско-догматическое, обычно-правовое и гуманистическое направления развития юриспруденции Средневековья. Рецепция римского права. Феномен европейского средневекового университета. Юриспруденция Нового Времени: формирование классической научной рациональности и рождение науки. Формирование социальной основы науки и институализация научной деятельности. Позитивизм и проблема научности гуманитарного знания. Дисциплинарно-отраслевая дифференциация научного знания. Юридическое образование в эпоху Нового времени. | 1и /0 |
5. | Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом | Юриспруденция XX века: постмодернизм. Исторические вызовы европейской юридической интеллектуальной традиции. Саморефлексия юриспруденции: проблема правопонимания и методологический плюрализм. Интегративная юриспруденция. Новые методологические подходы к интерпретации и познанию государственно-правовой действительности. | 1и /0 |
6. | История юридической науки и образования в России | Периодизация истории российской юриспруденции. Характеристика основных периодов истории российской дореволюционной юриспруденции. Советский этап истории отечественной юриспруденции. Система юридического образования и организация научного сообщества на различных этапах истории российской юриспруденции. | 1и /0 |
7. | Научный метод и методология научного познания | Понятие метода и методологии в истории и философии науки. Метод как комплексное познавательное средство. Область применения метода. Структура методологии науки: философско-мировоззренческая основа, принципы познания, система научных методов. | 1и /0 |
8. | Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов | Особенности и структура методологии юридической науки. Классификация основных методов изучения государства и права. Основные частнонаучные методы юриспруденции: догматический и сравнительно-правовой методы. | 1и /1и |
9. | Научное исследование: понятие, организация, методы и методики | Понятие, уровни и виды научных исследований в юриспруденции. Основные этапы исследовательской деятельности. Научная проблема, тема и предмет исследования. Методология и программа исследования. Выбор исследовательской методики. Оформление результатов научного исследования. Жанры научных работ. | 1и /0 |
Итого | 9/2 |
Таблица 3. Практические занятия для очной и заочной форм обучения
|
№ ПЗ | № раздела или темы | Наименование и краткое содержание занятия | Цель и характер занятия | Кол-во часов (очно /заочно) | Литература и/или электр. источник (номер в списке) |
Современные представления о науке и научном познании Занятие № 1: Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятие науки. 2. Признаки научного знания. 3. Функции науки. 4. Классификация наук. 5. Научная рациональность и периодизация науки. Деловая игра-диспут между двумя командами по вопросу научности/ненаучности выбранной для обсуждения системы знания. | Знать понятие науки, ее функции и классификацию, типы научной рациональности, периодизацию истории науки. Уметь оперировать науковедческими понятиями, формулировать и аргументировать свою точку зрения. | 2и /0 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 7, 25, 35, 36 | ||
Современные представления о науке и научном познании Занятие № 2: Заслушивание докладов по т.н. «проблеме демаркации» в науке. Рецензирование докладов студентами группы. | Знать основные подходы к решению «проблемы демаркации» в науке. Уметь готовить и осуществлять публичное выступление, анализировать и критически оценивать информацию. | 2и /0 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 7, 25, 35, 36 | ||
3, 4 | Юридическая наука в системе научного знания Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Место юриспруденции в системе наук. Система юридических наук. 2. Предмет и методология теоретической юриспруденции как основания ее дисциплинарной дифференциации. 3. Взаимодействие юридической науки с философией, с общественными, техническими и естественными науками. 4. Функции юридической науки. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. | Знать характеристику места и роли юриспруденции в системе наук. Уметь оперировать науковедческими понятиями, формулировать и аргументировать свою точку зрения. | 4и /2и | Осн. – 1-4; доп. – 10, 21, 27 | |
Понятийно-категориальный аппарат юридической науки. Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятийно-категориальный аппарат и терминология юриспруденции. 2. Определение понятий, правовые дефиниции в законодательстве. 3. Формирование российской юридической терминологической системы. 4. Древнеримская и древнегреческая основы российской юридической терминологии. Способы заимствования и примеры. 5. Юридическая терминология отраслевых юридических наук (на примере профильных для магистерской программы наук). Тестирование по учебному материалу раздела I. | Знать понятие и характеристику понятийно-категориальный аппарат юриспруденции, различие между терминами, понятиями, определениями понятий. Уметь анализировать содержание определений юридических понятий, оперировать науковедческими понятиями. | 2и /0 | Осн. – 1-4; доп. – 21, 27, 40, 41 | ||
6, 7 | Юриспруденция Древнего Востока и Античности Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Мифологическая основа представлений о праве в Древнем мире. 2. Юриспруденция Древнего Востока: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые. 3. Юриспруденция Древней Греции: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые. 4. Юриспруденция Древнего Рима: предметно-методологические особенности, научные работы и выдающиеся ученые. 5. Идея естественного права в древнегреческой и древнеримской политико-правовой мысли. 6. Юридическое образование в Античности. 7. Кодификация Юстиниана как источник знаний о римском праве. Заслушивание и рецензирование докладов по юриспруденции Древнего мира. | Знать характеристику юриспруденции Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Владеть историко-правовой терминологией в связи с учебными вопросами занятия. | 4и /1и | Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 21, 25, 39 | |
8, 9, 10 | Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Основные направления развития юриспруденции Средневековья. 2. Рецепция римского права как фактор развития европейской юридической науки. 3. Средневековые европейские университеты. 4. Догматический и схоластический методы в юриспруденции Средних веков. 5. Портрет средневекового ученого-юриста. 6. Характерные жанры средневековых юридических трудов. 7. Формирование классической научной рациональности в Новое Время и ее влияние на европейскую юриспруденцию. 8. Позитивистская научная программа и проблема научности гуманитарного знания. 9. Оформление дисциплинарной организации юридической науки. 10. Энциклопедия права. 11. Юридическое образование в Новое Время. Заслушивание и рецензирование докладов по юриспруденции Средневековья, Возрождения и Нового времени. | Знать характеристику юриспруденции Средневековья, Возрождения и Нового времени, догматического и схоластического методы. Владеть историко-правовой терминологией в связи с учебными вопросами занятия. Уметь оперировать юридическими и науковедческими понятиями. | 6и /1и | Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 5, 21, 24, 25, 39 | |
11, 12 | Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Неклассический и постнеклассический типы научной рациональности, их отражение в юриспруденции XX в. 2. Общая характеристика юриспруденции Великобритании и США. 3. Юриспруденция континентальной Европы. 4. Юриспруденция неевропейских стран. 5. Интегративная юриспруденция. 6. Новые методологические подходы в юриспруденции и познании права. Заслушивание и рецензирование докладов по юриспруденции XX в. и Современности. | Знать характеристику юриспруденции XXв. и Современности. Уметь оперировать юридическими и науковедческими понятиями. | 4и /1и | Осн. – 1-4; доп. – 3, 8, 9, 14, 18, 21, 24, 25, 35, 36, 39, 41 | |
13, 14, 15, 16 | История юридической науки и образования в России Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Периодизация истории российской юриспруденции. 2. XVIII в. в истории российской юриспруденции. 3. Отечественная юриспруденция XIX – начала XX в. 4. Юридическое образование в дореволюционной России. 5. Аттестация научно-педагогических кадров в дореволюционной России. 6. Советский период истории отечественной юриспруденции: общая характеристика и основные этапы. 7. Система юридического образования и организация научного сообщества советского периода. 8. Современная юридическая наука и образование в России. 9. Отличительные черты российской юриспруденции. Заслушивание и рецензирование докладов по истории российской юриспруденции. Тестирование по учебному материалу раздела II. | Знать характеристику юридической науки и образования в России. Уметь оперировать юридическими и науковедческими понятиями. | 7и /1и | Осн. – 1-4; доп. – 1, 2, 5, 10, 11, 19, 21, 28-34, 39, 41 | |
16, 17, 18 | Научный метод и методология научного познания Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятие и структура научного метода. 2. Понятие и структура методологии науки. 3. Философско-мировоззренческая основа научной методологии. 4. Принципы научного познания. 5. Общенаучные методы. 6. Специальные и частнонаучные методы отдельных наук. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. | Знать понятие и структуру научного метода и методологии науки, характеристику основных групп научных методов. Уметь оперировать науковедческими понятиями. | 4и /0 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 6, 8, 9, 17, 23-25, 35, 36 | |
18, 19, 20 | Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Особенности и структура методологии юридической науки. 2. Классификация основных методов изучения государства и права. 3. Догматический метод (метод формально-юридического анализа). 4. Сравнительно-правовой метод. 5. Связь предмета и методологии юриспруденции. 6. Нетрадиционные методологические подходы в юриспруденции: содержательная характеристика. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. | Знать понятие и характеристику методологии юридической науки и ее отдельных методов. Уметь оперировать науковедческими понятиями. | 4и /1и | Осн. – 1-4; доп. – 14, 16, 18, 21, 26, 28, 37, 38, 41 | |
20, 21, 22, 23 | Научное исследование: понятие, организация, методы и методики Опрос по учебным вопросам, обсуждение ответов: 1. Понятие, уровни и виды научных исследований в юриспруденции. 2. Характеристика основных этапов исследовательской деятельности. 3. Научная проблема, тема и предмет исследования. 4. Методология и программа исследования. Выбор исследовательской методики. 5. Жанры научных работ по юриспруденции. Выполнение самостоятельной работы. Заслушивание и рецензирование докладов по теме занятия. Тестирование по учебному материалу раздела III. | Знать понятие, организация, методы и методики научных исследований в юриспруденции. Уметь составлять рецензии на научные работы, оперировать науковедческими понятиями. Владеть навыками составления описания объекта и предмета исследования, его целей и задач, методологии. | 6и /1и | Осн. – 1-4; доп. – 12, 13, 15, 20, 27, 38 | |
Итого | 45/8 |
Таблица 4. Самостоятельная работа студентов очной и заочной форм обучения
Номер раздела или темы | Тема СРС | Кол-во часов (очная форма / заочная форма) | Литература и/или электр. источник (номер в списке) | Формы контроля успеваемости |
1. | Современные представления о науке и научном познании | 2/9 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 7, 25, 35, 36 | Тестирование |
2. | Юридическая наука в системе научного знания | 2/6 | Осн. – 1-4; доп. – 10, 21, 27 | Тестирование |
3. | Понятийно-категориальный аппарат юридической науки | 2/9 | Осн. – 1-4; доп. – 21, 27, 40, 41 | Тестирование |
4. | Юриспруденция Древнего Востока и Античности | 1/8 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 21, 25, 39 | Тестирование |
5. | Юриспруденция Средневековья, Возрождения и Нового времени | 1/10 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 4, 5, 21, 24, 25, 39 | Тестирование |
6. | Современное состояние и тенденции развития юридической науки за рубежом | 2/8 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 8, 9, 14, 18, 21, 24, 25, 35, 36, 39, 41 | Тестирование |
7. | История юридической науки и образования в России | 4/10 | Осн. – 1-4; доп. – 1, 2, 5, 10, 11, 19, 21, 28-34, 39, 41 | Тестирование |
8. | Научный метод и методология научного познания | 1/9 | Осн. – 1-4; доп. – 3, 6, 8, 9, 17, 23-25, 35, 36 | Тестирование |
9. | Методология юридической науки: понятие, классификация и характеристика основных методов | 2/10 | Осн. – 1-4; доп. – 14, 16, 18, 21, 26, 28, 37, 38, 41 | Тестирование |
10. | Научное исследование: понятие, организация, методы и методики | 1/10 | Осн. – 1-4; доп. – 12, 13, 15, 20, 27, 38 | Тестирование |
Итого | 18/89 |