1. Систему юридических наук составляют:
1) естественные, общественные, технические науки;
2) отраслевые, межотраслевые, историко-теоретические науки;
3) фундаментальные, прикладные, познавательные науки;
4) естественные, натуралистические, технические.
2. Какому понятию соответствует определение: «Система основных идей, или совокупность объединенных общим принципом (законом) научных положений в какой-либо отрасли знаний»:
1) наука;
2) концепция;
3) теория;
4) соответствует всем перечисленным выше понятиям.
3. Предмет юридической науки составляют:
1) основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) частные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, их сущность;
3) исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права;
4) все ответы правильные.
4. Общетеоретическими принципами исследования государства и права являются:
1) анализ, аналогия, обобщение, гипотеза;
2) историзм, плюрализм, объективность;
3) абстрагирование, сравнение, моделирование;
4) все ответы правильные.
5. К частным методам теории государства и права можно отнести:
1) формально-юридический, юридической компаративистики;
2) правового эксперимента, правового прогнозирования;
3) структурно-функциональный, формально-логический;
4) компьютерной обработки, моделирования.
6. Какой из перечисленных методов теории государства и права нарушает закономерность перечня:
1) моделирование;
2) аналогия;
3) абстрагирование;
4) толкование норм права.
7. По сфере действия и значимости правовые понятия принято делить:
|
1) на общеправовые, межотраслевые, отраслевые;
2) на общие, специальные, профессиональные;
3) на слова, термины, категории.
4) на обыденные, профессиональные, научные.
8. Совокупность определенных фундаментальных правовых понятий образует:
1) правовую категорию;
2) отрасль права;
3) суждение;
4) концепцию.
9. Какой метод исследования изучает право в «чистом» виде, вне связи с другими сферами (экономикой, политикой и т.д.):
1) сравнительного правоведения;
2) формально-юридический;
3) системно-функциональный;
4) моделирования.
10. Какой из частных методов правовой науки позволяет определить эффективность законодательных нововведений и возможность их дальнейшего использования:
1) правового эксперимента;
2) правового прогнозирования;
3) выработки правовых решений;
4) толкования норм права.
Примерные задания для самостоятельных работ
Самостоятельные работы предусмотрены для тем № 6 и № 10.
Самостоятельная работа к теме № 6:
Внимательно прочитайте предложенный преподавателем текст научной статьи и определите, какому типу научной рациональности он соответствует. Аргументируйте свой ответ, перечислив признаки, характерные для соответствующего типа научной рациональности.
Самостоятельная работа к теме № 10:
Вариант 1.
1. Определите понятия: методология науки, научная методика, научное исследование
2. Покажите связь между научной проблемой, темой и предметом исследования.
3. Сформулируйте тему Вашей будущей магистерской диссертации, опишите объект и предмет, цели и задач, методологию исследования.
|
Вариант 2.
1. Определите понятия: научный метод, эмпирическое научное исследование, теоретическое научное исследование.
2. Охарактеризуйте основные этапы исследовательской деятельности.
3. Сформулируйте тему Вашей будущей магистерской диссертации, опишите объект и предмет, цели и задач, методологию исследования.
Вариант 3.
1. Определите понятия: научная проблема, научная новизна, апробация результатов исследования.
2. Укажите факторы, влияющие на выбор исследовательской методики.
3. Сформулируйте тему Вашей будущей магистерской диссертации, опишите объект и предмет, цели и задач, методологию исследования.
Примерные темы докладов
1. Фальсификационизм К. Поппера.
2. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.
3. Концепция динамики научного знания Т. Куна.
4. Методологический анархизм П. Фейерабенда.
5. Учение В.С. Степина о типах научной рациональности.
6. Предмет юриспруденции: основные подходы к определению и структуре.
7. Прогностическая функция юридической науки.
8. Идеологическая функция юридической науки.
9. Роль жреческих коллегий в становлении древнеримской юриспруденции.
10. Роль Фомы Аквинского в истории европейской юриспруденции.
11. Болонский университет.
12. Парижский университет.
13. Оксфордский университет.
14. Кембриджский университет.
15. Краковский университет.
16. Лейпцигский университет.
17. Академия рысеглазых.
18. Академия: понятие, виды, история и современность.
19. Научно-педагогические кадры в XIX в.: социальный портрет, система аттестации.
|
20. Научные юридические журналы.
21. Диалектико-материалистическая эпистемология, её место и роль в юридическом научном познании.
22. Противоположность и взаимосвязь философского и научного подходов к познанию права.
23. Гуманистические ценности в современной юридической науке.
24. Аксиологический фактор в юридической науке.
25. Формы развития юридических научных знаний.
26. Система методологических принципов современной юридической науки.
27. Методология юриспруденции как самостоятельная область юридического познания.
28. Принципы классической научной рациональности и их отражение в познании права.
29. Принципы неклассической научной рациональности и их отражение в познании права.
30. Принципы постнеклассической научной рациональности и их отражение в познании права.
Примерные темы эссе
1. Альтернативные философские основы методологии юриспруденции.
2. Авторские подходы к решению проблемы правопонимания.
3. Наука, лженаука, квазинаука, паранаука, ненаука.
4. Наука как социокультурный феномен.
5. Юридическая наука: глобальный или локальный европейский феномен.
6. Европейские основы российской юридической терминологии.
7. Самобытные российские юридические термины.
8. Естественно-правовой подход – феномен европейской юридической культуры, но не науки?
9. Юридическая наука: самобытность национальных традиций и глобальный прогресс.
10. Есть ли парадигма у отечественной юриспруденции?
Устный опрос
Устный опрос проводится по учебным вопросам темы в соответствии с планом практического занятия (см. таблицу «Практические занятия для очной и заочной форм обучения»).
Деловая игра
Деловая игра предусмотрена по теме практического занятия № 1 «Современные представления о науке и научном познании» и проводится в форме диспута между двумя командами студентов академической группы по вопросу научности/ненаучности определенной преподавателем для обсуждения системы знания (например, химия – алхимия).
Конспектирование
Конспектирование определенной преподавателем учебной и научной литературы предусмотрено в рамках темы № 7 «История юридической науки и образования в России».
Конспектирование осуществляется в соответствии с приводимым ниже примерным планом конспекта:
1. Периодизация истории юриспруденции в России.
2. Общая характеристика основных периодов истории российской юриспруденции, содержащая, по-возможности, следующую информацию:
– обоснование хронологических границ периода;
– система юридических наук и учебных дисциплин;
– правовые основы научной и образовательной деятельности;
– наиболее известные ученые и научные труды;
– образовательные организации, система образования;
– органы научного сообщества;
– система подготовки и аттестации научно-педагогических кадров;
– особенности юридической науки и образования данного периода.
3. Отличительные черты российской юриспруденции (как результат обобщения особенностей основных периодов истории российской юриспруденции).
Конспект составляется в рукописной форме. Оценка ставится на основе проверки полного конспекта и собеседования по его содержанию.
Рецензирование
По теме практического занятия № 10 «Научное исследование: понятие, организация, методы и методики» предусмотрено рецензирование самостоятельно выбранной обучаемым научной статьи.