I. Задания для самостоятельной работы
1. Дайте общее определение понятия «макроэкономическое равновесие».
2. Рассмотрите основные параметры экономических систем, характеризующие равновесие в экономике.
3. Рассмотрите понятия общего и частичного равновесия.
4. Рассмотрите понятия совокупный спрос, совокупное предложение и факторы их определяющие.
5. Изучите взаимосвязь между величинами производства и потребления, сбережения и инвестиций.
6. *Рассмотрите модели потребительского поведения и их связь с уровнем дохода и величиной сбережения.
7. *Рассмотрите функции потребления и сбережения.
8. *Охарактеризуйте парадокс бережливости.
II. План практического занятия
Практическое занятие №1.
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Понятие макроэкономического равновесия, его стабильность и причины нарушения.
2. Совокупный спрос (АD), ценовые и неценовые факторы. Кривая совокупного спроса.
3. Совокупное предложение (АS). Кривая совокупного предложения.
4. Макроэкономическое равновесие в модели АD- АS.
Практическое занятие №2.
(Форма обучения: очная)
1. Потребление, сбережение и инвестиции как составная часть совокупного спроса и факторы их определяющие.
2. Функции потребления и сбережения.
3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Теория мультипликатора. Парадокс бережливости.
4. Макроэкономическое равновесие в модели IS-LM.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к практическому занятию
Основной задачей при изучении данной темы является рассмотрение вопроса о способности рыночного механизма обеспечивать равенство совокупного спроса и предложения при полной занятости. Обратите внимание, что классическая, а также неоклассическая теории, с одной стороны, и кейнсианская – с другой, дают различные подходы в решении этой задачи. Рассмотрите классическую модель макроравновесия, закон Сэя.
|
Изучая второй вопрос семинарского занятия, рассмотрите кривую АD, причины ее отрицательного наклона, ценовые и неценовые факторы. При подготовке третьего вопроса семинарского занятия рассмотрите совокупное предложение, особенности кривой АS, ценовые и неценовые факторы. Сравните интерпретации формы кривой АS в классической и кейнсианской школах: какие условия рассматриваются при построении модели, какую форму приобретает кривя и при каких условиях и пр.
Четвертый вопрос семинарского занятия предполагает уяснение сущности макроравновесия, его особенности в модели «АD –АS». В данной модели рассматриваются варианты макроравновесия и в условиях неполной занятости, и в условиях инфляции в зависимости от того, на каком участке «синтетической» кривой совокупного предложения пересекает ее кривая совокупного спроса. Рассмотрите возможные причины и последствия изменения величин совокупного спроса и совокупного предложения в модели «АD –АS», эффект «храповика». Обратите внимание на понятие шока спроса и предложения, их причины и важность стабилизационной политики государства в этот период.
Подготовку ко второму практическому занятию данной темы целесообразно начать с уяснения понятий потребления, сбережения и инвестиции как составных частей совокупного спроса. Рассмотрите понятие дохода, как фактора влияющего на динамику потребления и сбережений. Изучите функции потребления и сбережения, предельной склонности к потреблению и сбережению, средней склонности к потреблению и сбережению. В рамках данного вопроса обратите внимание на модели потребительского поведения и вклад в разработку этой проблемы таких ученых как С. Кузнец, И. Фишер, Ф. Модельяни, М. Фридмен.
|
Вопросы практического занятия раскрывают особенности макроэкономического равновесия в модели «совокупные доходы – совокупные расходы» или кейнсианский крест. Обратите внимание, что макроэкономическое равновесие в этой модели может не совпадать с уровнем потенциального ВВП. Рассмотрите автономные компоненты совокупных расходов. Проанализируйте макроэкономическое равновесие в модели с учетом государственных расходов и чистого экспорта. Изучите альтернативное изображение модели «кейнсианский крест»: «сбережения-инвестиции».
При подготовке третьего вопроса стоит отметить, что принцип мультипликатора был впервые описан английским экономистом Р.Каном в 1931г. Следует рассмотреть влияние автономных инвестиций на рост национального дохода. Тем самым будет исследован мультипликатор автономных расходов. Мультипликатор может действовать как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения выпуска. Обратите внимание, что теоретически концепция мультипликатора помогает глубже уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями. Отсутствие равновесия между планируемыми инвестициями и сбережениями может привести к двум ситуациям: инфляционному и дефляционному разрыву. Также следует рассмотреть парадокс бережливости, обратив внимание на то, что эта ситуация возможна только в условиях неполного использования ресурсов. В заключение отметим, что следующим шагом в познании макроэкономической теории должно стать выяснение причин и форм проявления макроэкономической нестабильности.
|
В заключение уясните особенности построения кривых модели «IS-LM». Обратите внимание на понятие процентной ставки как связующего звена денежного и товарного рынков, а также на ее взаимосвязь с доходом. Изучите понятие эффективного спроса.
IV.Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник – М.: Маркет ДС, 2009.
Дополнительная литература
1. Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М.Н. Киселевой Е.А. – Киров, 2011
2. История экономических учений /Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Курс экономической теории / Под. ред. А.В.Сидоровича. – М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009.
5. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб.пособие/ А.А.Никифоров, О.Н.Антипина, Н.А. Миклашевская; под общ. ред. А.В.Сидоровича.- М.Издательство» Дело и сервис», 2008.
6. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н.Думной. – М.:КНОРУС, 2007.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какую функциональную зависимость выражает кривая совокупного спроса?
2. Какие неценовые факторы воздействуют на совокупный спрос?
3. В чем заключаются специфика кривой совокупного предложения?
4. В каких пределах может меняться объем реального ВВП на каждом из отрезков кривой совокупного предложения?
5. В чем принципиальное отличие кейнсианской модели экономического развития от классической?
6. Что такое шоки спроса и предложения, каковы их причины и последствия?
7. Что характеризуют средние и предельные склонности к потреблению и сбережению и как они влияют на совокупный спрос?
8. В чем заключаются особенности построения модели «IS-LM»?