Тема 2.1. Макроэкономическая политика государства в рыночной экономике
I. Задания для самостоятельной работы
1. Рассмотреть совокупность экономических институтов.
2. Изучить систему коррекции рыночного механизма.
3. *Рассмотреть основные положения теории общественного выбора.
4. *Охарактеризовать инструменты государственного вмешательства в экономику.
5. *Изучить проблему богатства и бедности.
6. *Рассмотреть показатели измерения неравенства в распределении доходов.
II. План семинарского занятия
(проводится в форме тренинга)
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Основные направления государственного регулирования
экономики.
2. Измерение неравенства в рыночной экономике.
3. Социальная политика государства: цели, инструменты, эффективность.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
Изучение темы начните с общей характеристики экономических институтов, важнейшим из которых является государство. Институты способствуют экономии трансакционных издержек, облегчая координацию действий экономических агентов. Современная экономическая теория связывает необходимость госрегулирования с провалами рынка. Назовите основные задачи государственного регулирования, связанные с корректировкой рыночного механизма. Рассмотрите роль государства в установлении рамочных условий функционирования экономики. Изучите сущность теоремы Коуза.
Рассмотрите основные положения теории общественного выбора, которая представляет собой экономический анализ процессов нерыночного принятия решений.
Подготовку к первому вопросу семинарского занятия начните с уяснения целей государственного регулирования. Рассмотрите основные формы и инструменты государственного вмешательства в экономику.
|
Подготовку второго вопроса семинарского занятия целесообразно начать с выяснения сущности проблемы распределения произведенных благ, концепций справедливого распределения доходов. Рассмотрите наиболее известные способы измерения неравенства в распределении доходов – построение кривой Лоренца, расчет коэффициента Джини.
В ходе подготовки третьего вопроса рассмотрите социальную политику в узком и широком смысле, охарактеризуйте цели и инструменты социальной политики. Изучите сущность государственной политики перераспределения доходов, дилемму эффективности и справедливости. Одна из важнейших проблем в осуществлении социальной политики государства заключается в нахождении приемлемой социальной платы за более равномерное распределение доходов.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. Конституция Российской Федерации. М., 2010.
Основная литература
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник - М: ДиС, 2009.
Дополнительная литература
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.
2. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 17
3. Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
4. Видяпин В.И. Экономическая теория /учебник/, М.: Инфра-М, 2007 г.
5. Данилина Л.С. Макроэкономическая нестабильность. Конспект лекций.- М.: изд-во Российской таможенной академии, 2009.
6. История экономических учений /Под ред. В.С.Автономова, О.И.Ананьина, Н.А.Макашевой: учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009.
|
7. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009.
8. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы основные сферы деятельности государства?
2. Какие меры государство предпринимает в целях поддержания уровня жизни?
3. Как определить эффективность инструментов государственной политики?
4. По средствам каких факторов государство оказывает влияние на экономику?
5. В чем состоит различие социальной политики в узком и широком смысле?
6. Что такое бедность? Как определить ее уровень?
Тема 2.2. Бюджетно-налоговая политика государства
I. Задания для самостоятельной работы
1. Рассмотреть понятие «налоги», их виды, принципы, функции.
2. Рассмотреть кривую Лаффера.
3. Изучить структуру государственного бюджета.
4. *Выяснить специфику сбалансированности государственного бюджета.
5. Рассмотреть сущность и виды фискальной политики.
6. *Охарактеризовать границы фискальной политики.
II. План практического занятия
Практическое занятие №1.
(Форма обучения: очная)
1. Налоги, их виды, принципы, функции.
2. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета.
3. Дефицит и профицит государственного бюджета.
4. Государственный долг и его социально-экономические последствия.
Практическое занятие №2.
(Форма обучения: очная)
1. Цели и инструменты фискальной политики.
2. Виды фискальной политики и методика ее применения.
|
3. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому и практическому занятиям
Изучение темы начните с общей характеристики налогов. Покажите, что отличительным признаком налогов является принудительный характер их применения. Охарактеризуйте прямые и косвенные налоги. Изучите понятие налоговой базы, налоговой ставки, при этом обратите внимание на предельную и среднюю налоговые ставки. Рассмотрите функции налогов в рыночной экономике. Выясните сущность прогрессивного, пропорционального и регрессивного налогообложения. Далее рассмотрите одну из наиболее известных в экономической теории кривых – кривую Лаффера.
Характеризуя государственный бюджет, дайте его определения, в том числе и определение, используемое ФСГС. Уясните понятие консолидированного бюджета. Рассмотрите, что представляет собой структура доходной и расходной статей госбюджета. Проанализируйте статьи федерального бюджета России на текущий год.
В экономической теории значительное внимание уделяется проблеме сбалансированности бюджета. Дефицит (профицит) государственного бюджета определяется как разница (отрицательная или положительная) между его доходами и расходами. Обычно дефицит государственного бюджета измеряется в процентном отношении к ВВП. Рассмотрите виды дефицита госбюджета. Проанализируйте основные способы финансирования бюджетного дефицита и последствия их реализации. Особое внимание уделите проблеме балансирования государственного бюджета.
Подготовку четвертого вопроса семинарского занятия целесообразно начать с выяснения сущности и видов государственного долга. Если государственные заимствования не сопровождаются экономическим ростом, то возникают трудности с обслуживанием государственного долга. Следует рассмотреть социально-экономические последствия долга.
В ходе подготовки к практическому занятию определите сущность, цели и инструменты налогово-бюджетной (фискальной) политики. Изучите дискреционную стимулирующую и сдерживающую политики, рассчитайте налоговый мультипликатор. В отличие от дискреционной налогово-бюджетной политики, автоматическая фискальная политика является результатом действия автоматических или встроенных стабилизаторов. Рассмотрите мультипликатор сбалансированного бюджета. В заключение проанализируйте эффективность фискальной политики.