Тема 3.1. Теория международной торговли и международные экономические отношения





I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите и выясните различия понятий «мировое хозяйство» и «международные экономические отношения».

2. Определите сущность процессов транснационализации и глобализации экономики.

3. *Рассмотрите специфику спроса и предложения на мировом рынке.

4. Изучите понятие «равновесный уровень цен», особенности его формирования.

5. *Рассмотрите особенности распределения доходов во внешней торговле.

II. План практического занятия

Практическое занятие №1.

(Форма обучения: очная)

1. Структура мирового хозяйства и международные экономические отношения.

2. Международное разделение труда и специализация производства.

3. Транснационализация и глобализация экономики: понятие, сущность, преимущества, недостатки и последствия.

 

Практическое занятие №2.

(Форма обучения: очная)

1. Необходимость внешней торговли. Теория абсолютного преимущества А. Смита. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо.

2. Теория внешней торговли Хекшера-Олина, возможности ее применения.

3. Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен. Выигрыш от внешней торговли.

4. Государственное регулирование международной торговли.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучение темы следует начать с уяснения того, что международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Уясните понятияй «мировое хозяйство» и «международные экономические отношения» (МЭО), обратите внимание на взаимосвязь данных понятий и их основные отличия. Примите к сведению, что в основе функционирования мирового хозяйства с его МЭО лежит международное разделение труда, т. е. специализация стран на определенных видах товаров и услуг, которая предполагает их устойчивый международный обмен или кооперацию. Рассмотрите структуру мирового хозяйства и его основные формы. Обратите внимание, что существует множество подходов к определению структуры мирового хозяйства.

При подготовке ко второму вопросу рассмотрите значение международного разделения труда (МРТ) для развития МЭО, изучите современные формы МРТ. Рассмотрите причины неравномерности развития мирового хозяйства, для этого обратите внимание на значимость научно-технического прогресса в экономике.

Подготовку к третьему вопросу начните с уяснения понятий глобализации и транснационализации производства. При этом следует отметить, что ведущую роль в процессах транснационализации производственной деятельности играют транснациональные корпорации (ТНК). В рамках данного вопроса рассмотрите формы транснационализации, среди которых стоит отметить прямые и портфельные инвестиции, слияния и поглощения иностранных компаний, обмен лицензиями, стратегические альянсы и пр. Дайте оценку процессу глобализации экономики, рассмотрев его преимущества, недостатки и последствия. В рамках этого вопроса рассмотрите понятие «глобальные проблемы человечества».

При подготовке к практическому занятию необходимо остановиться на выяснении различий между теорией абсолютных преимуществ А. Смита и теорией сравнительного преимущества Д. Рикардо. Далее следует проанализировать теорию Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева, теорему Рыбчинского. Рассмотрите «голландскую болезнь» - термин, которым называется ситуация, когда существенно изменяется богатство страны из-за сдвигов в цене природных ресурсов, которыми она обладает.

Особое внимание уделите вопросу установления равновесной цены на мировом рынке, т.к. это понятие позволяет дать оценку выгоды, получаемой страной от специализации и международного обмена. Одним из ключевых вопросов данной темы является вопрос о распределении выигрыша во внешней торговле. В заключении необходимо рассмотреть инструменты, используемые государством для регулирования международной торговли.

 

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник, 2009.

Дополнительная литература

1. Экономическая теория / Под ред. Г.С.Вечканов. Учебник. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

2. Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М.Н. Киселевой Е.А. – Киров, 2011.

3. Курс экономической теории / Под. ред. А.В.Сидоровича. – М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая по­литика: учеб.пособие/ А.А.Никифоров, О.Н.Антипина, Н.А.Миклашевская; под общ. ред. А.В.Сидоровича.- М.Издательство» Дело и сервис», 2008.

5. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н.Думной. – М.:КНОРУС, 2007.

6. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева/ - М.:Магистр: Инфра-М, 2011 г.

 

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются особенности современного международного разделения труда?

2. Какие формы международных экономических отношений преобладают в современной экономике?

3. В чем заключается сущность глобализации? Ее главные направления.

4. Каково значение ТНК в развитии МЭО?

Тема 3.2. Торговая политика

I. Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотрите понятие «торговая политика» и цели ее применения.

2. Изучите особенности тарифной системы и методику применения тарифов.

3. Изучите особенности применения экспортных субсидий и компенсационных пошлин.

4. Рассмотрите методы нетарифных ограничений в международной торговле.

5. *Рассмотрите способы размещения импортных лицензий.

6. * Изучите особенности применения выборочной протекционистской политики.

 

II. План практического занятия

Практическое занятие №1.

(Форма обучения: очная, заочная)

1. Современные формы торговой политики и особенности ее применения.

2. Тариф как средство ограничения торговли, его задачи и функции.

3. Аргументы в пользу введения тарифов и контраргументы. Применение производственных субсидий.

 

Практическое занятие №2.

(проводится в форме тренинга)

(Форма обучения: очная)

1. Применение экспортных субсидий, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике. Компенсационные пошлины.

2. Нетарифные ограничения в международной торговле.

3. Экспортные пошлины и добровольные экспортные ограничения.

4. Особенности применения выборочной протекционистской политики.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Изучение темы следует начать с определения современных форм торговой политики, представленные политикой свободной торговли (фритредерство) и протекционизмом, следует изучить особенности их применения. Необходимо более подробно изучить средства ограничения торговли, основным из которых является применение тарифов. Особое внимание уделите механизму действия тарифа, целям его применения и последствиям введения. Далее следует рассмотреть основные аргументы за и против введения тарифов, обратите внимание на противоречия в решении данного вопроса. Уясните рациональность введения тарифа, и возможность применения других мер государственного регулирования торговли. Особого внимания заслуживает вопрос о возможности применения прямых производственных субсидий.

Подготовку ко второму практическому занятию целесообразно начать с выяснения сущности, целей и задач применения экспортных субсидий. Обратите внимание, что применение экспортных субсидий тесно связано с понятием «демпинг», рассмотрите особенности этой взаимосвязи. Далее следует рассмотреть особенности применения компенсационных (или антидемпинговых) пошлин и возможности государственного субсидирования экспорта.

Подготовку второго вопроса следует начать с изучения видов нетарифных ограничений в международной торговле, наиболее распространенный из которых – квоты на импорт и экспорт. Рассмотрите особенности применения и механизм действия квот, рассмотрите их отличия от тарифа. Далее необходимо рассмотреть такие виды нетарифных барьеров, как ограничение выпуска лицензий на импорт, стандарты качества, санитарные ограничения и пр.

При подготовке третьего вопроса следует рассмотреть сущность и цели использования экспортных пошлин и добровольных экспортных ограничений, изучить особенности их применения. В заключении обратите внимание на причины применения выборочной протекционистской политики.

IV. Рекомендуемые источники





Читайте также:
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться...
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.022 с.