I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите основные статьи и структуру платежного баланса
2. Рассмотрите взаимосвязь счетов платежного баланса.
3. Изучите особенности применения принципа двойной записи в платежном балансе.
4. *Рассмотрите динамику платежного баланса России.
5. Изучите механизм функционирования валютного рынка.
6. *Рассмотрите режимы валютного курса, используемые странами мира.
II. План практического занятия
Практическое занятие №1.
(проводится в форме тренинга)
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Платежный баланс: сущность, структура, понятие дефицита и избытка.
2. Влияние макроэкономической политики на состояние платежного баланса. Государственный долг и дефицит платежного баланса.
3. Влияние кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики на платежный баланс.
4. Динамика платежного баланса России.
Практическое занятие №2.
(форма обучения: очная)
1. Валютный рынок: основные понятия. Соотношение номинального и реального валютного курса.
2. Сравнительная эффективность режимов гибкого и фиксированного валютного курса.
3. Модель внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса. Экономическая политика в условиях плавающего обменного курса.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
При изучение данной темы рассматриваются процессы, связанные с финансовыми аспектами международной экономики. Начните изучение с уяснения сущности платежного баланса. Изучите принцип двойной записи и основные статьи платежного баланса (дебет и кредит). Изменение официальных резервов и чистые ошибки и пропуски являются балансирующими статьями. Рассмотрите причины, по которым может возникнуть необходимость макроэкономической корректировки текущего счета платежного баланса, а также специфику ее применения. Рассмотрите взаимосвязь счетов платежного баланса.
|
При подготовке ко второму вопросу целесообразно рассмотреть как влияют операции Центрального банка на открытом рынке на размер официальных валютных резервов и соответственно на состояние платежного баланса. Рассмотрите возможные причины возникновения государственного долга и дефицита платежного баланса, а также возможные пути решения этих проблем. Особое внимание уделите вопросу влияния кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики на платежный баланс, рассмотрите вклад Р. Манделла и М. Флеминга в решение данного вопроса.
В заключении стоит рассмотреть современное состояние платежного баланса России и динамику его изменения за последние годы.
Подготовку второго практического занятия целесообразно начать с выяснения понятий «валютный рынок» и «обменный курс валюты». Уясните соотношение понятий номинальный и реальный курсы. Рассмотрите процессы девальвации и ревальвации. Проанализируйте понятие – эффективный номинальный валютный курс. Изучите особенности изменения номинального курса в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Далее рассмотрите закон единой цены и теорию паритета покупательной способности. Следует показать, что теория паритета покупательной способности в большей степени пригодна для прогнозирования и изменения обменного курса валют в долгосрочной перспективе. Рассмотрите понятие интервенции и случаи, в которых необходимо ее проведение, рассмотрите особенности совместных валютных интервенций групп стран.
|
При изучении третьего вопроса практического занятия следует изучить основные системы обменного курса валюты – систему фиксированного обменного курса, систему свободно плавающего обменного курса, систему управляемого плавания. В заключение отметим, что однозначного ответа на вопрос, какая система - фиксированного или свободно плавающего обменного курса - является более эффективной с точки зрения достижения основных целей макроэкономической политики, не существует. Выбор правительством той или иной системы обменного курса в каждой стране осуществляется с учетом множества объективных и субъективных факторов как экономического, так и политического развития. В рамках этого вопроса проведите сравнительную характеристику эффективности режимов гибкого и фиксированного валютного курса. В заключение данной темы уделите внимание модели внутреннего и внешнего равновесия в условиях фиксированного обменного курса, а также особенностям экономической политики в условиях плавающего обменного курса. Уясните специфику практического применения модели внутреннего и внешнего баланса и дайте оценку факторам, осложняющим проведение эффективной экономической политики.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник, 2009.
Дополнительная литература
1. Экономическая теория / Под ред. Г.С.Вечканов. Учебник. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
|
2. Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М.Н. Киселевой Е.А. – Киров, 2011.
3. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. 2-е издание перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис. 2010 г.
4. История экономических учений /Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Курс экономической теории / Под. ред. А.В.Сидоровича. – М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – М.: 2005.
7. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб.пособие/ А.А.Никифоров, О.Н.Антипина, Н.А.Миклашевская; под общ. ред. А.В.Сидоровича.- М.Издательство» Дело и сервис», 2008.
8. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н.Думной. – М.:КНОРУС, 2007.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какой принцип лежит в основе методики составления платежного баланса?
2. Почему счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами являются зеркальным отражением друг друга?
3. Какова структура счета текущих операций?
4. В чем состоит сущность валютного курса как экономической категории?
5. Какова взаимосвязь ППС и валютного курса и в чем причины их несовпадения?
6. Каким образом развитие рынка ценных бумаг оказывает влияние на уровень валютного курса?
7. Какова роль валютного курса в достижении макроэкономического равновесия?
8. Какие режимы валютного курса используют страны мира и почему?