IV. Рекомендуемые источники




Нормативно-правовые документы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.08.1998 № 145-ФЗ (с последующими изм. и доп.).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с последующими изм. и доп.).

Основная литература

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник - М: ДиС, 2009.

Дополнительная литература

1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.

3. Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.

4. Видяпин В.И. Экономическая теория /учебник/, М.: Инфра-М, 2007 г.

5. Данилина Л.С. Макроэкономическая нестабильность. Конспект лекций.- М.: изд-во Российской таможенной академии, 2009.

6. История экономических учений /Под ред. В.С.Автономова, О.И.Ананьина, Н.А.Макашевой: учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009.

7. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009.

8. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что собой представляет государственный бюджет и как он формируется?

2. По каким причинам государство вынуждено прибегать к займам?

3. В чем заключаются фискальная и регулирующая функции налогов?

4. Что такое фискальная рестрикция?

5. Какие способы применяются для финансирования бюджетного дефицита?

6. В чем суть эффекта вытеснения?

7. Какие встроенные стабилизаторы применяются в автоматической фискальной политике?

8. Каковы экономические последствия государственного долга?

Тема 2.3. Денежный рынок, кредитно-денежная политика и основы банковской системы

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризовать эволюцию и функции денег в экономике.

2. Рассмотреть особенности функционирования денежного рынка.

3. Рассмотреть структуру кредитно-денежной системы.

4. Изучить механизм функционирования банковской системы.

5. *Рассмотреть основные положения теории рациональных ожиданий.

6. *Охарактеризовать рынок ценных бумаг как один из сегментов финансового рынка, рассмотреть его структуру и особенности.

 

II. План практического занятия

Практическое занятие №1.

(Форма обучения: очная)

1. Сущность и функции денег.

2. Денежная масса и ее структура.

3. Денежный рынок. Равновесие на денежном рынке.

4. Кредит: сущность, принципы, функции, формы.

 

Практическое занятие №2.

(проводится в форме тренинга)

(Форма обучения: очная)

1. Структура банковской системы.

2. Структура, организация и функции рынка ценных бумаг.

3. Цели и инструменты кредитно-денежной политики.

4. Создание кредитных денег банковской системой.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому и практическому занятиям

Изучение темы начните с уяснения сущности денег, рассмотрите эволюцию денежных форм, обратите внимание на то, что одно из назначений денег – экономия трансакционных издержек. Рассмотрите функции денег в экономике. Определите такую категорию как ликвидность, обратите внимание, что деньги являются ликвидным средством обмена. Рассмотрите теории денег, в том числе количественную теорию денег, классическую дихотомию. Охарактеризовав сущность и функции денег, рассмотрите денежную массу и ее структуру. Рассмотрите отличительные черты понятий «деньги» и «денежная масса». Изучите особенности бумажных и кредитных денег. Расположив компоненты денежной массы по степени убывания ликвидности, выделите денежные агрегаты – показатели денежной массы. Изучите понятие нормы монетизации.

Анализ денежного рынка включает вопросы не только связанные с денежным предложением, но и со спросом на деньги. Определите мотивы спроса на деньги, виды спроса. Дайте графический анализ предложения денег и спроса на деньги. Охарактеризуйте деньги как средство обмена и накопления. Рассмотрите уравнение количественной теории денег. Выясните установление равновесия на рынке денег, роль ставки процента. Обратите внимание, что при изменении ставки процента экономические субъекты меняют структуру своего портфеля финансовых активов. Рассмотрите портфельные теории денег.

В ходе подготовки к четвертому вопросу необходимо рассмотреть сущность кредита, обратив внимание на его связь с ссудным капиталом. Изучите принципы кредита, проанализируйте его функции в рыночной экономике, охарактеризуйте формы кредита.

Подготовку ко второму практическому занятию следует начать с изучения структуры кредитно-денежной системы. Необходимо иметь в виду, что в подавляющем большинстве стран она состоит из трех звеньев. Далее целесообразно остановиться на характеристике главного звена – Центрального банка, рассмотреть его функции, баланс. Далее следует рассмотреть второй уровень кредитно-денежной системы – коммерческие банки, уяснить их основные функции, операции, виды. Завершить изучение структуры кредитно-денежной системы необходимо исследованием небанковских кредитно-финансовых институтов (страховых компаний, пенсионных фондов и т.п.).

Рассмотрение второго вопроса следует начать с уяснения сущности финансового рынка, который опосредует распределение денежных средств, как правило, именно на финансовом рынке изыскиваются средства для развития реального сектора экономики. Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг (РЦБ), или фондовый рынок. Необходимо рассмотреть сущность, основные признаки, виды ценных бумаг. Обратите внимание на соотношение денежного рынка и РЦБ. Далее целесообразно остановиться на характеристике первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Охарактеризуйте производные финансовые инструменты; спекулятивные и страховые сделки на РЦБ. Следует обратить внимание на многообразие теорий, характеризующих функционирование РЦБ, теория рефлексивности Дж. Сороса, гипотеза эффективного рынка и т.п. Затем следует рассмотреть основные направления государственного регулирования ЦБР.

В ходе подготовки к третьему вопросу необходимо рассмотреть сущность кредитно-денежной (монетарной) политики. Необходимо уяснить конечные и промежуточные цели монетарной политики. В данном вопросе основное внимание необходимо уделить таким промежуточным ориентирам как денежное предложение и ставка процента. Рассмотрите основные инструменты монетарной политики, проанализируйте специфику их использования в российской экономике. Далее следует изучить виды дискреционной кредитно–денежной политики, обращая внимание на специфику трансмиссионного механизма. Уясните дилемму целей, с которой сталкивается Центральный банк при стабилизации экономики. Рассмотрите сущность кредитно-денежной «политики по правилам», монетарное правило и идею денежной Конституции М. Фридмена.

Подготовку четвертого вопроса практического занятия целесообразно начать с изучения роли коммерческих банков в изменении предложения денег. Уясните сущность системы частичного банковского финансирования, понятие депозитного мультипликатора. Далее следует рассмотреть модель предложения денег с учетом «утечек» в систему текущего обращения. Уясните сущность денежного мультипликатора. В заключение обратите внимание на тот факт, что Центральный банк не в состоянии полностью контролировать предложение денег в стране.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: