I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите понятие «экономический рост» и сравните его с понятием «экономическое развитие».
2. Рассмотрите основные факторы, влияющие на экономический рост.
3. Изучите показатели, характеризующие экономический рост.
4. *Рассмотрите основные модели экономического роста и проведите их сравнительную характеристику.
II. План практического занятия
(Форма обучения: очная)
1. Экономический рост: сущность, типы, показатели, факторы.
2. Теории экономического роста.
3. Структура экономического роста в России.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
Изучение темы следует начать с определения понятия и сущности «экономического роста», обратите внимание на его важнейшие показатели (ВВП, ВНД), а также значимость долговременных тенденций увеличения и качественного совершенствования общенационального продукта и факторов производства в целях устойчивого развития. Рассмотрите стадию экономического роста в условиях циклического характера рыночной экономики. Изучите показатели качественного (интенсивного) и количественного (экстенсивного) экономического роста. В рамках данного вопроса рассмотрите понятие «эффективности» и ее показатели в зависимости от видов факторов производства. Обратите внимание на возможность применения политики сбалансированного экономического роста. Рассмотрите факторы, осложняющие устойчивое экономическое развитие.
При изучении второго вопроса рассмотрите основные теории экономического роста: модель Харрода-Домара, модель роста Р. Солоу. Обратите внимание на существенные различия данных моделей, рассмотрите условия их функционирования. В рамках данного вопроса рассмотрите понятие оптимальной нормы накопления, соответствующей «золотому правилу накопления капитала» Э. Фелпса.
|
Подготовку к третьему вопросу стоит начать с изучения структурных диспропорций народного хозяйства России, стоит определить основные функциональные и исторически сложившиеся предпосылки, обуславливающие нарушение стабильного экономического роста отечественной экономики. Также здесь стоит отметить увеличение значимости активной структурной политики со стороны государства для повышения уровня жизни населения.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник, 2009.
Дополнительная литература
1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории:
учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011.
2. Экономическая теория / Под ред. Г.С.Вечканов. Учебник. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
3. Курс экономической теории / Под. ред. А.В.Сидоровича. – М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебник. 2-е издание перераб. и доп. – М.: Дело и Сервис. 2010 г.
5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – М.: 2005.
6. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб.пособие/ А.А.Никифоров, О.Н.Антипина, Н.А.Миклашевская; под общ. ред. А.В.Сидоровича.- М.Издательство» Дело и сервис», 2008.
7. Видяпин В.И. Экономическая теория /учебник/, М.: Инфра-М, 2007 г.
8. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н.Думной. – М.:КНОРУС, 2007.
|
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие показатели характеризуют экономический рост?
2. Можно ли рассматривать период спада в экономике как стадию экономического роста и почему?
3. Является ли сбалансированный экономический рост предпочтительным в развитии экономики? Ответ обоснуйте.
4. В чем заключается преимущество модели Р.Солоу перед моделью Харрода-Домара?
Тема 1.5. Теория динамики рыночной системы: макроэкономическая стабилизация
I. Задания для самостоятельной работы
1. Выясните содержание понятий «общественное воспроизводство», «национальное воспроизводство».
2. Рассмотрите роль государства в регулировании макроэкономических пропорций воспроизводственного процесса.
3. Укажите основные противоречия воспроизводственного процесса трансформационной экономики России.
4. Обоснуйте современное значение интеллектуального, предпринимательского и информационного ресурсов в процессе расширенного воспроизводства.
5. Охарактеризуйте современные тенденции в структурной макроэкономической динамике национальной экономики.
6.* Изучите сущность, цели, критерии эффективности и основные направления реализации инвестиционной политики государства.
II. План практического занятия
(написание эссе)
(форма обучения: очная и заочная)
1. Национальное воспроизводство: сущность, цели, задачи, параметры.
2. Государственная структурная политика (ГСП) и методы ее реализации.
3. Инвестиционная политика государства (ИПГ).
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
|
к практическому занятию
Изучение темы следует начать с определения понятий «общественное воспроизводство» и «национальное воспроизводство». Необходимо остановиться на выяснении пропорций и параметров национального воспроизводства, характеристике стадий воспроизводственного процесса и их функциях. Далее следует рассмотреть основные направления государственной структурной политики и ее влияние на экономическую динамику. Особого внимания заслуживает вопрос о методах реализации структурной политики в условиях смешанной экономики. Это, в свою очередь, предполагает обращение к теме государственного регулирования (прогнозирования, планирования и программирования) социально-экономического развития. В заключение целесообразно рассмотреть проблемы инвестиционной политики государства: сущность, критерии эффективности, основные направления реализации.
Подготовку к семинарскому занятию целесообразно начать с выяснения сущности, целей и задач национального воспроизводства. Далее следует рассмотреть роль государства в регулировании макроэкономических пропорций воспроизводственного процесса, обратив особое внимание на возможности госрегулирования совокупного спроса и предложения, сбережений и инвестиций, производства средств производства и предметов потребления. Особого внимания заслуживает проблема развития ресурсной базы расширенного воспроизводства и современное значение интеллектуального, предпринимательского и информационного ресурсов. Затем целесообразно рассмотреть особенности воспроизводственного процесса в российской экономике.
Подготовку второго вопроса следует начать с уяснения сущности и целей ГСП как составной части социально-экономической политики государства. Важно, что ГСП закрепляется в нормативно-правовых актах и направлена на формирование оптимальной структуры и пропорций в экономике с учетом интересов населения, субъектов хозяйствования, различных уровней власти, ориентирующихся на наиболее общие потребности, а также требования рынка. Далее необходимо рассмотреть влияние ГСП на экономическую динамику, выделив современные тенденции в структурной макроэкономической динамике национальной экономики. Завершить изучение вопроса следует характеристикой механизма реализации ГСП и его компонентов (макроэкономического, регионального, институционального и др.)
При подготовке третьего вопроса следует рассмотреть сущность и цели ИПГ. Характеризуя критерии эффективности ИПГ и основные направления ее реализации, необходимо обратить особое внимание на проблему увеличения объемов инвестиций с одновременным увеличением доли инновационных инвестиций в их структуре. Далее целесообразно обратиться к проблемам инвестиционного процесса в российской экономике, рассмотреть механизм стимулирования инвестиционной активности и формирования благоприятного инвестиционного климата России (повышение качества инвестиционного законодательства и устранение административных барьеров инвестиционной деятельности, совершенствование амортизационной и налоговой политики, сосредоточение бюджетных инвестиционных ресурсов на реализации приоритетных программ и проектов с высоким мультипликативным эффектом и др.)
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник, 2009.
Дополнительная литература
1. Экономическая теория / Под ред. Г.С.Вечканов. Учебник. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
2. Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М.Н. Киселевой Е.А. – Киров, 2011.
3. Курс экономической теории / Под. ред. А.В.Сидоровича. – М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – М.: 2005.
5. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб.пособие/ А.А.Никифоров, О.Н.Антипина, Н.А.Миклашевская; под общ. ред. А.В.Сидоровича.- М.Издательство» Дело и сервис», 2008.
6. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н.Думной. – М.:КНОРУС, 2007.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы стадии процесса национального воспроизводства и их функции?
2. В чем заключаются особенности воспроизводственного процесса в современной российской экономике?
3. Что означают функциональные и отраслевые пропорции воспроизводства?
4. Каковы методы реализации государственной структурной политики в условиях смешанной экономики?
5. В чем специфика макроэкономической функции (I=e – dr+CY, где e - автономные инвестиции; d – чувствительность инвестиций к ставке процента; r ставка процента; C - чувствительность инвестиций к изменению ВВП; Y - ВВП) в условиях России?
6. С решением каких проблем связано формирование благо-приятного инвестиционного климата в России?