хороший способ. Кто бы ни причинил мне боль, бог Солнца, посмотри на него! [Пусть мой дом и мой дом] растут!
Пусть [люди моего дома], крупный рогатый скот и овцы будут выращены надлежащим образом, и пусть мое зерно
g92 * 89'l
расти!” Такие магические заклинания, которые иногда встречаются также в Лувиане
Ср. Накамура 2002: 80f, 128ff.
820 О молитвах Хитфита см., в целом, Ларош 1984-1985; Хоувинк тен Кейт 1969; Гютербок 1978а;
B: 224ff; Лебрен 1980; де Ронс 1995; Сингер 1996; 2002a с дальнейшими ссылками на earier
литература на стр. Иф. и Ульф}'.; ср. также Гарсия Трабасо 2002; 273ff; Юстус 2002; 2004; Певец
B; 2004; 2005; Хаас 2006: 245ff.; ван ден Хаут 2007b.
821 КБо 17,1+ ii 3, Оттен - Соучек 1969: 28ff.; Neu 1980: 8f. (нет* 3).
Куб. 17.28 ii 56-iii 3, переведено Торри 2004a: 134.
Ср. Старк 1990: 519 фунтов стерлингов. Для списков добрых дел, запрошенных у богов для well.-bei.ng
О царе в хеттских и лувийских молитвах и молитвах, см. Камменхубер 1985; Хоффнер
С.
Хмитская Анатолия
и Хаттиан, принадлежат к типу, описанному Эмануэлем Ларошем как мугавар ‘инвока-
Тион, мольба.’'“ J Несмотря на свою краткость, это, несомненно, настоящие молитвы, с символом-
Актерские составные части, используемые для кодирования трех прагматических целей: привлечь внимание-
Тинг (призыв), предрасполагающий или мотивирующий (аргумент) и сообщающий
•s),, 828,.
Цель докладчика (предисловия). время от времени мугавары, читаемые как часть ритуалов
Исполняемые королем или священником от его имени, имели более развитые формы, как в
Случай призывов ранней Империи к богине Солнца Земли и богам
О ее свите, о боге Солнца и боге Бури, и о богине Солнца-Руке-
на, Тем не менее, они продолжают содержать формулы, составленные из» магических заклинаний".
|
Новый тип царской молитвы периода Империи упоминается хеттским
ферм аркувар, буквально "ходатайство, защита", как в речи, произнесенной перед судом
Закон..“Таким образом, в многочисленных сохранившихся хеттских царских молитвах царь служит в качестве
Защищайте свой народ, объясняя или оправдывая его поведение” 829. Этот тип молитвы
Характеризуется структурой типа сарна, как в случае вышеупомянутого
призывы и короткие просьбы в магических ритуалах, состоящие из трех составных частей:
Призыв, аргумент и прецессия. Эти молитвы также, несомненно, читались в
Эонтекст культовых и ритуальных церемоний. Однако они не вытекают непосредственно из
Традиция древних хеттских заклинаний. Как и большинство литературных жанров, хеттские царские молитвы
На них оказали глубокое влияние месопотамские прототипы (прежде всего, гимны и
Молитвы богу Солнца), либо путем прямого заимствования, либо при посредничестве
Из хуррийцев. Как и в случае с фестивалями и магическими практиками (см. 3.2,6 и 9),
Киингер 1996: 738f.
Ср. Ларош 1964-1965: 8 и далее; Лебрен 1980: 431 и далее.
Что касается структуры хеттских молитв, Юстус (2004: 270) утверждает, что общий индо-
Европейские грамматические паттемы. Эти паттеры, однако, выходят за рамки индоевропейской религии
Наследие и являются общими для молитв, принадлежащих к разным культурным и этнолингвистическим
Царств.
827 CTH 371, 389,2 и 385,10, Лебрен 1980: 83ff., 392£f,; Арчи 1988b; Сингер 2002a: 21ff. (мос 1-3);
|
B: 301«. Обращение к богине Солнца Земли (CTH 371) демонстрирует тесные связи
С лувийской средой.
828 CTH 372-389, Лебрен 1980; Сингер 2002a. Для обсуждения аркувара см. Ларош 1964-1965:
Ff.; ср. также Хоувинк тейл Кейт 1969: 82«; Лебрен 1980: 426«; Сингер 1096: 47«; Мельхерт
Певица 2002а: 51. В некоторых молитвах такого типа, однако, молитва и/или колофон
.райер к мугавару (‘призыв’) определенного божества; ср. Лебрен 1980: 43 lf.
Беокман 1999а: 521.
830 О различии между оригинальной, переведенной и принятой литературой см., например, Сингер 1995b;
Далее 2002b: 311 на вавилонском поле для молитв богу Солнца, CTH 372-374.
Cf. also Güterbock 1958. О хурритских молитвах и гимнах см. Вильгельм 1991; 1994а.
Период Империи 143
Киззуватна, по-видимому, сыграл значительную роль в передаче хурритских молитв
И адаптация месопотамских молитв к земле Гаити.
В царских молитвах развернутое воззвание иногда принимает форму
Вступление к гимну, которое в некоторых молитвах Мурсили II занимает около трети
,, g31
Или текст tne. Хеттские писцы адаптировали стиль и извлекли целые фразы из
Вавилонские гимны. Наиболее часто упоминаемыми богами являются солнечные божества:
Бог Солнца Небес как всевидящее верховное божество справедливости и богиня Солнца
Аринна, владычица земли Гаити. В других молитвах Тессуб как главный бог
Пантеон вызывается в его различных ипостасях. Молитвы были сохранены до н. э.
Одет в Телипину, бога Бури Нерика, и хтонических божеств, бога Солнца
Десс Земли и Лелвани / Аллату. В ситуации исключительной опасности, с
|
Чума, опустошающая землю, Мурсили II обращается к высшему божественному авторитету,
Шторм-бог Хатти и Собрание Богов и Богинь, также потому, что все пред-