Король является исключительным, подтверждая защиту и покровительство богини над его
Всю Свою Жизнь. 8j9
Сны также могут быть источником желанных предзнаменований. Оракулы инкубации-это эви-
испытывается в повседневной магической практике, а также в ситуациях самой серьезной опасности;
Для страны, как мор или угроза жизни и здоровью короля. 870 Лучших
Известным свидетельством является отчаянная мольба Мурсили II к богу бурь Гаити о том, чтобы он-
телятина в любом случае является причиной чумы, опустошающей страну: “[Или] если люди
Умирали по какой-то другой причине, тогда позвольте мне либо увидеть это во сне,
Или пусть это будет установлено через оракула, или пусть человек божий объявит об этом, или, согласно-
В соответствии с тем, что я проинструктировал всех священников, они должны регулярно спать святыми (в
Инкубационный оракул).” 8 ' 1
‘Божественный человек, энтузиаст " (хеттский сиуниянт -), упомянутый в этом тексте, - это эви-
определяется только в нескольких разбитых контекстах. 8 * 2 Поэтому мы не знаем, как он контактирует-
О божестве и о том, насколько распространенным было явление пророчества у хеттов.
Мы также не можем установить, был ли "человек божий" проводником предзнаменований или для
Оракулы. в этой ситуации лучше избегать сравнений с институциональными про -
Ecy в Израиле.
Магия и мифология
Магические ритуалы периода Империи уходили корнями в анатолийскую традицию, но эви-
Сильно вдохновлен сирийской и месопотамской магией (см. 3.1.4). Несмотря на это, Анато
магия лиана была более "земной", чем магия Сирии и Месопотамии; это был результат-
Муравей практического опыта ритуалистов. Иначе, чем в Месопотамии, магические
Писания не воспринимались как продолжение древней традиции и богов
869 КУБ 1.1+ (CTH 81) i 36ff., iii 4ff„ iv 8ff„ 19ff„ Оттенок 1981; 4f„ 6f„ 161, 241; Мутон
A: 88ff, Ср. также Мутон 2006.
Мутон 2003.
871 куб. 14.8 rev. 41'ff.; куб. 14.10+КУБ. 26.86 iv 14'ff. (CTH 378), переведено Певцом 2002a: 60
(№11). См. также Мутон 2003: 741; 2007a: 1211
Печехии Дадди 1982: 300.
Наиболее важную литературу по хеттской магии в целом см. в № 39.
Хитте Анатолия
Не считались их авторами. В Анатолии нет аналогов ди-
Виноградные мастера магии, Эа и Асаллухи; одного Камрусепу иногда сравнивали
В лувианских кругах с вавилонской Гулой, о чем свидетельствуют некоторые заклинания, приписываемые
К Камрусепе, которые являются буквальными переводами вавилонских формул.
Ли один рассматривает лувийские и хурритские имена ритуалистов и их происхождение в
Умирают сильно хуррианизированные общины в Южной Анатолии и северной Сирии, это
Неудивительно, что так много магических практик и мифологем было связано с-
Прибыл из Месопотамии и северной Сирии при посредничестве хурритов.
Ритуалы Ихе Кидзуватны, в частности, свидетельствуют о тесном культурном симбиозе между
Лувийцы и хурриты в этом регионе ^ Эти ритуалы отличаются отдельной
Хурритская терминология 8 ' 0 и последовательности приемов, типичных для этой среды. 876
Как правдоподобно утверждает Джаред Л. Миллер, “похоже, что существует достаточно доказательств
Предполагая, что, по крайней мере, значительная часть ритуальной литературы Киззуватна
В Хаттусе была заимствована из предыдущей традиции писания в Киззуватне. По-
Возможно, раух оригинальной композиции ритуальной традиции состоялся не в шляпе
Туса, но в Киззуватне, и материал был записан не хеттскими писцами, а
Писцами, связанными с государственным архивом Киззуватны”.877 Также первоначально
Хурритские композиции ритуалистов из северной Сирии, такие как, например, Аллаитура(h)i
Ритуалы (CTH 780), возможно, были переведены писцами, работавшими в Hat
Туса в присвоении материалов из архива Киззуватны. 879
Это не может быть ужасно удивительным, учитывая, что новая династия Эм
Период пира пришел из Киззуватны. Писцы из Хаттузы, несомненно, в
По просьбе хеттского царского двора, подготовил адаптации и новые редакции на основе
Таблички из Киззуватны; они также представили мотивы и магические техники
Из традиции Киззуватнеана в другие ритуалы, описания которых были
874 Хааса. Wilhelm 1974; Miller 2004; Strauß 2008, Ср. также Хаттер 2003: 250ff.
Хаас 1998.
876 Страуß 2005: 2381'.; 2006:?6ff,
Р
Миллер 2004: 254: 2005a: 538. Ср. также Страуß 2005: 230 (“Den
Vorlagen aus Kizzuwatna zur Verfügung gestanden haben”).
Haas I988e; Haas - Вегнер 1988: 48ff. (№ 1-39); Haas 200'
Schreibern in Hattusa müssen
Ср. Миллер 2004: 506ff.; 2005b.
880 Обратите внимание, например, на ритуал рождения KBo 17.65 (с его дубликатом KÜB 44.59), CTH 489, который представляет
Сборник, несколько более ранних, тесно связанных между собой табличек, в том числе из Киззуватны (обв.
37ff„ rev. 45f.l, Бекман 1983: 132ff.; ср. также Тремуйль 1997: 143; Страуß 2005: 230.
Период Империи