792 KUB 38.12 iv 16’, Darga 1973; del Monte - Tischler 1978; 177ff.; Pecchioli Daddi 1982: 21Off.;
Таггар-Коэн 2006a: 21 и далее.
3. Hittite Anatölia
С храмом е, 17 с автосанитарием?).’ “ В более важных cexiters
как и Зипланда, Самуха, Катапа и Тархунтасса, не говоря уже о самой Хаттусе,
Количество людей, связанных с храмовым служением, было бы намного больше -
Наверняка достигнет нескольких тысяч. К этому добавлялись поставки, необходимые местным
Дворцовые администраторы, старейшины близлежащих городов и центральная администрация.
Туталия IV официально снабдила богов Тархунтассы 200 быками и 1000
Овца. Столь же многочисленное стадо (50 быков и 1000 овец) было согнано с-
Кува для великого фестиваля Телипину, отмечаемого каждые девять лет в городах
Ханхана и Каша, за которые отвечал местный губернатор. 94 Во времена
Хаттусили III, 1000 овец были подарены богу бурь Нерику по случаю
фестиваль пуруллия), отмечаемый в. даханга (культовая комната?) храма госпожи.* 90
Мясо подношений животных было натуральным, использовалось для приготовления блюд для участников
Эти фестивали длились несколько дней.
В каждом городе был свой календарь праздников, связанных с сельскохозяйственным циклом
И традиция, уходящая корнями в древние хеттские времена (3,1,3). Среди наиболее важных праздников
Валы хаттского происхождения, которые продолжались в более поздний период, были фестивалем пуруллия в
Весна, “когда земля процветает и процветает” 780. Некоторые склиоляры утверждают, что это было
Фестиваль Нового года, но это не находит никакого подтверждения в surviv-
Тексты mg. Также нет никаких убедительных доказательств того, что тексты связаны
|
С культом богини Тетешапи являются частью описания пуруллийи)
Фестиваль.. Эти фестивали, по-видимому, отмечались в Хатту независимо друг от друга
са, * но также в Зипланде и Нерике.' В последнем городе местная пуруллия)
Фестиваль снова начали отмечать после отвоевания северной терри-
Тори; важность этих торжеств подчеркивается тем фактом, что их
Куб. 38.12 iii 227. Ср. Хейзенхос 2003: 175.
794 КУБ 51,1++ i lff„ Хаас - Якоб-Рост 1984: 40, 44; КУБ 53,14 iv 35’, Хаас - Якоб-Рост 1984:
Ср. также Haas 1994a: 743.
Куб. 48.119 об.? 9'ff., Хаас 1994а: 696.
798 Haas 1970: 43ff.; Керман 1981; Haas 1988c; 1994a: 696ff.; Попко 1.995 a: 149: Хоффнер 2007:
122, 1301,
Haas 1994a: 69311.; Гаркла Трабасо 2002: 77f., 83 с № 16.
Контрас Пекчиоли Дадди 1987a: 366ff., 1987b: 55ff.; 1988.
/99 В Хаттусе праздник пуруллия) отмечался для Лелвани в доме хесту. См. КБо 2.5 iii
If-, Гетце 1933: 188ff,; Хаас - Вегнер 1992: 247: Арехи 2007a: 51 с № 2; iBot 2.17, Хаас
.Wäfler 1977; 95.
Период Империи 137
описание содержалось на 32 буклетах.’"’* В связи с эремонией, так называемой
Иллуянский миф о столкновении бога Бури и Змея был переосмыслен-
Цитата Две версии мифа включены в своеобразный файмн к Зашапуне,
Главная богиня Кастамы, культ которой также был введен в Нерике (3.2.3). Sur-
Оживляющие версии мифа относятся к периоду Империи. 80,5
С распространением культа хурритских и лувийских божеств число
Празднества, которые отмечались, увеличились. Это особенно касается Хаттусы. В
Структура для персонала храма (CTH 264) перечисляет восемнадцать из многих регулярных фестивалей
|
происходящее в Столице, надлежащая организация которого была обязанностью священника,:
“Фестиваль месяца, фестиваль года, фестиваль оленя, f[al] l
фестиваль, |fe]праздник весны, фестиваль грома, [фейстивал /iiyarra, 804
фестиваль пудаха, 80 ' 3 фестиваль хисува, фестиваль [сайтласса, праздник
вал ритона, фестивали священного САНГА-[священника], фестивали ‘старого
Рнер; фестивали АМА.ДИНГИР-жриц, фестиваль дахии,
Фестиваль упати-ме н, фестивали жребия, фестивали сгребания или что-то в этом роде
Фестиваль (есть) в Хаттусе”. 807 Некоторые из этих фестивалей принадлежали старому тра
Диция. в то время как отмечались фестивали грома, фпияр, пудаха и сатласса
Для Тессуба из Халаба и божеств из его круга. Последние три были упомянуты среди
Тринадцать регулярных фестивалей в культе Тессуба и Хебата Халаба Хаттусского, 803
Которые, по мнению некоторых ученых, отмечались в месячном цикле (с
Тринадцатый месяц високосного года). 808 Фестивали наполнения банок для хранения (после
Урожай) и их открытие (перед посевом) (см. 3.1.3), отмечаемое за пределами
Ср. КУБ 30.42 i 5f.
802 CTH 321, Бекман 1982; Юнал 1994b: 808ff,; Г. Бекман апуд Бекман - Хоффнер 1997: ISÖf.;
Хоффнер 1998: лОфф.; Гаркла Трабазо 2002: 75ff.; Хаас 2006: 971t; Хоффнер 2007.
803 Согласно Хоффнеру (2007;!2), оригинальная форма композиции отличается от Старой
Хеттский. Сохранившийся текст, однако, скорее представляет собой компиляцию мотивов разного датирования и происхождения.
Тремуйль 1997: 98ff.; Хаттер 2002.
Тремуйль 1997: 94ff.
806 Об институциональной роли ‘стариков’ в хеттской Анатолии см. Кленгель, 1965b.
Куб. 13.4 i 39ff., Таггар-Коэн 2006a: 43, 72; теперь также Хаттер 2008: 75f.