Eise бог или богиня, связанные с его/ее персонифицированным атрибутом или эпитетом (Ea-
Мади ‘Эа-Мудрость,’ Хебат-Мус(у)ни 73З ‘Хебат, - Порядок’), который символизировал его /ее
Оставаясь при этом отдельным божественным существом. Эта практика, предположительно оригинальная mg из
Сирия, проникла также в лувийские культы (см. 3.2.4).
Культ
Формы культа, выражающие поклонение божеству, характеризуются традиционализмом
И консерватизм. Эти формы остались в основном неизменными по сравнению со старыми хеттскими
Период (3.1.3), хотя влияние хурритов очевидно. Количество культовых объектов выросло
Примечательно, что теперь, включая персонифицированные атрибуты бога, оружие, символы, эпи-
Предметы, силы природы и т. Д., А также обстановка адитума (см. 3.2). Абстрактный
Imparati 1979a; 1998-2001.
Германн 1968; дель Ольмо Лета 1991; ср. также Хаттер 1996: 136.
Haas 1.994 a: 375.
730 куб. 45,47+Бо 4186 с его дубликатом КБо 17,84. Импарати (1979a: 299ff.; 1979b) определил
Хеттская царица с Никкалмади, но другие ученые склонны приписывать этот ритуал Асмуниккалу;
См., например,«Singer 2002b: 310 n. 52 (ссылки).
KUB 43.38, Oettinger 1976.
Лебрен 1976: 102; Вильгельм 1993-1997гг.
Период Империи 129
Идеи получили материальную форму и были помещены в святилище рядом с богом,
Часто на одном и том же алтаре. По сравнению со старым хеттским периодом, интерьеры храмов pr
Привлекли гораздо более яркий внешний вид, особенно новые культовые места для хуррийцев и
Лувийские божества,
Богам поклонялись в разных формах. 3 Как и ранее, там были статуи-
Этты высотой в несколько десятков сантиметров, изготовленные из дерева, покрытого листовым золотом или серебром,
|
Иногда из железа, меди и серебра, иногда даже позолоченных. Их дезертирство
Изобилуют текстами. ’ Более крупные (и даже монументальные) фигуры также встречались, как и суг-
На это указывает фрагмент медной статуи, найденный близ Ахурхисара к северу от Афьона, который
был примерно 50 см, когда закончен", " туловище известняковой статуи из
Алея Хойюк, 736 год и монументальная стела (высотой около 7,35 м) из Фасиллара близ Бейшехира,
На барельефе изображен бог бури, стоящий ногой на горе-
тэйн-бог в окружении львов. "Исследования иконографии конкретных божеств приносят пользу
Существенно отличается от изображений в глиптическом искусстве, 738 на керамике 739 и металле
сосуды", а также скульптуры на скалах. "Последние рельефы связаны в основном
К культовым практикам в скальных и весенних святилищах. Самыми известными являются профи-
Цессии божеств из Язиликая (3.2.2), наскальные рельефы на юго-западе Евуркалеси
Из Анкары, представляющий бога бури рядом с другим богом напротив богини/ 42
Скерсе, изображающем бога бури Халаба в его колеснице, запряженной быками, вместе с
Гютербок 1983; ср. также Хазенбос 2003: 173ff.; Коллинз 2005.
Von Brandenstein 1943; Jakob-Rost 1961; 1963; Carter 1962.
Илаш 1993.
736 Ко$ай - Акок 1973: 19, 78f. (кат. №. Alp 149), Pis XL - XU.
Кольмейер 1983: 39f.; Тарача 1987: 267 n. 26 (ссылки); Эрингхаус 2005: 57ff.
Беран 1967; Бемер - Гютербок 1987: 52f., 55 (№ 145, 147), 56 (№148), 65 (№182), 1061
(№308); Хербордт 2005: № 275, 302, 504, 507, 566, 612, 620, 621f„ 625f., 630, 710, 755, 770.
|
Для королевской печати Мурсили III с изображением. о боге бурь Халаба, восседающем на своем
Колесница орла, запряженная быками, см. Хокинс 2003.
Бемер 1983: 33ff. (№ 43-46), 36ff. (№47). Более поздние раскопки в Верхнем городе
В Хатфкузе были найдены фрагменты культовой вазы периода ранней империи, изображающей бога Сторни
Халаба в иконографическом типе, известном по печати Мурсили III (№738). См. См.: 2007.
В первую очередь следует упомянуть серебряный сосуд в форме кулака в Музее изобразительных искусств,
Бостон, с изображением короля Туталии, совершающего возлияние перед богом бури (Гютер
Бок — Кендейл 1995) и фриз на шее оленя райтона из Норберта Шиммеля
Коллекция (см. № 593).
Kohlmever 1983: Ehringhaus 2005.
Von der Osten 1933; 1937; Kohlmeyer 1983: 43ff. with references; Lumsden 2002; Ehringhaus
Уфф.
Анатомия хеттов
Сауска в скальном рельефе из имамкулу," 4 ’ и культовый фасад с изображением
Бог и богиня у священного пруда в Эфлатун-Пмар, в 28 км к северо-западу от Фазиля-
Iar.,i4 Следует также отметить рельефы на городской стене у ворот Сфинкса в
Алакахейюк, показывающий культовую сцену по обе стороны ворот с местным богом бури
В виде быка и восседающей на троне богини, а также рейфа на ареитеке-
Туральский блок, несомненно, с культовой сцены, обнаруженный в 2005 году в Каяипмаре, респ-
возмущение богиней, сидящей на табурете, держащей в руках чашу и птицу " 6.
Было также огромное разнообразие аниконических изображений. Хуваси - стелы уже
Обсуждались, как и диски солнечных и астральных божеств (например, Пиренгира), большинство
|
из меди или золота, nxountain-боги, которым поклоняются в форме "оружия", возможно
Булавы (С,ло ТУКУЛ) и курса - мешки, поклонение которым продолжалось до конца
Хеттское царство, несмотря на прогрессивную персонификацию местных божеств-покровителей (см.