Ff. Для Tilla: Haas 1981a; Швемер 2001: 483f.




О горе Кассий см. теперь Porfcnoff 2006.

Бордрейль 1989; Дейкстра 1991: 133ff.; Попко 1998: 123f,; Вильгельм 1998 —2001a. Согласно с

Швемер (2001: 228), гору Нанни следует искать маха дальше на восток.

Тем не менее, это подтверждается упоминанием этой горы в Деяниях Суппилулиумы в

Контекст сирийской кампании Туталии III.

Сувалият был его верным спутником. 66 ^ Супруга Тасмису Набархи почиталась

в Тайде на Верхнем Хабуре. 66 °

Хурриты северной Сирии отождествляли Тессуба с семитским богом Бури

Хадда/Адду. В хуррианизированных центрах Сирии и Киззуватны местный шторм-

Боги почитались под именем Тессуб. Самый важный из сирийских

Богами бури был бог Бури Халаба, культ которого имел надрегиональное значение

Уже в третьем тысячелетии до нашей эры, включая Эблу и Мари на среднем Евфре-

Тес. v Значение Адду Халаба возросло в древневавилонский период, когда

Алеппо был королевской резиденцией могущественного королевства Ямхад. Он был в

возглавляя пантеон Ямхада, король Ямхада был "возлюбленным Адду" и

сама земля Ямхад была названа просто "Землей Адду". 667 Хуррит или Хур

Рианизированные правящие семьи из других центров Сирии и юго-восточной Анатолии вновь-

В соответствии с королевской идеологией царей Ямхадов. Как следствие, бог Бури

Из Халаба, уже занимавшего высокое положение во многих местных пантеонах, 668 появилось в

Хурритское одеяние Тессуба как главного бога в династических культах. Именно тогда Хебат,

Древняя богиня Халаб, культ которой засвидетельствован уже в текстах из Эблы

• - * * 669 в

третье тысячелетие до н. э.", стала супругой Тессуба, в то время как Сауска, его старый партнер из

Восточные хурритские пантеоны, фигурирующие в мифах как его сестра. Тессуб, Хебат и

Сауска сформировала главную триаду в верованиях западных хурритов. Тем не менее,

Это изменение не было всеобщим во всех сирийских городах. В хурритских культах Уга-

Рит, как и в государственном пантеоне Миттани, Сауска оставалась верховной богиней и

Партнер Тессуба. 61 Она также сохранила свое видное положение в Алале, даже

664 Güterbock 1961a.

665 Культ Набарби (‘(Она) На войне 5), упоминаемой в древнейших текстах как Госпожа Навара/Нагара,

Засвидетельствовано уже за период Ur III, Guichard.1996 со ссылками. Gf, также Haas 1998 -

А.

Schwemer 2007b: 162ff.

Schwemer 2007b: 163. См. также выше, 3.1.1 с n, 238.

668 Ср., например, пантеон Хассува, засвидетельствованный в анналах Хаттусили I, КБо 10.1 обв. 37ff,:

Бог бури Армарука (=? Аммарик, Джебель Семан к западу от Алеппо, Арчи 1998b: 40f.), Шторм-

Бог Халаба, Аллатума, горы Адалур, Лихири, два серебряных здания (бога Бури?) и 13 stafcuett.es

(других божеств) гоида и серебра. Также упоминается Хебат, которую называют дочерью

Аллатум (КБо 10.1 обв.] 43f.). См. теперь Devecchi 2005: 46ff.; ср. также де Мартино 2003: 54ff. с

список литературы; Бекман 2006: 221.

Арчи 1994: 25 фунтов; Помпонио - Кселла 1997: 189 фунтов; Швемер 2001: 1151.

See, e.g., Haas 1994a: 543: Schwemer 2001: 461. Эти пантеоны, по-видимому, не были затронуты

По королевской идеологии Ямхада.

Эммре Пейод

Хеттская Анатолия

Хотя пантеон там возглавляли бог Бури, Солнце и Ишара (см.

Ниже).

Как только новая династия, происходящая из Киззуватны, пришла к власти в Хаттуле,

Культ Тессуба и Хебата Халаба, пара эхиф династического пантеона (см. 3.2.2),

Распространился на исконные территории хеттов в Малой Азии. 8 ' 1 Летопись Хаттусили I

Сообщают, что он привез в хеттские храмины статуи человеческих богов, награбленные в Сирии,

В том числе культовое изображение местной ипостаси бога Бури Халаба из города

Хассу(ва). 672 Однако это вряд ли является доказательством включения Тессуба из Халаба

и других человеческих богов в Древний хеттский пантеон.'

Саррама, 0 ' 1 первоначально великий горный бог, почитаемый в сиро-анатолийском

Пограничье в виде быка (в этом облике мы видим бима, например, на скальном рельефе с

Ханьери 6 "'), был включен в хуррито-киззуватнский пантеон как сын Теса

Саб и Хебат. Точно так же и в процессии божеств из Языкайи (3.2.2)

И в калути-списках Иджебата, где он упоминается чаще всего непосредственно после

Богиня. 6,8 Культ диады Хебат - Саррумма имел своим источником в теологической

Зачатие пары мать - сын. Саррумма также содержится в модифицированной кастрюле

теон из Халаба/ >7°, но изначально он, конечно, не участвовал в этом.

Саска. (‘Великий’ 680) принял на себя многие обряды шумерской Инанны и

Вавилонский Истар. как в ее женском аспекте как богини любви, так и в мужском

Как богиня-воительница. В последнем аспекте ее почитали с различными видами

Оружие воспринимается как независимые божественные существа. 881 Также связано с мужским

Аспектом Саски был культ 4 горячих камней, который сыграл важную роль в

Кленгель 1965а; Соучек - Зигелова 1974; Попко 1998; 2002.

См. п. 668.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: