Территория. В Арзаве во главе пантеона стоял Тархунт, но главный




Роль также сыграла богиня растительности и диких животных Улилиясси,

Западный лувийский аналог хурритской Сауски в сельской местности (°ИСТАЕ

ЛИЛ), б ' вызван в ритуале Паскуватти. 632 Ритуальные тексты из Истанувы, которые

Должны располагаться где-то на западной окраине Нижней Земли, находятся эви-

стремление к автономии местных культов и верований. 6 " 3 Местный пантеон com-

приподнятый, рядом с богом Бури Тархунтом и богом Солнца Тивадом, ‘Великий ЛАММА

Бог, лярри, Телипину, божества из сферы Канесита - Пирва, Аскасепа и

Куб. 48,23 rev. 51, Haas 1988d: 137.

Haas 1988d: 138fr.

Швемер 2001: 4861. Ср. КУБ 15.1 ii 28f.: “0 два Саррумманни и один Айанзунни, ты, кто

из чрева бога (= Саррумма) происходят”, де Роос 2007: 92, 100.

Haas 1981h; 1994a: 313, 470.

630 Богинь Аммамму из Залпы мав можно сравнить с Южной анатойской мамой /

Маммаими. Ср. Фопко 2004а: 251 n, 18.

Ср. Вегнер 1981: 31.

CTH 406, Хоффнер 1987b.

633 Старк 1985: 294ff,; Хаттер 2003; 239f£.

Период Империи

Малия, богиня Зерна Халки и многочисленные местные божества, которым поклоняются: Киналия,

v _ Q%4 635

Гурнувала, река Сайрия, Тарваллия, ’ Виниянта, божество, связанное с вином",

Сувасуна, Ванду, Сиури, лясалла(ssi), Вистасси, божество плодородия Xmarsi, Аянти, Валва-

лива", и Халдатасси. Единственный след веры хурриан-это упоминание о " Хур

риан Инар", несомненно, как одно из божеств-хранителей.

Главный центр культа Хувассанны (чье имя также написано с

Логограмма ГАЗ.БА.А.А), одна из великих богинь хеттского государственного пантеона,

был Хубесна (современный Эрегли)" 38. Самыми важными богами там были: Солнце-

Бог, Тархунт, бог-покровитель ЛАММА, бог войны (лиарри?) и бог гор Сарлайми,

Возможно, идентичен ЛАММЕ Сарлайми, упомянутой в других текстах. Второстепенные божества

В круге Хувассанны перечислены: Тунапи, Лаллария, гора Оарпа (Арисама

Даг близ Эмиргази), Аватта, Купилла, Мули, Имралли фиардупи, Лилия и группа

Первобытные божества (. hantezzius DINGIR MES), включающие Анну, Море, Зарницу и

Сармам(м)река. 640 В соседнем Тувануве (Классическая Тиана, современный Килиссе Хисар

Примерно в 5 км к югу от Эрегли) главная божественная пара состояла из Тархунта (У Ту

Ванува) и Сабхассара. 641 В Данне (Классическая Тинна, ныне Порсук Хююк), местном

Богиня хере по имени Халлара (см. 3.2.1); бог бури пихассасси также был

642 «4*3

Почитается там. Культ Хувассанны праздновался также в Куливисне,

Где главными богами местного пантеона были боги Бури Хиссашапы

И Куливисна. 644 Последний получил подношения вместе с богиней, имя которой

написано. с °ИСТАР-У (Анзили?) и богом-покровителем ЛАММОЙ. 64 " Это эви-

Влияние значительной дифференциации местных пантеонов.

(>34 Хаттер (2003: 241) интерпретирует Тарваллию как ‘Танцующее Божество".

Старк 1990: 381 с № 1378; Мелехерт 1993: 269.

Может быть, гений посева или выращивания. Starke 1990: 483; Melehert 1993: 262,

КУБ 35.135 iv 15.

638 Güterbock 1962; Frantz-Szabö 1972-75; Lombardi 1999; Tremouiile 2002a; Groddek 2002a;

Хаттер 2003: 232. 243ff.; Гроддек 2004e,

Хаттер 2004а.

Ср. Йошида 1998: 244fr. О группе божеств Анна, Море, Зарница и Сармама см. Арчи

A: 49f.

Куб. 6.45 ii 18, Певица 1996: 15, 36.

Лебрен 2007 с референтами.

Tremouiile 2002a.

Куб. 6.45 ii 3, Певец 1996: 13.35.

64-5 RBo 15.33+KBo 15.35 i 8'ff., Глокер 1997: 6Öf.

Хит вите Анатолия

Хурритские верования оказали более сильное влияние на дальний восток и северо-восток, что

Мы смотрим. В Хурме, рядом с богом Бури 1 ’ и великой богиней Хантитассу, оба

Кого называют в списках божественных свидетелей и включили в государственный культ

В Хаттусе выдающимися божествами пантеона были Тессуб и Хебат из Халаба

t ■ > 0 -1 7

из Хурмы. ‘ В Уде, местном проявлении бога Бури Питтеярига(а) (город в

Верхняя земля") особенно почиталась и с хином» хуррийские божества:

Бог бури. (Тессуб) и Хебат — Саррумма, 0, которые также были самыми важными в

Поспешные пантеоны Кидзуватны.

Верования хурриан Анатолии

Пантеон хурриан-Киззуватнеан, который отражает верования вестем-Хура

Рианы, населяющие юго-восточную Анатолию и северную Сирию, представлены в виде

Процессии богов и богинь на каменных стенах святилища в Языликой

Недалеко от Хаттузы (см. 3.2.2) Он также известен по спискам божеств (калути по-хурритски,

со значением "круг, круг подношений"), которые получали подношения в культе

Тессуб и Хеват, главная пара хеттского династического пантеона. Эти списки являются

Организовано по принципу наименования богов (круг Тессуба) и бога

Дессы (круг Хебата) в порядке их важности, от наибольшего до второстепенного

боги и группы богов, “ именованные и безымянные боги". 6 " 0 Списки также включают

Обожествленная обстановка и атрибуты главного бога.

После Тессуба и его различных проявлений первыми, кто получил подношения, были:

Тасмису, Ану, 6jl Кумарби, Эа, Бог Луны Кусух, бог Солнца Симиге, Хатни или Сауска

С горы Писайса (пиза(i)сафи), бог войны Астаби, Нубадиг (который был включен в число



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: