Роль также сыграла богиня растительности и диких животных Улилиясси,
Западный лувийский аналог хурритской Сауски в сельской местности (°ИСТАЕ
ЛИЛ), б ' вызван в ритуале Паскуватти. 632 Ритуальные тексты из Истанувы, которые
Должны располагаться где-то на западной окраине Нижней Земли, находятся эви-
стремление к автономии местных культов и верований. 6 " 3 Местный пантеон com-
приподнятый, рядом с богом Бури Тархунтом и богом Солнца Тивадом, ‘Великий ЛАММА
Бог, лярри, Телипину, божества из сферы Канесита - Пирва, Аскасепа и
Куб. 48,23 rev. 51, Haas 1988d: 137.
Haas 1988d: 138fr.
Швемер 2001: 4861. Ср. КУБ 15.1 ii 28f.: “0 два Саррумманни и один Айанзунни, ты, кто
из чрева бога (= Саррумма) происходят”, де Роос 2007: 92, 100.
Haas 1981h; 1994a: 313, 470.
630 Богинь Аммамму из Залпы мав можно сравнить с Южной анатойской мамой /
Маммаими. Ср. Фопко 2004а: 251 n, 18.
Ср. Вегнер 1981: 31.
CTH 406, Хоффнер 1987b.
633 Старк 1985: 294ff,; Хаттер 2003; 239f£.
Период Империи
Малия, богиня Зерна Халки и многочисленные местные божества, которым поклоняются: Киналия,
v _ Q%4 635
Гурнувала, река Сайрия, Тарваллия, ’ Виниянта, божество, связанное с вином",
Сувасуна, Ванду, Сиури, лясалла(ssi), Вистасси, божество плодородия Xmarsi, Аянти, Валва-
лива", и Халдатасси. Единственный след веры хурриан-это упоминание о " Хур
риан Инар", несомненно, как одно из божеств-хранителей.
Главный центр культа Хувассанны (чье имя также написано с
Логограмма ГАЗ.БА.А.А), одна из великих богинь хеттского государственного пантеона,
был Хубесна (современный Эрегли)" 38. Самыми важными богами там были: Солнце-
Бог, Тархунт, бог-покровитель ЛАММА, бог войны (лиарри?) и бог гор Сарлайми,
|
Возможно, идентичен ЛАММЕ Сарлайми, упомянутой в других текстах. Второстепенные божества
В круге Хувассанны перечислены: Тунапи, Лаллария, гора Оарпа (Арисама
Даг близ Эмиргази), Аватта, Купилла, Мули, Имралли фиардупи, Лилия и группа
Первобытные божества (. hantezzius DINGIR MES), включающие Анну, Море, Зарницу и
Сармам(м)река. 640 В соседнем Тувануве (Классическая Тиана, современный Килиссе Хисар
Примерно в 5 км к югу от Эрегли) главная божественная пара состояла из Тархунта (У Ту
Ванува) и Сабхассара. 641 В Данне (Классическая Тинна, ныне Порсук Хююк), местном
Богиня хере по имени Халлара (см. 3.2.1); бог бури пихассасси также был
642 «4*3
Почитается там. Культ Хувассанны праздновался также в Куливисне,
Где главными богами местного пантеона были боги Бури Хиссашапы
И Куливисна. 644 Последний получил подношения вместе с богиней, имя которой
написано. с °ИСТАР-У (Анзили?) и богом-покровителем ЛАММОЙ. 64 " Это эви-
Влияние значительной дифференциации местных пантеонов.
(>34 Хаттер (2003: 241) интерпретирует Тарваллию как ‘Танцующее Божество".
Старк 1990: 381 с № 1378; Мелехерт 1993: 269.
Может быть, гений посева или выращивания. Starke 1990: 483; Melehert 1993: 262,
КУБ 35.135 iv 15.
638 Güterbock 1962; Frantz-Szabö 1972-75; Lombardi 1999; Tremouiile 2002a; Groddek 2002a;
Хаттер 2003: 232. 243ff.; Гроддек 2004e,
Хаттер 2004а.
Ср. Йошида 1998: 244fr. О группе божеств Анна, Море, Зарница и Сармама см. Арчи
A: 49f.
Куб. 6.45 ii 18, Певица 1996: 15, 36.
Лебрен 2007 с референтами.
Tremouiile 2002a.
|
Куб. 6.45 ii 3, Певец 1996: 13.35.
64-5 RBo 15.33+KBo 15.35 i 8'ff., Глокер 1997: 6Öf.
Хит вите Анатолия
Хурритские верования оказали более сильное влияние на дальний восток и северо-восток, что
Мы смотрим. В Хурме, рядом с богом Бури 1 ’ и великой богиней Хантитассу, оба
Кого называют в списках божественных свидетелей и включили в государственный культ
В Хаттусе выдающимися божествами пантеона были Тессуб и Хебат из Халаба
t ■ > 0 -1 7
из Хурмы. ‘ В Уде, местном проявлении бога Бури Питтеярига(а) (город в
Верхняя земля") особенно почиталась и с хином» хуррийские божества:
Бог бури. (Тессуб) и Хебат — Саррумма, 0, которые также были самыми важными в
Поспешные пантеоны Кидзуватны.
Верования хурриан Анатолии
Пантеон хурриан-Киззуватнеан, который отражает верования вестем-Хура
Рианы, населяющие юго-восточную Анатолию и северную Сирию, представлены в виде
Процессии богов и богинь на каменных стенах святилища в Языликой
Недалеко от Хаттузы (см. 3.2.2) Он также известен по спискам божеств (калути по-хурритски,
со значением "круг, круг подношений"), которые получали подношения в культе
Тессуб и Хеват, главная пара хеттского династического пантеона. Эти списки являются
Организовано по принципу наименования богов (круг Тессуба) и бога
Дессы (круг Хебата) в порядке их важности, от наибольшего до второстепенного
боги и группы богов, “ именованные и безымянные боги". 6 " 0 Списки также включают
Обожествленная обстановка и атрибуты главного бога.
|
После Тессуба и его различных проявлений первыми, кто получил подношения, были:
Тасмису, Ану, 6jl Кумарби, Эа, Бог Луны Кусух, бог Солнца Симиге, Хатни или Сауска
С горы Писайса (пиза(i)сафи), бог войны Астаби, Нубадиг (который был включен в число