Deiti.es была связана с ним.
Хокинс 2000: 465ff., X. 14 (СУЛТАНХАН), 520, X. 44 (BOE).
Куб. см, например, КУБ 43.23 (Haas 1988d: 134f.) и КУБ 35.1.
570 HT 1 ii 34ff. с его дубликатом КУБ 9.31 ii 62 - iii 6. См. Haas 1994b: 83; Coilins 1997: 162:
Хаттер 2003: 222; Баванвпек 2005: 257.
Не имея соответствующих текстологических свидетельств, нельзя сказать, что, кроме культа бога Бури,
(Тессуб) из Хайяба и Хевата проникли в лувийско-хурритскую среду юго-восточной Анатолии.
Несомненно, это должно было произойти задолго до имперского периода хеттов.
Хаттер 2003: 224ff.
KBo 9.143 iii 10; КУБ 35.107 iii 10. Ср. Уоткинс 1993: 469.
Лехрун 1995a: 252: Хаттер 2003: 226: ср. также Попко 2007a: 65.
Отьен 1976-1980a; Хаттер 1988: 125f.
Период Империи 109
В отличие от Самаса, но так же, как и хуррит Симидже, Тивад не была связана с
В преисподнюю. Лувийцы Киззуватны поклонялись хтоническому аспекту
Солнце как отдельное божество, Солнце Земли (тиярнмассис Тивад) было богом-
десс, владычица преисподней", " разделяющая некоторые черты характера с сирийцем/угаритянином
Богиня Солнца Сапсу, которая, как и Самас, пересекла преисподнюю ночью’. С
В результате хуррианизации местных верований, однако, появилось изображение бога Солнца
Десс Земли по образцу хурритского Аллани (3.2.5). Она должна была открыть
Врата в преисподнюю и, подобно другим хтоническим божествам, очистить землю от
Все зло, нечистота и болезни. Согласно описанию двора бога Солнца
десс Земли в молитве, обращенной к ней (CTH 371), ее окружение включало:
Бог-покровитель, визирь, слуги, Надзиратель за евнухами, Надзиратель за волосами-
Одевалки и божества Хиласси, Дарава (тексты также относятся к группе
|
Даравес-богини, см. 3.2.5) и Парая. Божественные акушерки и богини судьбы
ДИНГИР.МА, Я ■ Я-Гульсес, 573, для которых моделью была хурритская мать
Богини Худена Худеллурра, сопровождающие Аллани (3.2.5), также были связаны с
Богиня Солнца Земли. Она была вызвана вместе с богом Солнца Алом-
Готов в древнем хеттском магическом ритуале (ХТ 416), который демонстрирует связь с
Лувийская традиция 5 (см. 3.1.4). Различные сферы влияния двух солнечных
Божества хорошо отражены заклинанием, включенным в ритуальный текст, в котором Старуха
Обращается к Тивад и богине Солнца Земли от имени пациента: “Если он
Живой, Тивад шали доставит его наверх; если он мертв, богиня Солнца Эа рт
Избавит его, человека проклятия и лжесвидетельства ” 3.
Тарача 2000: 178f,; Хаттер 2003: 227.
Для Sapsu см. Kutter 2008: 21ff. со ссылками.
578 КБо 7,28+ обв. 17'ff., Фридрих 1957; Лебрен 1980: 83ff,; Сингер 2002a: 23; ср. также Хаас
А: 133.
579 Гетце 1938: 55ff.; Карруба 1966; 28ff.. 34ff.; Оттен - Зигеева 1970; Бекман 1983: 239ff.;
Тарача 2000: 186ff.
580 КБо 17,7++ iv? Оттен - Соучек 1969: 40f. Два солнечных божества также встречаются вместе в других
ритуалы, происходящие из лувийской традиции, например, в ритуале Ваттифчи, КУБ 7.1 ü 20ff„ Кроназер
1961: 149, 151.
Один из ритуалов Куватиаллы, КУБ 35.45 ii 25ff (Старк 1985: 163) и КУБ 35.4-3 ii Туф.
(Старк 1985: 155f.), переведено Хаттером 2003: 227: ср. также Камменхубер 1986: 88f.
Примеры из ритуалов замещения бога Солнца (Тивада) и божеств-угрей, являющихся
противопоставляется богине Солнца Земли и хтоническим божествам, описанным Кюммелем в 1967 году;
|
F., 128.
Анатомия хеттов.ia
В противном случае, в хаттских верованиях, в вийиче бог Луны Каску играл второстепенную роль
Роль, для лувийцев Арма Луна была объектом великого почитания” 82. В тесте
Его имя обычно указывается под иогограммами T XXX или EN.ZU. Arma.
значительное место в культах, восходящих к» лувийско-хеттской традиции", которые были
Ceiebrated в Хаттузе, также королевским фарсиилем, уже в Старом хеттском тэме (3.1.2).
Теофорические нарны являются хорошим доказательством популярности бога в народной религии;“ 0 " они
Были особенно многочисленны в первом тысячелетии до нашей эры в Карии, Ликии, Памфилии
И Киликии. 584 Лувийцы разделяли мнение о связи Луны с месяцами
О беременности. 580 Бог был вызван в каком-то ритуале, предназначенном для защиты
Беременным женщинам и оказывать помощь в родах. Этот аспект приблизил Луну к
Божества эфатома. 586 В Киззуватне в лувийской Арме доминировали
Человек-бог Луны Кусуфс (3.2.5). В искусстве он был создан по образцу своего Человеческого прилавка-
Часть, представленная в виде крылатой мужской фигуры в остроконечной шапочке, увенчанной
Полумесяц. Другим доминирующим культом на восточно-лувийских территориях был культ Луны-
Бог из сирийского города Хамм (Человеческая Кузина), примерно в 40 км к юго-востоку от
Урфа, введенный среди прочих в Тархунтассе; 6 ' 1. Расцвет его пришелся на первый миллион-
Тысячелетие до нашей эры.
Категория богов-покровителей, упоминаемая в хеттских текстах логограммой
|
ЛАММА, заимствованная из Месопотамии, характерна для лувийских верований". Эти
Были земными божествами, как и все боги, защищающие сельскую местность, домашнее хозяйство
и семья. Эти боги, лувийская Аннари/ Аннаруменци и хеттская Иннара/