А; 243.
Форляйим 1988: 255,
Может ли это привести к выводу, что восстановление Залпы было связано с переселением
Из бассейна Зулия/Кекерек групп населения, среди которых лувиан. элемент был, как
Упомянутое уже выше, значительное?
563 CTH 51.0: A. КУБ 38,6+Bo 6741; B. КУБ 38,10+КУБ 38,10 a; C. КУБ 57,106, КУБ 57,58;
D. КБо 39,48+КБо 39,24; КБо 39,117+КБо 40,42, См. сейчас Archi 2006: 152.
Введение культа ассирийского бога бури на северных территориях свидетельствует о дальнейшем
В пользу идеи о том, что окончательная реорганизация культов в Нерике и его окрестностях была
Период Империи 107
Из Вавилона. В другом тексте представлена аналогичная картина местных пантеонов в трех северных
Города эрн с неизвестным названием. 6 “’ Там поклонялись в форме хуваси-стелы и е,
Среди прочих, Штормовые боги Нерика и Ассура вместе с божествами из их кругов,
Боги бури с разными эпитетами (пихайми, Грома, Облака, роста,
Т)
И т.д.), лярри, ЛАММА, Ияя, Богиня весны Куваннания, богиня Солнца
Земля и Милку.
Лувийские верования
Лувийский элемент, населяющий обширные территории в Южной Анатолии, из
Западные побережья от Киззуватны и северной Сирии были дифференцированы с точки зрения
Диалекты, а также культурные и религиозные традиции. Лувийские верования известны
Практически только из текстов, найденных в столице хеттов Хаттусе. Естественно, это ноу-хау-
Край ограничен центрами и территориями, входящими в сферу интересов хеттов
Суд. Верования жителей Западной и Юго-западной Малой Азии -
Арзава и земля Лукка - наименее известны. Однако, похоже, что
Куиты там были свободны от хаттского или человеческого влияния. В районах, расположенных дальше на восток,
Лувийские верования находились под сильным влиянием в первую очередь местного субстрата, как предполагалось
Уже в обсуждении канеситского пантеона (2.1), а позже хурритского релига-
Иона (3.2.5), особенно на территориях Кидзуватны и Тарбунтассы.
Не было единого пантеона, разделяемого всеми лувийцами, только отдельные божества
Поклонялись на всей территории Лувии. Самыми важными из богов были
Бог бури Тархант, бог Солнца Тивад, бог Луны Арма, бог-покровитель ЛАММА, Санта,
Бог войны и чумы, лиарри, и богини Камрусепа и Малия.
"Величайший из лувийских богов, Тархант, когда-то стоял во главе местного пана
Теоны. Лувийское название Тарбу(ва)нт, как и хеттское Тарфкуна, сохраняет Сковороду-
Анатолийский эпитет богов бури - *тархвант-,
Завоевание.’ 066 Оно также сохранилось на ликийском языке как Trqqas/Trqqiz и в Ане
ономастика толиена до эллинистических времен“. "У Тархунта, как у создателя дождя, было много
Предпринятая Туталией IV альтер-бис кампания против ассирийского царя Тукулти-Нинурты I, ср.
Хоувинк тен Кейт 2003: 211f.
КУБ 12.2, Картер 1962: 74ff.; ср. также Коллинз 2006.
Уоткинс 1999: 12 с судьями; ср. также Эттингер 2001: 474; Хаттер 2003: 2201:.
Масло сливочное 2003: 221 со ссылками.
Хеттская Анатолия
Характеристики бога растительности и сельского хозяйства; в Низовьях и в Кизе-
Зуватна он был политически связан с виноградниками, атрибуция подтверждена
мскрипции первого тысячелетия до нашей эры". " Бог бури на кладбище сум-
Встречается в хеттских ритуальных текстах, в которых вспоминаются лувийские заклинания и гимны,
В отличие от Тессуба, чья колесница была запряжена быками Сери и Хурри, лувийский
Бог бури обычно ездил в повозке, запряженной лошадьми" " 0.
На восточных территориях Лувии Тессуб затмил Тархунта по значимости (см. 3.2.5),
Поклонявшийся рности часто под именем Лувиан, он стоял со своей женой Хебат у
Глава многих местных пантеонов. 071 Постоянство культа Тархунт-Хебат в
Бывшая хеттская Нижняя земля подтверждается надписями правителей Табала
Со второй половины восьмого века до нашей эры. Как боги бури муватталли и
Пихассасси, упомянутый в предыдущих главах (3.2.2 и 3), многие ипостаси Тессуба наиболее
Вероятно, он получил лувийские эпитеты. Следовательно, нам не дано знать, будет ли Шторм-
боги пиха(и)ми, ‘метающие молнии", " варрахитассас ‘о помощи,’ арияддалли ‘горный,’
дупаттанасСи ‘наказывает " и т. Д. были ли проявления лувийского или, скорее, человеческого
Бог бури.
Имя бога Солнца Тивада также имеет хорошую индоевропейскую этимологию" " (см.
3.1.2). Его звали "фафер" (Лувиан тата/и-) о1и, и ему могли поклоняться на местном уровне
Под разными именами, например, в Лусне он носил имя, оканчивающееся на-лиия).
Месопотамские Самы оказали сильное влияние на Образ Лувийского Солнца-
Боже, это через хурритскую Симиге (3.2.5). Тивад был высшим судьей, богом
Клятвы (хируталлис Тиваз), чье проклятие угрожало всем лжесвидетелям. Как и Самас, он был
считается благодетелем и ‘пастырем’ человечества. В мифах он призывал богов