О Туталии III во время политического кризиса первых лет его правления, был рядом с
Катапа-один из важнейших центров в бассейне реки Зулия (классическая
Скилакс, современный Кекерек). Местный пантеон возглавляли Тессуб и Хебат, вождь
Божества династического пантеона. Калути - список местного бога бури включает в себя,
Среди прочих, сын пары Саррумма, священные быки Сери и Хурри, а также
Горы Намни/Нанни и Хацци. Тессуб Спасения и Тессуб Лагеря
Начните со списка. 004 Последнее. божество, именуемое сыном бога бурь Гаити,
Ср. KBo 2.34 Bf., Йошида 1996: 166.
500 Güterbock 1961a: 3, 8 ff,; Wegner 2002: 63.
Стефано де Мартино предлагает Ясси Хююк близ Йозгата в качестве возможного местоположения хеттской Тахурпы
(С. де Мартино - Ф. М. Фалес - С. Пончиа, “Археологические исследования в Ясси Хююк (Йозгат):
Сайт Ясси Хююк в рамках общей картины географии хеттов”, - говорится в документе, опубликованном на
Й Международный конгресс хеттологов в Коруме, 25-29 августа 2008 г.). В моем опимоне, однако,
Нам лучше поискать Тахурпу к северо-востоку от Хаттусы в направлении Катапы.
Ларош 1946-1947: 32; Йошида 1996: 31оф.
Haas — Eost 1984: 2uF.; Haas 1988b: 97ff.
Wegner 2002: 58f.
HrrriTB Анатои.та
Занимал видное положение в пантеоне Хаттусы (см. выше), а также
Среди божеств Цитары важность того, что уже подчеркивалось-
Размер (3.2.1)- Присутствие Тессуба из Лагеря рядом с Зитарией во главе
Пантеон Цитары может проистекать из роли Цитарии как божества-покровителя короля
На войне. Этому аспекту Tessub должна быть отведена особая роль.
Мурсили II, поселившийся в Катапе в последние годы своего правления, обосновался там
|
Поклонение ипостаси Тессуба из Хайи Хаттузы с эпитетом му-
ватталли вместе с. его супруга Хехат. o0 ° Бог бури муватталли затмил в
значение местных божеств с королевой Катапы на первом плане. Бог бури из
(поблизости?) Сахпина, который в то время занимал высокое положение среди богов Ка
Тапа, Джей'', скорее всего, был еще одним проявлением Тессуба. Ему поклонялись в
Сахпина вместе с Саской. 607 В определенном тексте упоминается высшая государственная триада
(Богиня Солнца, бог Бури, 1 ЛАММА), а рядом с ней боги Катапы: Бог войны,° 08
Солнце-богиня Земли и Орел (D TI g M[JSLN).' j0J Таким образом, видны лувийские божества
Чтобы пробиться в местный пантеон. 510
v
Богу Бури поклонялись в Самухе, самом важном центре Верхнего
Земля, где, как предполагается, проживал Муватталли II в начале своего правления
бетере переносит столицу из Хаттузы в Тархунтассу", - была еще одна ипостась
Попко 2001b.
Куб. 6.45 i 46, Певица 1996: 10, 33.
507 KUß 15.1 iii 36 5 ff. s де Боос 2007: 95, 103; ср. Haas 1.994 a: 50.1. См. также KBo 47.127, 3’, 8’.
Логограмма ЗАБАБА может скрывать здесь лувийского бога войны и чумы Иярри (3.2.4), видящего
Что бог войны неоднократно появляется в КБо 47.76 среди богов из других местностей вместе
с Лувийским Сантой (ß АМАР.УД) и богиня Солнца Земли (см. ниже).
509 КБо 47.76:об. ß’f. Этот текст помещает Катапу к северо-востоку от Хаттусы, в бассейне Зулия/Кекерек,
См.также ниже. Для более ранних предложенных местоположений Катапы см. теперь Karasu 2007: 377f.
510 Ср. КУБ 11,27 i 6'f. (культ Анкувы): D Ü AN E suppis TIg Mü ^ EN [&4 (SA)]G.ОУ “фче Шторм-
|
бог Небес (и) святой орел [клятвопреступника (короля)”. По данным Arehi (2006: 158
N. 46), “орел был связан с богом Бури (Тессубом), как он был связан с Зевсом в
Греческий мир ” Связь между богами и священными орлами в лувийской традиции Таврисы
(см. ниже) и, как мы видим сейчас, другие центры в бассейне Зулии находят подтверждение в КБо
12.89 iii ll'ff,; “{Великий] бог Солнца устроил пир и [пригласил великих [богов, он пригласил]
Меньшие боги, он пригласил святых орлов”. См. Starke 1985: 243; Haas 1994a: 303.
О культе Самухи см. Лебрен 1976. Была выдвинута идея освобождения Самухи в Каялипмаре
Мюллер-Карпе 2000b. См.также Вильгельм 2002b; а теперь Барджамович 2005: 148ff. Первый
Сезон раскопок в Каялипмаре в 2005 году подтвердил существование важного хеттского
Центр с корнями, восходящими к периоду ассирийской колонии, но не предоставил никаких доказательств того, что
Идентификация sifce с Samuha, Cf, Мюллер-Карпе 2006.
Тарача 2007a:?57f.
Я
J
-Я-
Период Империи
Тессуба с эпитетом пихассасси, которого Муватталли считал своим личным
Бог (3.2.2). Тессуб/Тархунт пихассасси, которому поклоняются в Самухе с местной формой
Хебат, позже ставший главным богом новой столицы. Этот факт был выражен в
Лувийское название города - Тархунтасса(город) Тархунта Муватталли не было
Первый правитель, предположительно, внес изменения в пантеон Сарауфеи. Вор
Корабль главной пары государственного культа, то есть бога Бури и богини Солнца
Ариимы / Хебата, именуемой Царицей Небесной, а также Тессуба и Хебата из
|
Халаб и Сауска, 513 год восходит, по крайней мере, к правлению Тутльюя III, который сделал
Самуха его столица при драматических обстоятельствах, когда каскейцы сожгли Шляпу