Тадубепа, несомненно, был связан с династическим культом.
Местные пантеоны в центральной и северной Анатолии
Изменения в религии хеттов отражены в местных пантеонах родной хеттской земли
Расположен в излучине реки Кмлирмак. Хурритские и лувийские боги, которые появляются в
Традиционным местным пантеонам иногда давали хаттские названия. Например, в
489 Сохранившиеся следы иероглифов наводят на мысль об эпитете: DEUS.DOMINUS-x-x; see Güterbock
B: 172,
490 Ср. Ларош 195.2 а: 117; Хаас ~ Вефлер 1974: 213 с. н. 10.
Ларош 1952a: 118tT См. также Хаас - Вефлер 1974: 21.81, 225; Гютербок 1.976 a: 2741; В. Хаас
апуд Хаас — Тиль 1975: 88fl; Хаас 1994а: 638 фунтов стерлингов; Тараэха 2005а: 100; Страуß 2006: 159ff.
492 См. теперь Страуß 2006: 79ff. со ссылками; Мурат 2008,
Куб. 29.8 i 11 и далее.. Хаас - Вефлер 1974: 218ff; Хаас 1984: 88f. (нет, 9).
Хеттская Анатолия
Пара Земля—Небо, которой поклонялись хурриты (3.2.5), была названа хаттами м
их собственный язык Яхсул-Истараззил ‘Небо-Земля " и божество-покровитель короля
Происходящее из» лувийской среды, ЛАММА.ЛУГАЛЬ / Хассувас Иннара приравнивается
С иероглифическим CERVUS 3 (DEUS)-h REX / Курунти(я) 494 (см. также 3.2.4), был
Интерпретируется как королевская Камамма - Каттеликамамма.
Jt разумно, что пантеон столицы Хаттусы включал в себя множество божеств
Почитается королевской семьей. Рядом с верховной триадой Гаити - Бог бури,
Богиня Солнца Аринна, °ЛАММА - там были Тессуб из Халаба Хаттузы и бис
Супруга Хебат, главная пара из династического культа, и другие божества иностранных
Происхождение, как и алломорф Тессуба, именуемый богом Бури Лагеря
(D U KAEAS), Эа и Дамкина, ипостаси Сауска из Ниневии и Хаттарины, и
Кубаба, богиня Каркамиса, которая была столицей хеттских территорий на севере-
Эрн Сирия со времен Суппилулиумы I. 498 Хаттуса был в это время домом
Хеттских богов, а также божеств из Страны Кедров (термин, касающийся
В равной степени человеческие, сирийские и месопотамские боги, которым поклонялись в северной Сирии).
Ни в коем случае это не говорит о том, что анатолийские боги из традиционной кастрюли
Теону, засвидетельствованному в старых хеттских документах, перестали поклоняться (3.1.1). Кито
На самом деле все наоборот - источники, имеющиеся в нашем распоряжении, отражают определенный ренессанс этого
Культ в конце периода Хеттской империи (см. 3.2,6).
Распространение новых результатов в провинции, включая Центры, все еще культивирующие шляпу-
Тянь традиции, стимулировалась в значительной степени, возможно, даже решающим образом, религиозной политикой-
kies of Hittite längs. Перемены коснулись даже святого города Аринны. "В преддверии иви-
влияние молитвы Муватталли II, 498 проявлений Тессуба с хурритскими эпитетами:
Шторм-бог Спасения (■ эхеллиби) и Бог Бури Жизни (; мхуриби), появился
В местном пантеоне рядом с богиней Солнца, Меццуллой, горой Халла, Зрн-
Туи и бог Бури, который в данном случае представлял собой незначительную категорию богов бури
Хокинс 2008: 51.
В молитве Муватталли II (КЮБ 6.45 i 50) бог бури Гаити упоминается вместе
с "Выдающимся теленком", возможно, представляющим Сери (contra Singer 1996: 55: Саррумма). Таким образом
Он появляется в облике Тессуба. Ср. также призыв Сери, Вестника Хатти. в КУБ 6.45
I 3 3 и далее.
КУР 8.45 i 50ff., Певец 1996: II, 33, 55; ср., теперь также Арчи 2008: 150.
О культе Аринны см. Попко в прессе.
Куб. 6.45 я. Певец 1998: 10, 33.
Период Империи 97
из леса. *" Бог Бури Жизни упоминается в списках калути в культе
Тессув Халаб из Хаттузы и его супруга Хебат. 500
Святилище богини Солнца Аринны в Тахурпе, недалеко от Хаттузы,’
Это было важно, так как его посетила королева во время фестиваля нунтаррияихас
(3.2.6). Местную богиню Солнца называли хаттским эпитетом Талиурпистану "Солнце".
Из Тахурпа(a).’,x ' L Видное место в пантеоне Тахурпы занял Ам-
(м)амма/Мама, которая присутствует среди божественных свидетелей в официальных договорах,
Там перечислены самые важные богини земли (3.2.1). Ее поклонение-это
Засвидетельствовано во многих городах центральной и северной Анатолии, таких как Ханхана и
Кааба, а также в Залпе после отвоевания северных территорий Хатту-
Сильи болен (см. Ниже). Можно с полным правом полагать, что хаттское имя/эпитет Ам-
(м)амма/Мама относится к категории богинь, которым поклоняются на родном хеттском
Регион вокруг столицы и на территориях, расположенных дальше на север. 303 На
В списках божеств, свидетельствующих о официальных договорах, упоминается Ам(м)амма из Тахурпы,
среди прочих, наряду с богинями, которые носили эпитет Катабба (‘Королева’) в тра
Диционные хаттские пантеоны. Это может указывать в данном случае на то, что аналогичная категория
Богини были предназначены (ср. 3.1.2).
Практика введения династических богов в местные пантеоны была правилом в