и бог Бури визуализируется в символическом отождествлении короля с обоими божествами:
Король как бог Солнца в своем священническом одеянии и как бог Бури в военном одеянии. 4 ” 6
Бог Солнца и бог Бури были Богами Царствования и превосходства. m
Ä Отрывочная молитва затрагивает тему короля-сироты, который называет себя
дитя и в то же время Слуга бога Солнца и бога Бури: “[У Ти Джея есть
нет [отца], у меня нет матери. Вы, о боги, (являетесь) [моим] отцом, [вы (являетесь)] моим
[мать. Ты (такой) Его величество (лит. Мое Солнце) и я, я (как?) ваши подданные.
Ты один, 0 богов. поместили kingsh[ip] в мой [хайнд”. J ' Обратная сторона текста
читает: “0 Бог Солнца и бог Бури! [Наклоните(?)] добрые глаза и посмотрите на короля и
королева с благосклонными [глазами] и сохрани им жизнь!” 4 *’ 4 Раздражает кого-то ‘отец и
Мать’ была обычным способом выражения уважения на хеттском языке; это
Засвидетельствовано в старых хеттских источниках, начиная с текста Анитты (см. 3.1.1).
Группа Богов Царствования не определена в сохранившемся тексте. Это должно
Привлекали и других божеств. В одном тексте времен Мурсили II упоминается
Царственные боги рядом с богиней Солнца Аринны: “О богиня Солнца Аринны (и)
лучшее доказательство изменения идеологии, чем новая иконография королевских печатей. Королевский титул " Мой
Сан’ засвидетельствован уже в древнехеттский период; см. Карруба 2002. должно быть, это было интродуцировано
Ранее, независимо от изменений в идеологии царствования в период Империи.
4 М Тарача 2005a: 94; 2008a. Ср. также Оттен 1993; 10 футов, 22 фута, 35 футов; Сингер 1996: 68; Кленгель 2002;
Хербордт 2006. Для новой буллы (Бо 2003/12) с изображением моря Умармунг в Мувате-
|
талли II, изображающий короля в объятиях Тессуба/Тархунта, нашел “им Тал вор Санкале", см.
См.: 2004: 70, 71 рис. 22.
466 Güterbock 1993; van den Hont 1995; Bonatz 2007: esp. 125f.
Van den Hox.it 1998; 73.
468 КУБ. 48.68(4)36.91 об. 8'ff., переведено Сингером 2002a: 24; ср. также ван ден Хаут 1998: 74;
Якубовие 2006: 111.
469 KUß 43.68(4)36.91 rev. 4’f. s.райксиотированный Сингером 2002a: 25; ср. также ван ден Хаут 1S9S: 74,
Боги царствования, [грахит [сейчас] для короля Мурсили могучее оружие, [ ]..., победа,
И рост (букв.) на земле Гаити”. ” Этот вопрос следует рассматривать с точки зрения
-«471
уроженец Ближнего Востока. По словам Николаса Уайатта, “термин ‘королевский
Боги’ означает, что, помимо любых других функций, которые они выполняли, они представляли
В небесном мире боги апофеозировали аспекты царствования и верили
Присутствовать в какой-то мере в лице правящего короля” 472.
В официальной пропаганде, которая поддерживала легитимность власти и права
Наследник престола, семейные отношения между богами династического пантеона
(3.2.2) были перенесены на членов королевской семьи. Печати Ури-Тессуба
Как предполагаемый наследник своего отца (тухканти) являются хорошими примерами, ибо они показывают ему
в объятиях Сарруммы, сына Тессуба из Киззуватны. "Немного позже, в
Новая политическая ситуация после отвоевания северных территорий Хаттусили III,
Который также посвятил бога Бури Нерика своему божественному покровителю, придворным теологам ре-
Разрушил традиционный хеттский пантеон в соответствии с принципами семейных уз, до-
|
Суммируя их усилия по организации династического пантеона. Шторм-
боги священных городов Нерик и Зипланда стали сыновьями верховной четы,
Бог бури Хатти и богиня Солнца Аринна. Это позволило Хаттусили III включить
Бог бури Нерика в королевской пропаганде как гарант королевского престолонаследия
Для своего сына Туталии. провозглашен протоиереем бога.: В то же время, однако,
Саррумма был личным богом Туталии и оставался им даже после его восшествия на престол
К трону.
Усилия придворных теологов по поиску связей между государством и
Династические пантеоны привели к попыткам приравнять богиню Солнца Аринну и Тес-
супруга саба Хебат.*' 6 Прямое свидетельство такого подхода содержится в молитве королевы
ПРОТИВ NF 12.7 iv 16f., Гроддек 2002c: 84, 85, 90.
См., например, комментарии Уайатта (2007: 47 и далее) о Ваале, Аттаре и Сапсу как царских божествах в Угарите.
Уайатт 2007: 48.
Хокинс 2001.
Куб. 36,90 об. Певица 2002а: 106; ср. также Якубовие 2005: 126,
Для рельефа № 81 из Языкая с Сарруммой, обнимающей Туталию IV, см. Ортманн 1983
Со ссылками; Ehringhaus 2005: 28f. См. также ниже, 3.2.10.
Это имело место уже на ранней стадии периода Империи, например, в. ритуал иткальци для
Туталия III, отец Суппилулиумы I, партнер Тессуба-Хебст / богиня Солнца Аринны, КУБ
I 11. Хаас.1984: 86 (№9). Ср. также молитву Муватталли II (СТ 381), в которой всевышний
Пара из государственного пантеона: Бог Бури, называемый в этом тексте пихассасси, и богиня Солнца Аринна i
Хебат, царица Небес, упоминается среди богов, которым поклоняются в Самухе, КУБ 6.45 i 41,
Певица 1996: 10. 33.
Хеттская Анатолия