Это видно также в расположении списка божественных свидетелей государственных договоров, в которых
Первым упоминается Небесный бог-Солнце. Одновременно анатолийский бог войны
Потерял свое открытое место, появившись ниже, вместе с другими богами войны диф
Происхождение ферента (см. выше). Это новое расположение списка божественных свидетелей таково
Засвидетельствовано впервые в документах Суппиулиумы I, но оно не может быть бывшим-
Считается, что он был введен уже в царствование Тутфкалии III. 458
Об идеологии царствования и церемониях интронизации см. Кюммель 1967: 43ff.; ван ден
Хаут 1991; Хаас 1994а: 188ff.; 1999; Гроддек 2002c; Якубовие 2005: Коллинз 2007: 92ff,
CTH 680, Торри 2008 со ссылками.
Куб. 12,54 об.л'эфф. с параллелью в другом тексте, Арчи 1966: 77; Йошида 1996: 197; Крассо
Т.; ср. также Кюммель 1967: 46f,
454 KBo 1.1 rev. 35", 40’ (Akk a di an), Бек ман 1999c: 46f.; Г. Вильгельм апуд Вильгельм - Швемер —
Клингер 2005: 119. Ср. также Йошида 1996: 12ff.
Хоувинк тен Кейт 1987,
Куб. 35.165 ohv..211 с параллельным куб. 32.17 7 т.; Якубовие 2005: 108.
CI Букман 2002b.
В списке божественных свидетелей в договоре с Хакканой из Хайасы с первых лет
Суппиюлиума I (CTH 42, Бек ман 1999c: 28f.; Дж. Клмгер апуд Вильгельм — Швемер — Клингер
Период Империи
В месопотамской традиции бог Солнца Самас, который видит все, пришел
Чтобы его считали богом истины, справедливости и права. Он был непосредственно заинтересован в этом. то
Делами человечества и следил за космическим порядком, основанным на законности
Королевская власть. Эта традиция была воплощена в хеттских гимнах и молитвах к
Бог Солнца, вдохновленный вавилонскими моделями, в которых бог упоминается в Хите-
|
W
Тите зовут Иэтану. Примечательно, что автором одной из этих молитв (CTH 373) был
Брат Туталии III, Кантуззили (см. 3.2.7). Возможно, появление этих
Молитвы в королевских архивах Хаттузы должны быть связаны с произошедшими изменениями-
Кольцо в королевской идеологии, рассмотренной выше.
Многие характеристики Samas были переданы агентством
Хуррит Симиге (3.2.5) богине Солнца Аринне, которая иногда приводила к
Два солнечных божества отождествляются друг с другом в ритуальной практике. Один из текстов
Говорит о жертвоприношениях, сделанных богине Солнца Аринне (с Меццулой) и
‘небесное Солнце Аринны", последнее, несомненно, ошибочно принимают за бога Солнца из
Небо. 400 В хуррито-хеттском ритуале иткалзи появляется богиня Солнца Аринна
На месте хуррита Симиге вместе со своей супругой Аю-Икалти 461 (см. 3.2.2).
Логограмма °UTU A ' (J SAMAS) также засвидетельствована как обозначение богини
Имя. 4 *"' В то же время, богиня Солнца старте упоминается в текстах из
период империи как ‘Аринны", чтобы отличить ее от мужского солнечного
Божеств; этот эпитет не встречается вместе с ее именем ни в одном из старых хеттских источников.
Начиная с Туталии III, 4 иконография королевской печати выражала опекунскую роль
Бог Солнца Небесный по отношению к царю как эдия с вир; гед солнечный
диск над иероглифами имени короля". " Эта королевская пропаганда была дана
F.), вероятно, относится к более ранней редакции договора Джаясы со времен«Тутхи-
|
Лия III; см. Карруба 1988b; ср. также Тарача 2005a: 94 n. 20.
Гютербок 1958. Ср. также Haas 1994a: 14lf,; Вильгельм 1994; Зингер 2002a: 30f. со ссылками,
460 Куб. 25,2 Q+Куб. 57,99 в 4 ' й Йошида 1998; 108, 312.
461 КУБ 29.84-4 i 23f., Хаас 1984: 87 (№9); Йошида 1.996: 151; см. также Страуß 2006: 84.
Кассиан - Якубович 2004.
Salvini 1990,
Некоторые ученые (например, Дингол 2002: 90; Сойсат 2003: 53) Интерпретируют крылатый солнечный диск в этих
сцены в качестве иероглифа для королевского титула "Мое солнце". В моем opi.ni.on, однако {см. также
Тарача 2005a: 95), своевременное появление предложения aedieuia co.в настоящее время с
Возвышение бога Солнца в списках божественных свидетелей хеттских государственных договоров благоприятствует
Идея о том, что крылатый солнечный диск на самом деле символизирует бога Солнца; ср., также изображение Симидже
Ниже крылатого диска у Языкая (3.2.2), в одежде, которая r
Иконография периода поздней империи. Otten (1987: 32)
Эсэмблс король
правильно в »тат:
Новое выражение при Муватталли II с появлением так называемого Умара
Сцена мунга, в которой Теслуб/Тархунт Небес предоставляет свою защиту королю.
Изображение правителя в объятиях Теслуба/Тархунта Небес-это-
Изображен на печатях преемников Муватталли II - Мурсили III/Урхи-Тессуба и
Тутбалия IV. "На печати последнего короля сцена Умармунга включена в
Замысловатая эдикула с крылатым диском бога Солнца над мероглифами
Оба имени царя, хеттское и Человеческое, которые сопровождаются высшей парой
Государственный пантеон, богиня Солнца Аринна и бог Бури, обнимающий Тутхаливу.