Большинство техник встречаются позже в ритуалах периода Империи (3.2.9). То




К лувийскому богу Солнца и богине Солнца Земли (см. 3.2.4) обращались в

заклинания, сопровождающие эти обряды. 42 " 1

|

'-■Я

|

wiederum eine offensichtliche Ähnlichkeit mit einem althethitischen Ritual zeigen... ~ ein

Phänomen, das eigentlich nur so erklärt werden kann, daß zu Beginn der hethitischen Geschichte

Zentralanatolien, ja selbst die pontisehe Küstenregion einem intensiven luwischen Einfluß aus

Война гезетцт.” Действительно, древняя хеттская магия свидетельствует о присутствии лувийского этнического элемента в

Центральная Анатолия в этот ранний период, особенно в бассейне Зулия/Чекерек, где должна быть Катапа.

Быть обнаруженным (см. 3.2.3). Для социолингвистических аргументов см. теперь Goedegebuure 2008.

421 Кюммель 1968; Гурни 1977: 47ff,: Райт 1987: 15ff.; Яна вски —• Вильгельм.1993; Хаас 2003b.

Ä 422 Ср. Тарача 2000: 207ff.

423 КБо 17,7++ iv? Tff., Оттен — Соучек 1969: 40 часов; ср. Тарача 2000: 179, 208.

Хеттская Анатолия

Период Империи

В период империи религия хеттов претерпела существенные изменения. Самый им

Важным богам Хатти, обсуждавшимся в предыдущей главе, продолжали поклоняться

в столице, на священных островах Арирма и Зипланда, и во многих других городах

Центральная Анатолия. Тем не менее, лувийские и человеческие традиции из Юго-Восточной Азии

Второстепенные начинают играть важную роль как в культе, так и в магии. Сирийский и Месопотамский-

Тамийские верования появляются при посредничестве хурритов, глубоко меняя мир

Мировоззрение жителей хеттской Анатолии, особенно в том, что касается властной элиты

Был потрясен. Эта новая религиозность нашла отражение в умножении божественных существ

Через обожествление всех сущностей, связанных с богами и их атрибутами,

Как будто гнев богов может быть вызван непреднамеренным пропуском каких-либо особенно

Излюбленный аспект его натуры или свойства. Понятие божественности выросло, чтобы охватить

Погодные явления, такие как ветры, облака, молнии и т. д. (все они рассматриваются так, как если бы они

Были существами, связанными с богами), а также некоторыми абстрактными понятиями, такими как добро-

Несс, закон и порядок, мудрость, радость, здоровье. и другие. Эти концепции wpe представляли

Иногда и под видом символических фигур, например, предметов метаи.

Жители Малой Азии представляли себе мир богов похожим на

Реальный мир вокруг них. 424 “По большому счету боги... были ли люди на грандиозном

По шкале, они были подвержены одному и тому же диапазону эмоций, таких как любовь, гнев, страх, ревность-

Усы; они иногда пренебрегали своими обязанностями, они могли обманывать и быть

Обманутые, они наслаждались удовольствиями плоти, и им нравились разнообразные входы-

Порча” 425. Один текст очень ясно излагает этот случай: “Являются ли желания богов и людей

по-другому? Ни в коем случае! Отличаются ли их натуры? Ни в коем случае!” 4 “”

Родство и иерархия в структуре пантеона очень напоминали действительные

Социальные отношения. Боги были бессмертны, но ничем не отличались от людей с точки зрения

Поведение и психические состояния. Они были мастерами, зависящими от людей, которым предстояло служить

Их с раболепием и готовностью удовлетворять их потребности. И как плохой

Слуга, мужчина или женщина, пренебрегающие своими обязанностями, могут ожидать наказания. В качестве

Бог был глубоко заинтересован в том, чтобы ему служили, однако он заботился о человеке, зная

424 См., например, Штайнер 1957-1971; Хаас 1994a: 294ff.; Попко 1995a: 13111.; Бекман 1999a: 519ff.;

Брайс 200.2: 139.

426 KUß 13.4 i. 21f., переведено Брайсом 2002: 139.

•3.2. Эмпуйк Пебиюд 81

Что в противном случае боги пострадали бы. Недооценка этого открыла путь к переговорам-

Связь с божеством, показывая несоответствия в ее поведении. Так же, как и в

Месопотамия, отношения с богами были переосмыслены в юридических терминах. Молитвы приносят

множество примеров такого рода аргументации, """ ‘ подкрепленных клятвами дополнительной

Подношения рие божеству, включая возведение нового храма или культового изображения

(см. 3.2.7).

Холодный рационализм старого хеттского периода по отношению к богам был заменен

Со временем эмоциональным отношением, которое подчеркнуто выражается в молитвах и

Гимны, отредактированные по месопотамской модели. Одной из составных частей была

Отрицательное признание, перечисление грехов, которое, очевидно, демонстрирует принятие

Хетты Месопотамии недооценивали вину как нарушение божественных законов,

Но совсем не в смысле современных моральных норм. В то же время связь

Сжимается между человеком и богом или группой личных божеств. Единственный в своем роде



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: