Ces, на которой основана реконструкция хеттских праздников. Описание
Культовые церемонии в сохранившихся текстах никогда не являются протоколом конкретных событий, а скорее
Своего рода предписывающий сценарий для празднования данного фестиваля, или, выражаясь даже
Еще дороже - набор сценических инструкций для организаторов. На протяжении всего существования-
В эпоху хеттского государства эти тексты неоднократно копировались и редактировались в измененном
Версии, особенно в случае самых важных фестивалей. Новые издания
И различные версии описания фестиваля свидетельствуют об изменениях, внесенных в него-
Прошло много времени. С другой стороны, переписчики оскорбительно упрощают и сокращают
Оригинальные тексты для их собственных, насущных нужд, превращая их в молитвенное напоминание-
О том, что должно происходить во время церемонии. В конце концов, более подробное описание
Тион;-; всегда можно было найти на отдельных табличках, хранящихся в архивах Хаттузы.
Крайним примером являются таблички с описанием двух великих праздников
АН.ДАХ.СУМ и нунтаррияша из поздней фазы периода Империи (см. 3.2,6).
Еще одним источником для изучения организации фестивалей являются так называемые МЕЛКЕТУ
Списки продуктов питания и других товаров, полученных участниками церемонии-
ny. i3 ° Эти тексты имеют ограниченную ценность для понимания хода выполнения функции-
Тий, но они иногда, к сожалению, являются главным источником наших знаний, так как
в случае важного праздника, отмечавшегося в древние хеттские времена в Зипланде (см.
|
Ниже).
Подобные списки появляются среди текстов, описывающих уже упомянутый KI.LAM
Фестиваль. 594 Этот фестиваль проходил в Хаттусе и был адресован богам
столица и близлежащие центры (особенно святые места Аринна и Зипланда),
Почитается в государственном культе. Королевская чета и принцы приняли участие вместе-
на стороне священников (в том числе из Аринны и Зипланды) и ЭРЕС.ДИНГИР-
Ср. Сингер 1983; 14?и далее.
Сингер 1983; 1984; ван ден Хаут 1991-1992; Хаас 1994а: 748 фунтов стерлингов; Клингер 1996: 236ff.; Сойсал
Biga 2002: Гроддек 2004a: 2004b.
Древнехеттский период
Жрица. Неясно, был ли в течение обсуждаемого периода КИ.Фестиваль ЛАМ
Длилось три дня, как и в период Империи, потому что сохранились фрагменты старых
Хеттские тексты подтверждают только два дня.
Процессия была важным моментом церемоний. Это только упоминается
В древних хеттских текстах, в то время как более подробное описание дается в источниках
Период империи, когда он, несомненно, уже был несколько иным. Похоже, что в Старом
Во времена хеттов Изображения диких животных, связанных с богиней Инар, носили
Первый в этой процессии. Позже, однако, это стало процессией культовых символов
болс и "животные богов", включая, например, фигуры Сери и Хурри, священных
Булл Человеческого бога Бури Тессуба (см. 3.2.5). Также церемония перед
Храм Халки, во время которого правители отдельных городов представляли царю
С продуктами, доставленными для фестиваля из зернохранилищ их города, известно
|
Только из более поздних описаний (см. 3.2.6). Предполагается, что только некоторые из городов
Упомянутые в этом контексте в новых хеттских источниках поставки для КИ.ЛАМ
Фестиваль уже в старые хеттские времена. Например, сомнительно видеть в этой роли
Уже в то время южные города Хубесна и Туванува.
Шествие с изображениями диких животных, которое состоялось в первый день,
Выехали из храма Инар на Бююккале и направились к фиуваси бога бури-sctnc-
Туари за городом. Король посетил все храмы на Бююккале, ma.de sacri.fi-
Посвящается четырнадцати божествам в храме богини Солнца Аринны и девяти другим
Скорее всего, в Доме Курсы (см. 3.1.1), а затем он продолжил сам
В заочное святилище хуваси под открытым небом, осматривая по пути дань от
Конкретные города представлены перед храмом Халки. В святилище хуваси,
Где божества, собравшиеся ранее в Доме курсыа, также пришли в про
цессия, состоялось "большое собрание" всех Празднующих. Главная церемония сейчас
Все шло своим чередом со всеми необходимыми жертвоприношениями и культовыми тостами за богов.
Жертвоприношения сопровождались пением и танцами, соревнованиями по бегу
десять бегунов“, " и какая-то церемония, связанная с быком (посвященная
Шторм-бог?) с участием ЭРЕС.ДИНГИР-жрицы.' 396 Церемония