Пречел 1996: 10ff., 17; 1999: 375, 377f.
Haas 1994a: 373, 568 с номером 191. См. также Пречел 1996: 86; Бекинан 2002c: 48, 82.
Haas 1994a: 405f.; Попко 1995a: 99; Торри 1999: 97ff.,
Торри (1999: 112) предположил, что аккадограмма АЛЛАТУМ в хеттских текстах не более того
Чем способ написания имени Лелвани. Тем не менее, она утверждает (стр. 63ff.), что Лелвани, как и Мезо-
Потамиан Аллату, была богиней неубедительной. Тексты позднего периода империи, в которых
Лелвани дается эпитет "Моя леди" (ср. Торри 1999: 45 и далее), свидетельствующий о передаче имени
О хаттском боге для Аллату. Человеческий Кумарби-это случай в противоположном направлении, когда бог
иностранному происхождению дано имя анатолийской богини (=Халки / НИСАБА), ср. Арчи 2004b.
Neu 1996; ср. также Haas 1994a: 549ff.; Вильгельм 2001.
Период Империи
Акушерки Худена Худеллурра (или Ходенс Ходейурра), чей культ на Западе
Эрн Хурриан опирается на традицию сирийских богинь-матерей, покровительниц
Беременные женщины и помощники при родах, представленные, в частности, семью
Ugaritan Kofarätu. * В процессии Язиликая идентифицируется пара богинь
Эпиграфами как Худена Худеллурра (3.2,2), хотя форма множественного числа хурритского
Имена наводят на мысль, что мы имеем здесь дело с группой богинь-матерей на
Сирийский режим.
ME 6 rü 1
В хеттских текстах человеческие божественные акушерки соответствуют ДИНГИР.МА.''
Гулсес, “ логограмма, вероятно, скрывает группу лувийского бога Дараванзи-
Дессес (Даравес по-хеттски). 700 Вместе с богиней Солнца Земли,
MEÖ/Hl A
Богини матери и судьбы ДИНГИР.МА ’ /Даравесские гульсы являются главными
Божественные эторы в магических практиках из хуррианско-лувийского круга, призванные освободить
|
Пациент из власти хтонических богов (3.2.9). В других текстах из того же
Культурная сфера, богини судьбы Гульсы возникают в связи с Месопотамией-
Богиня-мать миан ДИНГИР.МА, сыгравшая определенную роль в сотворении человека, таким образом
Выполняя свою функцию божественной акушерки. l07 Хурриты отождествили ее с
Деятельность богинь-матерей Худеллурры. 708 Хетты поклонялись ей под
имя Ханнаханна", Однако в этой группе текстов это, вероятно, лувийский
Богиня Дарава, принадлежащая к окружению богини Солнца-Земли. (3.2,4)
Который замаскирован под ДИНГИРА.МА.
Преисподняя также была обителью богов старшего поколения, называемых
‘первобытные боги "(karuilies siunes по-хеттски), " низшие боги’ (энна турена по-хурски
риан, келтерес сиунес по-хеттски) или ‘божественные предки’ (аммадена энна по-хурритски,
Хаас 1972 -1975b, О значении хурритских имен Ходена Ходейлурра (от корня ход-
£ повышение", что отражает их роль в качестве акушерок), см. Giorgieri 2001; 141 с № 31.
Германн 1968: изд., 39ff.; ср., также Хаттер 1998; 136. О связи между угаританским
Кетарату и месопотамские богини-матери Оассюрату / ДИНГИР.МАХ^ 0, см. Стол 1983: 34£т;
Дель Оно Лето 1991: 74f.; ван дер Тоорн 1994: 87 с № 18.
705 Ср. Ларош 1948: 124ff.; Хаас 1972-19756; ßэкман 1983: 242: Тарача 2000: 186f. Для
Уравнение гульсов с хурритской Худеной, см. также Джорджиери 2001: 138.
C-арруба 1966: 30 n. 48; Тарача 2000: 188f. Ср. также Франц-Сабе 1993-1997: 518.
Тарача, в печати.
|
708 Ср. лексический список AN = anu из Emar: Сумма. Аруру. НИН.ТУ, НИН.МА - Хурр.
Хуэй-ур-ра, Хаас 1988а: 20.
КеУэрман 1987a: Haas 1994a: 433ff,
ХмиТЕ Анатоуа
üt. ‘божественные деды’). ’ ' ü Хурриты представляли их себе по подобию (он Месо
Потамские аннунаки, все же включенные в эту группу, считают месопотамского ди-
Вина, такие как Алалу и Амиза(ду), Ану и Эн-ту, Энлиль и Нинлиль или Эа, также ну-
Многочисленные божества из местного субстрата. Имена некоторых из этих божеств, в соответствии
с помощью правил магии слов образуйте рифмованные пары: Минки /Мунки * — Амунки, Анту—
Апанту, Аунамм(у)ду - Иянду, Эйтара 7! "-Та(и)Стара, Нара-Намсара, * 13 Мунтара -
Мутмунтара. Среди них были также провидцы Адунтарри и Зульм, а также Ирпитига,
‘Господь Суда’.* 14 Человеческие божества сетевого мира были включены в
Хеттский государственный пантеон и были вызваны в качестве свидетелей государственных договоров (3.2.1).
Ea/ i0, который принял на себя многие характеристики шумерского Энки, был-
Сфаипед в Эбле уже в третьем тысячелетии до н. э. как Хайю(м) (фрон» семитский
корень hyylw ‘живой’), lfa, который дал сирийско-хурритскую форму имени, Ая / Эйя (Лу-
Вянь Ия), засвидетельствованная в текстах второго тысячелетия до нашей эры. Советник сыграл значительную
Роль в государственном культе хеттов; его храм стоял на акрополе Бююккале в Хатту-
Са возле храма ДИНГИР.МА (3.2.6). Поклонялись с хином» была его супруга
Дамкина, его визирь Иззумми, Набу (D AG), Кумарби, 717 год и второстепенные божества из
его круг, все боги, которых хетты знали при посредничестве Человека. "лн рнитс,
Эа предстает как "Владыка Мудрости", к которому боги обращаются за советом. В волшебном