формы: “Он придет (и) убьет богиню (=Улилиясси). Кроме того, если она
Предпочитает сосуд-питос, он заставит ее стоять как сосуд-питос. Но если нет, он это сделает
заставь ее стоять, как камень хуваси. Или он” сделает "(поклонение) ей (как) посохом " 747.
Рита и другие виды сосудов также появлялись как изображения божеств. - ’
В текстах периода империи эхе упоминаются многочисленные храмы в столице и другие
Города. Повседневная жизнь храмов проиллюстрирована в сохранившихся инструкциях для
Служители храма. Правилом первостепенной важности было сохранение культовой чистоты при-
Стоял как состояние свободы от магического воздействия людей, предметов и веществ
Считается нечистым и избегает поведения, которое угрожает загрязнением. 1 ’ Хав-
Выполнив свои обязанности, священник мог выйти на встречу со своей семьей, но после этого
От него требовалось вернуться в храм, который должен был быть заперт на ночь.
743 Wäfler 1975; Kohlmeyer 1983: SOff.; Hazenbos 2002; Ehringhaus 2005: 70ff.; Stokkel 2005: 174f,
744 Bittei 1978*1980; Kohlmeyer 1983: 34ff.; Börker-Klähn - Meitner - Peckeruhn 1987; Börker-
Klähn 1993; Özenir 2001; Bachmann - özenir 2004; Ehringhaus 2005: SOff.
Меллинк 1970; Неве 1994; Эрингхаус 2005: 6ff,; ср. также Хаас 1994а: 592.
746 Müller-Karpe 2006: 217ff.
747 КУБ 7.5 iv 11 и далее, Хоффнер 1987b: 276, 279; ср. также Попко 3.993: 325; Гарсия Трабасо 2002: 464f.;
Хейзенбос 2003: 175; ХЕД 3: 194.
748 E.g., waksur- vessels: KUB 38.1 i l’f., von Brandenstein 1943: 101: Güterbock 1983: 204, 214,
и хутуси-сосуды: КУБ 38,2 iii 18 футов } фон Бранденштейн 1943: 8 футов; Хоффнер 2002: 65.
CTH 264, Стертевант 1934: Коросек 1974; Макмахон 1997: 217ff.; Таггар-Коэн 2006a: 33ff.; в
Генерал также Брайс 2002: 154ff
De Martine 2004.
Период Империи
Помимо жрецов и жриц, обсуждаемых в главе 3.1.3, тексты Империи
Приведите свидетельства других функционеров, связанных с культом конкретных божеств.
Среди них жрицы: аммама из Тахурпы (которая, возможно, принимала участие
Играть в культе местной одноименной богини, а также участвовать в
Культовые церемонии в Аринне), фпувассанналлали и альхуитра, служащие Хувасу-
санна, ишаралли в культе (Хамрб)Ишары, i0 " и катрали (написано также с
Аккадограмма ENTÜ) в культе некоторых богинь из Киззуватны, например,
Ишара и Богиня Ночи. В текстах говорится, что все, кто работает в храме
(hilammatta-me n, где ‘мужчины’ означают оба пола) противостоят
храмовники (LÜ MES E. I)lNGIR L/M) iD°“, которые регулярно переступают порог
боги". Этот более узкий термин включает исключительно культовый персонал: САНГА-жрец(ессе)с,
АМА.ДИНГИК-жрицы, певцы и музыканты (среди прочих, ЛЮМЕС хали(я)рис, 7B7
”НАК/ кинирталла-, ГАЛА/ 'сахтарил(i)-J 77 EE БАЛАГ.ДИ / ^аркаммиял-
ла-‘ ’), и другие группы храмовых чиновников, которых иногда также описывают как
Smgmg, mcludmg, KI.SIKIL/ztrctuhes, хазгарай и
Таптара. В некоторых текстах 12-жрецы Гудлов также приписываются к
Храмовники, однако, в других. они входят в число хиламматта - мужчин, 760, указывающих
Их более низкий статус среди функционеров культа. Вспомогательный персонал включал охранников, дверь-
Мужчины, чтецы и прорицатели обоего пола, повара и пекари, столовщики, виночерпии,
Писцы, водоносы, гончары, кузнецы, пивовары, другие ремесленники и пастухи. 766
Ср. Хаас - Якоб-Бост 1984: 23: Хаас 1994а: 427 с № 66; Попко 2001а: 331 с № 19.
Печчиоли Дадди 1982: 388f.; 2004.
Pecchioli Daddi 1982: 390.
Пекчиоли Дадди 1982: 391ff.; Хаас 1994a: 3941; Миллер 2002; Таггар-Коэн 2006a: 1771. 3871
Таггар-Коэн 2006a: 279ff.
КУБ 13,4 iii 41
Клингер 1996: 7521 со ссылками.
Пекчиоли Дадди 1982: 336fl; Клингер 1996: 747; Шуоль 2004: 163ff.
Йошида 1999: 242, 2451; Шуоль 2004: 1611; CHD S лОфф.
Pecchioli Daddi 1982: 2971: Schuol 2004: 158, 1.60.
Пекчиоли Дадди 1982: 401fl; Цзянь 1994; Арикан 2002; ср. также Резерфорд 2004.
762 Pecchioli Daddi 1982: 385fl; Rößle 2004; Том 2008; теперь также HW 2 1.1.1/1: 548fl
763 Печчиоли Дадди 1982: 399f!
KUB 13.4 ii 82, iii 31. Клингер 2002: 101; Таггар-Коэн 2006a: 53. 55, 761
765 KUB 38.12 i 11, Güterbock 1972: 1301; dei Monte - Tischler 1978: 17711: Pecchioli Daddi 1982:
Раз; Таггар-Коэн 2006a: 22ff.
См., например, КУБ 38.12 i 9фл. деи Монте - Тишлер 1978: 17711; Пекчиоли Дадди 1982: 210ff; Таггар-
Коэн 2006а: 22.
Хеттская Анатоа
Большинство храмов, существовавших в древнехеттский период на Бююккале в Хаттусе
(3.1.3) продолжал функционировать, хотя изменения в официальном пантеоне привели к
Тессуб из Халаба захватывает старый храм анатолийского бога бури " * и
Богиня Айлату, заменившая Лелвани в качестве главного божества, которому поклонялись в доме хеста.
D,
Храм ЛАММЫ, упомянутый в текстах, должно быть, был старым храмом
Инар; его не следует путать с Домом курсы в дворцовой резиденции,
Который теперь был резиденцией Зитарии. Были построены новые святилища для Ea и
ДИНГИ,МА. Кроме того, Сувалият / Тасмису (D УРАС), Сулинкатте (D У. ГУР),
Хасаммили, Миятанзипа (ß ГИР), Халки, Парка, Катаха и таинственная Ханну также
Там были их культовые места. Богине Солнца Аринне поклонялись не только в
ее (скромный) храм на акрополе, но также совместно с Меццулой в ее хуваси■
Preei.net расположен некоторыми учеными на близлежащем Кизларкаяси.
Многочисленные ремесленники и мереханты, в том числе многие иностранцы, жили в Нижнем