ма И, уже упоминалось." 0 фекур -святилища Пирвы 994 и Каммама-
Ма ' также засвидетельствованы в источниках.
E(.GAL) хуфиас (UTlf) или ‘Дом (или дворец) Дедов (Его
Величество) также был связан с культом королевских предков. "Тексты подтверждают все плюсы-
Наличие таких учреждений в Хаттусе, Самухе и Катапе, все три из которых являются
Царские резиденции на разных этапах истории хеттов. 89 ' Нет решающего доказательства
Для отождествления Дома Дедов с Каменным домом, ал-
Хотя он демонстрирует несколько сходств как культовое место и в то же время
Учреждение с собственным имуществом и персоналом. Дом Дедов, как
Святилище культа династических предков напоминает о Е (У) МУЛ(.МУЛ) в Эбле и
bt ’ilm kbkm (‘Дом Божественных звезд") в Угарите " 8, что еще раз подтверждает-
Укрепляет связи между ними. культ предков в хеттской царской семье империи
Период и сирийская традиция.
L в текстах практически ничего не говорится о верованиях простых людей относительно
Смерть. Мы знаем о нескольких кладбищах хеттского периода, 999, в том числе (для мужчин
(только самые важные из них) заочные захоронения столицы Хатту
Са на холмах Османкаяси и Багларбагукаяси, в 1000 Казанкая к северо-западу от
; См. выше 8.2.6 с п. 718.
; Ср. также КУБ 18,54, КУБ 42,83 vi 2’.
KBo 12.140 rev. 12’: N ] А *бекур Пирва м Ту\талия? (Imparati 1977; 50ff. с п. 113) предполагает
связь между Pirwa (=? Пиренгир) и один из царей по имени Тутхалия.
KBo 10.35 i? 4’ (Imparati 1977: ja. 23); Куб. 56.37 i? T[.
ОН!) 3:355 (‘династический мавзолей?"); Тарача 1998b: 191; 2000: 200f; Капелус 2006-
Ff.; 2007.
Тарача 2007а.
для f. ""MUi.f.MüL) в Эбла, см., например, Xella 1983: 28S. ‘Звезда Эбла’ была титулом королей
Из nbla. Большинство ученых интерпретируют bt ihn kbkm в Угарите как святилище династического
Культ предков, например, Спронк 1986: 157f.: Дитрих - Лоретц 1991: 87. Для получения другого мнения см.
Van der Toorn 1991: 50.
См., m general, Эмре 1978: 123ff.: 1991; Хаас 1994a: 234ff.: ван ден Хаут 1994a: 53ff ■ Попко
A: 166ff.
Bittel - Herre — Olten — Rohrs - Scheuble 1958.
Demirci-
■3.2. Период Империи
Кекерек,* 00 * илика в районе Анкары/ 002 Янарлар близ Афьона, 1008
Хойюк-Санкет близ Эски-эхира, Джея и Гордиона примерно в 200 км к западу от Анкары/ 000 В
Во втором тысячелетии до нашей эры кремация становилась все более распространенной. В Османке
яси и Багларба§икаяси существует смесь кремации и негумации. Различный
Различные сосуды использовались в качестве урн для пепла; иногда их помещали в питхои
Ана, покрытая камнями или чашками. В Илике все захоронения, за исключением одного
Могилы эйста представляли собой кремации с кувшинами с клювом, используемыми в качестве урн. Это кладбище
Характеризуется рядами каменных монолитов, отмечающих захоронения, доказательством того, что лив-
Ингу нужно было иметь возможность найти могилы конкретных членов семьи на более позднем этапе.
Мемориалы такого рода нигде не отмечались. В Османкаяси и илице,
Керамика была намеренно повреждена во время погребальных обрядов перед сдачей на хранение
В могиле. С теми же обрядами были связаны сосуды для возлияний и кости животных
- сожженные в могилах в Илице и в Османкаяси иногда составляют захоронения
Быки, свиньи, овцы или лошади; в случае последних также были найдены изолированные скулы.
В Казанке были засвидетельствованы только негуманные захоронения. Аналогично, как и в случае с
Кладбище могил питхоя в Янарларе, лежащем дальше на запад, и в Гордионе, где три
Встречаются формы негуманизации: ямы-могилы, питхойские могилы и эйстские могилы. Кремация также
Начали использовать на западе. Среди нескольких десятков скелетных могил в Демирчихойюке-
В Санкете было обнаружено несколько урн с прахом, а также три могилы пифой, где
Пепел более поздней кремации был добавлен к более раннему захоронению. Аналогичная ситуация была
Наблюдался на кладбищах в Паназтепе близ Измира и Бектепе в Троасе. Покойный
Были членами одной общины, даже одной семьи. Это также демонстрирует
Что распространение кремации как погребального обряда, как считается, возможно, гарантирует
переход " геттера’ в преисподнюю не был связан с этническими изменениями; ни
Предположительно ли это привело к более значительным изменениям в эсхатологических верованиях (см.
Также 1.2)/ 1 Люди, которые практиковали кремацию, по-видимому, придерживались религиозных убеждений-
Понятие души отдельно от тела (см. выше). Напротив, современники Западной семитики-
Овны Сиро-Палестины, включая израильтян, верили, что тело и душа были
Xnseparable, что для них делало кремацию немыслимой, как отмечается в Библии.
1001 T. Özgüc 1978: vol. 1, 69ff.
Ортманн 1967.
Emre 1978.
Seeher 1991; Seeher - Jansen - Pernicka - Witt wer-Backofen 2000.
Меллинк 1956.
См.: 1993; ср. также Новак 2003: 65ff.
Я
j
'1
БИБЛИОГРАФИЯ
Акдоган. Р.
2007. “Гурпаранза Дестамна Бирле§ен Йен! Бир Таблетка Фаргаси", в: Деяния VI ICH, т. I, 1-20.
Аккерманс, П. М. М. Г.