надеялся, что смертью, хотя и неизбежной, можно в определенной степени манипулировать. Автор:
942 CTH 360, Фридрих 1950; Зигелова 1971; Бернабе 1987: 217ff.; Печчио Бадди - Полвани 1990;
163ff.; Онал 1994b: 848ff.; Х. А. Хоффнер апуд Бекман - Хоффнер 1997: lSSff,: Хоффнер 1998:
Ff.; Haas 2005; 362ff.; 2006: 194ff.
943 CTH 363, Güterbock 1946; Friedrich 1950; Hoffner 1981; Ünal 1994b: 853ff.: H.A. Hoffner apud
Бекман - Хоффнер 1997: 155f.; Хоффнер 1998: 85ff.; Хаас 2005: 366ff.; 2006: 199ff.
CTH 362, Haas 1989: 381; Onal 1994b: 8521; Pecchioii Daddi 2003; Haas 2006: 217ff.; Акдоган
Ка мм enh убер 1 964.
КУБ 24.14 iv 19bfl, Камменхубер 1964: 183: Гирбал 1986: 99.
Обозначения смерти и их интерпретация см. ван ден Хаут 1994а: 39fl; теперь также
Бумага тпелуса (Хорошая смерть, плохая смерть. Размышления об отношении хеттов к смерти“)
На 7-м Международном конгрессе хеттологов в Каруме, 25-29 августа 2008 г.
:
■
Империя Пбриод
Обещая дары, можно было бы убедить бога повернуть время вспять iii и отложить
Момент смерти; можно также воспользоваться магией, примером чего может служить замена
Ритуалы короля тута (3.2.9).
Термин "благоприятный день" (УД. (СИГ.)) относится к моменту смерти, который был
Воспринимается как божество, способное принимать подношения (см. 3.1.1). Также упоминалась смерть
как ‘день своей судьбы " или "день (своей) матери". Последний термин информирует нас
О том, как хетты понимали процесс умирания. Основная идея этого бывшего-
Давление может заключаться в том, что мать индивида, которая привела его/ее на эту землю (поднимает
Его/ее из преисподней в некотором смысле) - это тот, кто придет во время
Смерть, чтобы снова лишить его/ее власти богини Солнца Земли
и приведи его/ее для его/ее потустороннего существования в тени благословенных. '
Таким образом, “смерть понимается здесь как своего рода рождение” 949. В королевском погребальном ритуале
Богине Солнца Земли предлагается изображение мертвого царя в качестве замены
Он и жертвы едой и напитками, все это, вероятно, должно было успокоить ее и
Заставьте ее освободить призрака короля (см. Ниже).
Смерть-это особый переход, потому что она влечет за собой изменение как состояния, так и Статуса.
Это переход от телесного к духовному. В момент смерти душа
Отошел от тела. Тело было похоронено либо в качестве ингумации, либо в креме-
Тион, последнее было обычным явлением в королевской семье при Империи (см. Ниже).
Погребальные ритуалы переводили умерших в новое повседневное состояние в потустороннем мире
Где они существовали в своем новом Статусе духов. (Призрак) умершего человека
(Хеттский аккант-, ГИДИМ) также имел душу. Отношение призрака к душе “может быть
По сравнению с душой и телом до смерти, то есть ГИДИМ, возможно, был
понимается как нечто более "материальное", чем душа, как нечто нематериальное, но потенциально
видимое тело.” 96 “
Покинув тело, душа отправилась в путешествие, которое было для нее периодом
Испытания и скорби. Заклинание, произнесенное во время (похорон?) ритуал для мертвого
S48 О тени преисподней в индоевропейском фрадитлоне см. Пухвель 1989.
Бекман 1983: 237; ср., также ван ден Хаут. 1994a: 42f. Во многих различных культурах передача
Призрак в преисподнюю связан с символикой плодородия и возрождения; см., например,
Блох — Парри (ред.) 1982; А. С. Коэн 2005: 24f.
Тарача 1998б.
О сущности и значении кремации см. Комментарий в разделе 1.2 и ниже.
Ван ден Хаут 19S4a; 44.
Хеттская Анатолия
Женщина описывает путешествие своей души в преисподнюю. 5 ' Текст противоречит
Луг, куда направляется душа, к злой тенаве, где “один
[не] узнают (друг друга). Сестры, имеющие одну и ту же мать, делают [нет! опознать-
найз (друг другу). Братья, имеющие одного и того же отца, [не] узнают (друг друга).
Мать [не] узнает [своего] собственного ребенка. [Ребенок] [не] признает свой собственный
Мать. (...) С прекрасного стола они не едят. Перед изящной подставкой они не едят. От
Прекрасную чашу они не пьют. (...) Они едят кусочки грязи. Они пьют дренаж
„955
воды. "Описание относится к топосу, повторяющемуся в вавилонской мифологии,
Который изображает преисподнюю как темный дом, обитатели которого едят грязь и глину. 956
В упомянутом тексте дорога, по которой идет душа, называется "великий путь". 957 Изображений
О душах, путешествующих по дороге в преисподнюю, известно из многих подсознательных культур-
турес. У шумеров для этого были разные названия: "чужая дорога" (каскал-бар), "чужая дорога".
неизвестная дорога на краю горы " (каскал ну-за габа-кур-ра-ка), ‘дорога
невозврата’ (каскал ну-ги 4 -ги 4, аккадский ля тари), " дорога в преисподнюю’
(каскай-кур-ра(к)). 9j8 Последний термин также встречается в хеттских текстах как D КАСКАЛ.КУК,
и как (DEUS)ЧЕРЕЗ+ТЕРРА в иероглифической лувийской надписи с похорон-
Арская часовня Суппилулиумы II на Зюдбурге в Хаттузе. 9 “ 9 По-хеттски это означает
Подземный водоток, 9
Преисподняя.