тыс. долл. — окончательная цена трактора 6 глава





ворт" (7,2), "Америкэн сторс" (7,1), "Лаки сторс" (7,2), "Федерейтед департмент сторс" (7,0) и "Эй энд Пи" (6,8 млрд долл.). Крупнейшие розничные фирмы — это прежде всего сети универмагов со смешан­ным ассортиментом и сети универсамов.

Будь то продажа одному из общественных классов или массовому рынку, с течением лет розничные торговцы усвоили мысль о том, что они действуют в условиях стремительно меняющейся среды. Вчераш­ние формулы розницы могут не сработать сегодня и уже наверняка не сработают завтра. Куда делись "У.Т. Грант", одна из старейших и крупнейших в стране сетей галантерейных магазинов, и "Фуд фэйр", восьмая по величине сеть универсамов? Они обанкротились. А что произошло с великой сетью "Эй энд Пи"? "Считавшаяся прежде чуть ли не монополистическим колоссом, вершительницей судеб мелких конкурентов и мишенью борцов против трестов, ныне сеть "Эй энд Пи" стала похожей на потрепанного беззубого льва". А что сталось с "Монт­гомери уорд", четвертой по величине сетью универмагов со смешанным ассортиментом? Она занята поисками стратегии возрождения своей былой славы. Даже у корпорации "Сире" не всё в порядке.

В 1970-х годах корпорация "Сире" болезненно ощутила на себе последствия пере­мен в окружающей обстановке. Стратегические установки, принимаемые фирмой на каждое десятилетие начиная с момента ее основания в 1886 г., неизменно били в цель, и в 40-х годах корпорация вытеснила с места лидера корпорацию "Монтгоме­ри уорд", которая была старше по возрасту. Фирма "Сире" делала ставку на эко­номический рост в послевоенный период, а "Монтгомери уорд" — на экономический застой. Оправдался расчет фирмы "Сире". Она открыла сотни новых магазинов в пригородах, модернизировала свои старые магазины, занялась новыми видами дея­тельности — страхованием, организацией сберегательных касс, продажей картин. Особенно преуспела корпорация в начале 70-х годов, после чего приняла решение о повороте своей стратегической линии от расширения сферы услуг к поднятию их качественного уровня. Она решила сосредоточить свои усилия на состоятельных по­купателях, пополнив номенклатуру высококачественными товарами и даже модными товарами индивидуальной разработки. Однако время перемен было выбрано не­удачно. Бум обернулся пустой шумихой, а покупатели так и не захотели платить бо­лее высокие цены. Вместо этого они стали совершать покупки в магазинах фирмы "К-Март" и других торговцев, предлагавших товары со скидкой. Не привлек новый подход и новых состоятельных покупателей. В 1974 г. впервые за 13 лет корпорация "Сире" испытала резкое падение прибылей — на целых 24,8%. В 1976 г. ее прибыли от розничной торговли достигли рекордного уровня — 441,2 млн долл., а затем сно­ва пошли вниз — до 363,9 млн долл. в 1977 г. и 330,7 млн долл. в 1978 г.

Что же делает корпорация в 80-х годах для восстановления своего прежнего положения? Она стала придерживаться следующих страте­гических подходов: признав, что самый устойчивый рынок — это "американцы среднего класса", "Сире" больше не гонится за увели­чением числа состоятельных покупателей. Вместо этого корпорация укрепляет отношения со своими нынешними покупателями с помо­щью кредита и ориентирует свои товары и услуги именно на этот рынок. Например, в 1981 г. корпорация "Сире" приобрела фирму по


продаже недвижимости и инвестиционную компанию специально для того, чтобы предложить их услуги своим клиентам. И еще одна пе­ремена: сегодня "Сире" торгует в своих магазинах джинсами и одеж­дой марки "Леви Страусе".

Современному розничному торговцу необходимо внимательно сле­дить за признаками перемен и быть готовым к переориентировке своей стратегии — и лучше раньше, чем позже. Однако принятое решение об изменении стратегии не так-то легко выполнить.

Крупный розничный торговец нередко привязан к собственным политическим установкам, которые руководство считает "обычным здравым смыслом". И кроме того, он привязан к собственному обще­ственному образу, который сохраняется в сознании потребителей еще долго после того, как сам магазин уже изменился.

Много в рознице и маленьких "семейных" магазинчиков. Заведения мелких розничных торговцев играют важную роль в силу нескольких причин. В них часто появляются новые формы розничной торговли, которые позднее перенимают и крупные магазины. Они более удобны для потребителя, поскольку встречаются практически везде. Нередко они отличаются большей степенью приспособляемости и предоставля­ют потребителю более индивидуализированные услуги. Они дают по­купателям возможность почувствовать себя хозяевами положения.

Виды розничных торговых предприятий

В США насчитываются миллионы розничных торговых точек са­мых разных размеров и форм. Более того, постоянно возникают но­вые формы розничной торговли, вбирающие в себя определенные черты старых форм, например современный магазин сети "К-Март" сочетает в себе черты универсама и магазина сниженных цен. По­скольку разным потребителям нравятся разные формы торговли, возможно одновременное существование и преуспевание предприятий с разными уровнями услуг для потребителей. На рис. 13.1 представ­лено четыре уровня обслуживания и указаны торговые заведения, обычно практикующие эти уровни.

Розничные торговые предприятия самообслуживания стали стре­мительно расти в стране как результат депрессивного состояния эко­номики в ЗО-е годы. Сегодня услугами розничных магазинов самооб­служивания пользуются представители всех слоев общества, особенно при приобретении товаров повседневного спроса и некоторых товаров предварительного выбора. Самообслуживание является основой лю­бой торговли со скидкой. Ради экономии многие потребители готовы самостоятельно заниматься поиском, сравнением и выбором товара.

Розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров имеют продавцов, к которым при желании можно обратиться за содей­ствием. Клиент завершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь с ним за покупку. Накладные расходы у магазинов со свободным отбо­ром товаров несколько выше, чем у магазинов самообслуживания, в связи с необходимостью содержания дополнительного персонала.



СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА УСЛУГ


РОСТ ЧИСЛА УСЛУГ



 

Самообслуживание Свободный отбор Ограниченное Полное
  товаров обслуживание обслуживание
Минимальное число Ограниченное число Небольшое Широкое
оказываемых услуг оказываемых услуг разнообразие услуг разнообразие услуг
Привлекательность цен Привлекательность Торговля товарами Торговля модными
Торговля основными цен предварительного товарами
товарами постоянного Торговля основными выбора Торговля товарами
спроса товарами   особого спроса
Торговля товарами постоянного спроса    
повседневного спроса Торговля товарами    
  повседневного    
  спроса    
Розничные магазины-склады Магазины сниженных Торговля вразнос Специализированные
Бакалейно- цен Универмаги магазины
гастрономические магазины Галантерейные Продажа по телефону Универмаги
Магазины сниженных цен магазины Галантерейные  
Предприятия посылторга Предприятия магазины  
Торговые автоматы посылторга    

Рис. 13.1. Классификация розничных торговцев по показателям объема услуг для потребителей

Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживани­ем, подобные тем, что встречаются в сетях типа "Сире", обеспечива­ют покупателю более высокий уровень помощи со стороны торгового персонала, поскольку в таких магазинах продают больше товаров предварительного выбора и покупателям требуется больше информа­ции. Кроме того, в этих магазинах потребителям предлагают услуги в виде продажи в кредит и приема назад купленных товаров, обычно отсутствующие в магазинах с более ограниченным уровнем обслужи­вания. Так что эксплуатационные расходы у этих магазинов выше.

Розничные торговые предприятия с полным обслуживанием, такие, как фешенебельные универмаги, имеют продавцов, готовых лично по­мочь покупателю на всех этапах процесса поиска, сравнения и выбора товара. Потребители, желающие, чтобы их "обслуживали", предпочи­тают именно такие магазины. Большие затраты на содержание обслу­живающего персонала, более высокий процент в их номенклатуре то­варов особого спроса и товаров замедленного сбыта (модные изделия, ювелирные изделия, кинокамеры), более либеральный подход к прак­тике возврата купленных товаров, использование различных схем кре­дитования, обеспечение бесплатной доставки покупок, техническое об­служивание товаров длительного пользования на дому и предоставле­ние покупателям дополнительных удобств в виде комнат отдыха и


ресторанов — все это оборачивается для подобных магазинов высокими накладными расходами. Неудивительно поэтому, что на протяжении нескольких последних десятилетий число розничных заведений с пол­ным обслуживанием неуклонно сокращается.

При описании типов розничных предприятий мы будем класси­фицировать их на основе нескольких исходных параметров: предла­гаемый товарный ассортимент, относительное внимание к ценам, ха­рактер торгового обслуживания, принадлежность магазина и разно­видность концентрации магазинов. Типы розничных торговых предприятий перечислены в табл. 13.1, а их описание дается ниже.

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ. Первым пара­метром классификации розничных торговых заведений является предлагаемый ими товарный ассортимент. Существуют бакалейные, гастрономические, винные, мебельные магазины и т.д. В более ши­роком смысле мы можем говорить о широте и насыщенности ассор­тимента, выделяя по этим признакам основные типы магазинов. Наиболее важными являются специализированные магазины, уни­вермаги универсамы, товаров повседневного спроса и универсамы широкого профиля.

Специализированные магазины. Специализированный магазин предлагает узкий ассортимент товаров значительной насыщенности. Примерами специализированных розничных предприятий могут служить магазины одежды, спорттоваров, мебельные, цветочные и книжные магазины. Специализированные магазины можно дополни­тельно подразделить по степени узости предлагаемого ассортимента. Магазины одежды — это магазин обособленного полного ассорти­мента, магазин мужской одежды — это магазин с ограниченным ас-Таблица 13.1. Различные способы классификации предприятий розничной торговли

 

Предлагаемый Относительное Характер Принадлежность Разновидность
товарный внимание к торгового магазина концентрации
ассортимент ценам обслуживания   магазинов
Специализированный Магазин Торговля с Корпоративная сеть Центральный
магазин сниженных цен заказом товара Добровольная сеть деловой район
Универмаг Склад-магазин по почте или по розничных торговцев Региональный
Универсам Магазин -демзал, телефону и кооператив роз- торговый центр
Магазин товаров торгующий по Торговые ничных торговцев Районный торговый
повседневного спроса каталогу автоматы Потребительский центр
Комбинированный   Служба заказов кооператив Торговый центр
универсам,   со скидкой Объединение микрорайона
универсам широкого   Торговля держателей  
профиля, торговый   вразнос привилегий  
комплекс        
      Розничный  
Розничное     конгломерат  
предприятие услуг        

сортиментом, а магазин, торгующий мужскими рубашками, которые сшиты на заказ, — это узкоспециализированный магазин. По мне­нию ряда специалистов, быстрее всего в будущем будет расти число узкоспециализированных магазинов, использующих преимущества сегментирования рынка, выбора целевых сегментов и специализации товара. Уже есть магазины, которые торгуют только спортивной обу­вью, только одеждой для высоких мужчин (в основном джинсами) или только калькуляторами.

В последнее время распространение специализированных магази­нов связано с бумом торговых центров, обычно состоящих из одного-двух универмагов и множества специализированных магазинчиков. На долю этих магазинчиков нередко приходится 60-70% всей пло­щади торгового центра. Большинство специализированных магазинов до сих пор принадлежит независимым торговцам, однако быстро рас­тет и число специализированных магазинных сетей. Наиболее преус­певающие специализированные магазины концентрируют свои уси­лия на полном удовлетворении нужд конкретных целевых рынков.

| Магазин "Лимитед" специализируется на торговле модной одеждой для женщин в возрасте от 18 до 35 лет, которые готовы заплатить чуть больше, лишь бы выглядеть как надо. Товар представляют покупательницам в виде тщательно подобранных ком­плектов. Сотрудницы магазина одеты по последней моде. Они того же возраста, что и представительницы целевого рынка, а сам магазин пронизан духом современно­сти. Точно определив свой целевой рынок, "Лимитед" может изучать запросы модниц возрастной группы от 18 до 35 лет, проводить предварительные испытания новинок моды, придавать этим новинкам образ уникальности, точно нацеливать рекламу и распределять эти новинки по торговым центрам.

Однако специализированный магазин может оказаться в неприят­ном положении, если товары его ассортимента потеряют популярность. Об одном из подобных примеров рассказывается во врезке 13.1.

Универмаги. Универмаг предлагает несколько ассортиментных групп товаров — обычно одежду, предметы домашнего обихода, хо­зяйственные товары. Каждой ассортиментной группой занимается специальный отдел универмага во главе со своими закупщиками или торговцами.

Некоторые специалисты считают, что универмаг вырос на фунда­менте магазина смешанных товаров (поскольку в нем торгуют това­рами нескольких ассортиментных групп). По мнению других, уни­вермаг — наследник магазина текстильных товаров (поскольку мно­гие основатели универмагов до этого были владельцами магазинов текстильных товаров). Первым в истории универмагом считается "Бон марше", основанный в Париже в 1852 г. Он ввел в практику торговли четыре новаторских принципа: низкие наценки и ускорен­ный оборот товаров; указание и выставление на всеобщее обозрение цен; поощрение покупателей на спокойный осмотр товаров без всяко­го давления на них или обязательства совершения покупки; либе­ральное отношение к разбору жалоб.


Врезка 13.1. Замирающий бум стерео

В 1970-х годах магазины стереоаппаратуры переживали деловой бум. Магазины типа "Тек хай-фай", "Пасифик стерео" и "Плейбэк" разрослись в прибыльные се­ти, торгующие только стереооборудованием. Большинство покупателей — моло­дежь, и в первую очередь студенты колледжей. Однако сегодня многие эти мага­зины либо уже закрылись, либо несут тяжелые финансовые убытки.

Причины падения сбыта стереоаппаратуры объясняются переменами как в эконо­мике, так и в электронной технике. Ныне у молодежи, как правило, меньше сво­бодных денег, чем было десять лет назад. Но, пожалуй, одной из непосредствен­ных причин краха стереобума стало появление большого количества электронных изделий, доступных для всех, кому они по карману. Студенты колледжей с одина­ковой вероятностью могут потратить свои деньги как на покупку видеотехники или персональных компьютеров, так и на покупку стереоаппаратуры.

Среди магазинов стереоаппаратуры выжили только те, что расширили свой товар­ный ассортимент и изменили свои маркетинговые стратегии. В магазинах фирмы "Тим сент-рал, инк/' со штаб-квартирой в г. Миннеаполисе, помимо стереоаппа­ратуры, продают ныне бытовые компьютеры, видеотехнику и телефонные аппара­ты. Вместо фокусирования своей рекламы на студентах колледжей фирма нацели­вает ее на людей постарше — владельцев собственных домов. Нью-йоркская фир­ма "Крейзи Эдди, инк/' также расширила свой ассортимент за счет включения в него прочих видов электронных изделий.

К сожалению, видеотехника и компьютеры ставят перед розничными торговцами целый ряд новых проблем. В связи с тем, что за последние несколько лет цены на видеотехнику резко упали, многие розничные торговцы вынуждены прибегать к ценовой конкуренции. В то время как розничные наценки на стереоаппаратуру достигают 30-35%, на видеотехнику они составляют всего 10-15%. Одновре­менно торговцы, предлагающие разнообразные изделия электроники, сталкива­ются с жесткой конкуренцией со стороны группы новых магазинов, которые спе­циализируются только на продаже компьютеров. Магазины по продаже компью­теров могут предложить покупателям и более широкий выбор, поскольку имеют дело с товаром только одного вида, и более низкие цены. Некоторое утешение розничным торговцам доставляет продажа телефонных аппаратов, поскольку роз­ничная наценка на них выше, чем на другие товары.

Сегодня уже недостаточно продавать только стереоаппаратуру. Розничные тор­говцы вынуждены либо превращать свои магазины в "электронные универсамы", либо сходить со сцены.

Среди первых американских универмагов были магазины "Джордан марш", "Мэйси", "Ванамейкер" и "Стюарт". Они размещались в огром­ных величественных зданиях в фешенебельных кварталах городских центров и исповедовали концепцию "покупки на радость". Это был ог­ромный шаг вперед по сравнению со специализированными магазина­ми того времени, в которых мало что выставлялось напоказ и которые не поощряли практику осмотра товаров покупателями.


В первые годы после второй мировой войны доля универмагов в розничной торговле уменьшилась, а их рентабельность снизилась. Многие тогда считали, что универмаги как предприятия розничной торговли в своем жизненном цикле вступили в стадию упадка. Спе­циалисты указывали на обострение конкуренции между универмагами, что вызывало рост издержек, обострение конкуренции со стороны дру­гих типов розничных предприятий, особенно магазинов сниженных цен, сетей специализированных магазинов и розничных складов-магазинов, и интенсивное транспортное движение, недостаток мест для стоянок и вырождение городских центров, из-за чего совершение по­купок в деловой части города потеряло свою привлекательность.

В результате некоторые универмаги закрылись, а некоторые сли­лись. И тем не менее универмаги борются за свое "возвращение". Мно­гие из них открыли свои филиалы в торговых центрах пригородов с их растущим населением, растущими доходами и лучшими условиями для стоянок автомобилей. Некоторые универмаги для отражения угро­зы со стороны магазинов сниженных цен завели у себя "подвалы вы­годных покупок". Другие занялись реконструкцией вплоть до передел­ки части помещений под "модные лавки". Кое-кто эспериментирует в сфере посылторга и торговли по телефону. Ряд универмагов — и среди них "Дейтон Хадсон" — расширили сферу своей деятельности, обзаве­дясь, в частности, магазинами сниженных цен и специализированны­ми магазинами. Некоторые универмаги сокращают число служащих, число ассортиментных групп товаров и число услуг для клиентов типа доставки покупок и продажи в кредит. Однако подобный подход может подорвать их основную притягательность, а именно возможность полу­чить более высококачественные услуги.

Универсамы. Универсам — это сравнительно крупное предприятие самообслуживания с низким уровнем издержек, невысокой степенью удельной доходности и большим объемом продаж, "рассчитанное на полное удовлетворение нужд потребителя в продуктах питания, сти-рально-моющих средствах и товарах по уходу за домом". Универсам может находиться и в частном владении, хотя большинство их входит в состав сетей. По данным за 1981 г., самыми крупными сетями уни­версамов являются "Сэйфуэй" с оборотом 16,5 млрд долл., "Крогер" — 11,2, "Лаки сторс" — 7,2, "Америкэн сторс" — 7,1, "Эй энд Пи" — 6,8, "Уинн-Дикси" — 6,2 и "Джуэл" — 5,1 млрд долл.

Происхождение универсама можно отнести к двум источникам — открытию в 1912 г. Джоном Хартфордом в рамках компании "Грейт Атлантик энд Пасифик ти" ("Эй энд Пи") продовольственных мага­зинов, которые торговали только за наличный расчет и не доставля­ли покупок на дом, и магазинам "Пиггли-Уиггли", принадлежавшим Кларенсу Сондерсу, в которых в 1916 г. впервые появилось самооб­служивание, турникеты для прохода покупателей и расчетные узлы. Однако большой популярности универсамы достигли только в 1930-х годах. Считается, что первым по-настоящему преуспевающим уни­версамом был магазин, открытый в 1930 г. Майклом Кулленом. Это был бакалейно-гастрономический магазин самообслуживания, торго-


вавший за наличный расчет, не доставлявший покупок на дом и имевший торговую площадь около 560 кв. м в отличие от привычных для магазинов тех времен площадей порядка 75 кв. м. Куллен добил­ся достаточно большого товарооборота, чтобы рентабельно торговать при валовой прибыли 9-10% с суммы продаж, что составляло всего половину от уровня валовой прибыли продовольственных магазинов того времени. В течение двух следующих лет было открыто 300 уни­версамов, а к 1939 г. их число возросло приблизительно до 5000 и на их долю приходилось уже 20% общего объема торговли бакалейно-гастрономическими товарами. Сегодня работает более 37 тыс. уни­версамов, а их доля в торговле бакалейно-гастрономическими това­рами составляет 76%.

Успеху универсамов в 30-х годах способствовало несколько фак­торов. Великая депрессия заставила потребителей задуматься о це­нах, а предпринимателям дала возможность по дешевке скупать то­вары у попавших в бедственное положение поставщиков и за мини­мальную плату арендовать большие помещения. Массовое распространение личных автомобилей отодвинуло проблему расстоя­ний на второй план и способствовало распространению привычки со­вершать покупки раз в неделю, что ослабило нужду в услугах ма­леньких местных магазинчиков. Прогресс в производстве холодиль­ников позволил и универсамам и потребителям дольше хранить скоропортящиеся продукты. Новая упаковочная техника дала воз­можность предложить потребителю продукты питания в удобной для хранения таре и расфасовке (банках и коробках), а не выставлять их в оптовой магазинной упаковке (бочках или коробах). Все это стиму­лировало сбыт марочного товара с помощью рекламы, что привело к уменьшению числа продавцов, необходимых в магазине. И наконец, объединение под одной крышей отделов бакалейных и мясных това­ров, а также отделов сельскохозяйственных продуктов сделало воз­можным совершение всех покупок в одном месте и стало привлекать покупателей издалека, что обеспечило универсамам объем товарообо­рота, необходимый для успешной деятельности.

Для дальнейшего наращивания объемов сбыта универсамы пред­приняли шаги в нескольких направлениях. Магазины стали больше и имеют ныне торговые площади около 1700 кв. м, а не 1100 кв. м, как в середине 50-х годов. Ныне большинство сетей состоят из мень­шего числа, но зато более крупных магазинов. В универсамах прода­ют множество самых разнообразных товаров. В 1946 г. типичный универсам предлагал 300 разных товаров, а сегодня — около 8000. Наиболее значительно выросло число товаров непищевого назначе­ния — лекарств, отпускаемых без рецепта, косметических средств, хозяйственных принадлежностей, журналов, книг, игрушек, на долю которых приходится в наши дни 8% общего оборота универсамов. "Ассортиментное нагромождение" продолжается, и многие универса­мы начинают торговать лекарствами, отпускаемыми по рецептам, электробытовыми товарами, грампластинками, спортивными товара­ми, скобяными изделиями, садово-огородным инвентарем и даже ка-


мерами, стремясь отыскать высокодоходные товары для повышения своей рентабельности. Кроме того, универсамы улучшают свои воз­можности за счет выбора более престижных мест расположения, строительства более вместительных автостоянок, более продуманного архитектурного решения и оформления интерьеров, удлинения вре­мени работы и работы по воскресеньям, а также за счет предложения широкого ассортимента услуг для покупателей, таких, как инкасси­рование чеков, устройство комнат отдыха, трансляция музыкальных программ. Обострилась и взаимная конкуренция универсамов в сфере пропагандистской деятельности за счет проведения интенсивной рек­ламы, выпуска зачетных талонов, устройства азартных игр. А для того чтобы меньше зависеть от общенациональных марок и увели­чить свою долю прибыли, универсамы переключились в основном на продажу товаров под частными марками. Одновременно растет число сетевых универсамов в штатах Солнечного пояса, где темпы эконо­мического роста выше.

Магазины товаров повседневного спроса. Продовольственный мага­зин товаров повседневного спроса сравнительно невелик по размерам, находится в непосредственной близости от жилого района, открыт до­поздна все семь дней в неделю и предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью. В качестве примера можно сослаться на магазины "Севен-илевен" и "Уайт хен пэнтриз". Продолжительность работы этих магазинов и ис­пользование их потребителями в основном для совершения покупок с целью "затыкания брешей" делают их заведениями со сравнительно высокими ценами. Однако они удовлетворяют одну из существенных потребительских нужд, и люди, кажется, готовы платить за создавае­мое для них удобство. Численность магазинов товаров повседневного спроса выросла примерно с 2 тыс. в 1957 г. до 37,8 тыс. в 1981 г. А их товарооборот в том же 1981 г. составил 14,1 млрд долл.

В сфере розничной торговли товарами повседневного спроса поя­вились недавно так называемые "продовольственные бензоколонки". На станции техобслуживания клиент может купить около сотни то­варов повседневного спроса, таких, как хлеб, молоко, сигареты, ко­фе, безалкогольные напитки, расплачиваясь за них с помощью кре­дитной карточки, выпущенной нефтяной компанией.

Комбинированные универсамы, универсамы широкого профиля и торговые комплексы. На другом конце спектра розничных торговых предприятий располагается три типа магазинов, превышающих своими размерами обычный универсам. Комбинированный универ­сам — это разновидность универсама с ассортиментом, расширенным за счет включения в него лекарств свободной продажи и лекарств, отпускаемых по рецептам. Комбинированный универсам и аптека имеют общую торговую площадь в среднем порядка 5100 кв. м. Ис­пользуются три основные схемы построения подобных предприятий. В сети "Крогер" универсамы и аптеки-закусочные сниженных цен под названием "Супер Икс" располагаются бок о бок. Каждое из этих заведений может работать как самостоятельное торговое предпри-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: