Для выполнения этого раздела дипломной работы предварительно в ходе преддипломной практики следует собрать информацию об ассортименте и ценах на товары исследуемой группы в торговых предприятиях. Желательно провести сравнительный анализ цен на аналогичные товары в торговых предприятиях различного уровня, например, в специализированном магазине, магазине смешанного ассортимента, торговом павильоне, на оптовом рынке. Информация собирается 2 раза с интервалом 20-30 дней (сроки определяет студент). Собранные данные следует представить в форме таблицы 2.
Таблица 2.
Перечень товаров (Шд) | Наименование торговой фирмы и сроки обследования | |||||
Исходные данные | Через __ дней | Исходные данные | Через __ дней | Исходные данные | Через __дней | |
1. 2. 3. … |
Примечание: Перечень товаров включает все наименования товаров, в том числе вид, подвид, а также упаковки и расфасовку. В графах, отражающих наименование конкретной фирмы, в строке с наименованием товара ставится цена на товар, имеющийся в продаже или знак «- », если товар отсутствует в продаже.
По данным табл.2 рассчитывают показатель средней цены и величины отклонений по ценам в % для исследованных предприятий торговли, а также выявляют тенденцию изменения цен с течением времени.
В результате анализа стоимостной характеристики товаров исследуемой группы следует выявить и обосновать виды товаров, имеющих повышенную и пониженную стоимостную характеристику, и объяснить причины ценовых колебаний в зависимости от вида товаров, вида торгового предприятия, сезонного фактора и др.
По данным табл.2 рассчитываются показатели ассортимента: широта, полнота, устойчивость, новизна, рациональность. Расчет показателей производится по формулам:
|
Кш = Шф/ Шб · 100%, (1)
где Кш – коэффициент широты, %;
Шф – фактическая широта товаров разнородных и однородных групп;
Шб – базовая широта;
В качестве базовой широты Шб могут быть приняты:
1. Максимальное количество групп исследуемых товаров, обнаруженных во всех обследованных магазинах:
2. Количество групп товаров, регламентированных действующими стандартами (только для отечественных товаров);
3. Количество групп исследуемых товаров, предлагаемых на рынке (информацию можно получить из рекламных изданий).
Кп = Пф/ Пд · 100 %, (2)
где Кп – коэффициент полноты, %;
Пф – фактическое количество видов товаров однородной подгруппы;
Пд – базовая полнота;
Ку = Уф/ Шд · 100 %, (3)
где Кш – коэффициент устойчивости, %;
Уф – количество наименований товаров однородной подгруппы, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании);
Шд – действительная широта, фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;
Кн = Нф/ Шд · 100%, (4)
где Кн – коэффициент новизны, %;
Нф – количество новых товаров, появившихся в обследованных торговых предприятиях, а также являющихся по мнению студента новыми.;
Шд – действительная широта;
Кр = (Кш · Квш + Кп · Квп + Ку · Кву + Кн · Квн)/4 (5)
где Кр – коэффициент рациональности, %;
Кв – коэффициент весомости.
Коэффициенты весомости Квш, Квп, Кву, Квн определяют экспертным методом. Для этого комиссии, состоящей из 6-7 экспертов (специалистов), предлагают перечень показателей ассортимента: Кш, Кп, Ку и Кн. В зависимости от значимости данных показателей для рациональности ассортимента исследуемой однородной группы товаров каждый эксперт присваивает каждому показателю определенный ранг. Наиболее важному из 4 указанных показателей присваивается ранг 1, наименее важному – ранг 4.
|
Rij = 0,5n (n +1) = 10. (6)
где n – количество рангов.
Результаты опроса экспертов целесообразно представить в форме таблицы 3.
Таблица 3.
Шифр экспертов | Ранговые оценки показателей ассортимента | Сумма рангов | |||
Кш | Кп | Ку | Кн. | ||
… | |||||
Cумма рангов по вертикали, Si | |||||
mn - Si | |||||
Коэффициент значимости γi = (mn - Si)/0,5mn(n-1) | |||||
Si - S | |||||
(Si – S)2 |
Для оценки согласованности мнений экспертов определяют коэффициент согласия W по формуле:
W = Σ(Si – S)2 / (1/12m2(n3 – n) (7)
где m - число экспертов, n = 4.
Если коэффициент согласия W близок к 1, то мнение экспертов согласовано. Для оценки значимости W находят расчетный критерий Пирсона χ2 по формуле:
χ2 = W m (п-1) = 4 W m. (8)
и сопоставляют его с табличным критерием Пирсона χ2 при числе степеней свободы S = п - 1= 3.
Таблица 4.
α | Число степеней свободы, S | |||||||||
0,05 | 3,8 | 6,0 | 7,8 | 9,5 | 11,1 | 12,6 | 14,1 | 15,5 | 16,9 | 18,3 |
Если χ2расч> χ2табл. согласованность мнений считается существенной. Результаты анализа ассортимента однородной группы товаров представить в виде таблицы 5.
|
Таблица 5.
Показатели ассортимента | Наименование торговых фирм | |||||
Даты проведения исследования | ||||||
Коэффициенты: - широты - полноты - устойчивости - новизны - рациональности |
Результаты расчета структуры ассортимента представить в виде таблицы 6.
Таблица 6.
Перечень товаров | Наименование торговых фирм | |||||
Даты проведения исследования | ||||||
1. 2. 3. … |
По результатам расчета показателей ассортимента необходимо сделать вывод о рациональности ассортимента в каждом из обследованных магазинов, оценить рациональность ассортиментной политики каждой торговой фирмы с учетом ее местонахождения, предполагаемого сегмента потребителей, наличия конкурентов, дать обоснованные рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики предприятий.