Стоимостная характеристика товаров и оценка показателей ассортимента.




Для выполнения этого раздела дипломной работы предварительно в ходе преддипломной практики следует собрать информацию об ассортименте и ценах на товары исследуемой группы в торговых предприятиях. Желательно провести сравнительный анализ цен на аналогичные товары в торговых предприятиях различного уровня, например, в специализированном магазине, магазине смешанного ассортимента, торговом павильоне, на оптовом рынке. Информация собирается 2 раза с интервалом 20-30 дней (сроки определяет студент). Собранные данные следует представить в форме таблицы 2.

Таблица 2.

Перечень товаров (Шд) Наименование торговой фирмы и сроки обследования
     
Исходные данные Через __ дней Исходные данные Через __ дней Исходные данные Через __дней
1. 2. 3. …            

Примечание: Перечень товаров включает все наименования товаров, в том числе вид, подвид, а также упаковки и расфасовку. В графах, отражающих наименование конкретной фирмы, в строке с наименованием товара ставится цена на товар, имеющийся в продаже или знак «- », если товар отсутствует в продаже.

По данным табл.2 рассчитывают показатель средней цены и величины отклонений по ценам в % для исследованных предприятий торговли, а также выявляют тенденцию изменения цен с течением времени.

В результате анализа стоимостной характеристики товаров исследуемой группы следует выявить и обосновать виды товаров, имеющих повышенную и пониженную стоимостную характеристику, и объяснить причины ценовых колебаний в зависимости от вида товаров, вида торгового предприятия, сезонного фактора и др.

По данным табл.2 рассчитываются показатели ассортимента: широта, полнота, устойчивость, новизна, рациональность. Расчет показателей производится по формулам:

Кш = Шф/ Шб · 100%, (1)

где Кш – коэффициент широты, %;

Шф – фактическая широта товаров разнородных и однородных групп;

Шб – базовая широта;

В качестве базовой широты Шб могут быть приняты:

1. Максимальное количество групп исследуемых товаров, обнаруженных во всех обследованных магазинах:

2. Количество групп товаров, регламентированных действующими стандартами (только для отечественных товаров);

3. Количество групп исследуемых товаров, предлагаемых на рынке (информацию можно получить из рекламных изданий).

Кп = Пф/ Пд · 100 %, (2)

где Кп – коэффициент полноты, %;

Пф – фактическое количество видов товаров однородной подгруппы;

Пд – базовая полнота;

Ку = Уф/ Шд · 100 %, (3)

где Кш – коэффициент устойчивости, %;

Уф – количество наименований товаров однородной подгруппы, пользующихся устойчивым спросом (условно за критерий устойчивости следует считать наличие товара в продаже при начальном и конечном обследовании);

Шд – действительная широта, фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;

Кн = Нф/ Шд · 100%, (4)

где Кн – коэффициент новизны, %;

Нф – количество новых товаров, появившихся в обследованных торговых предприятиях, а также являющихся по мнению студента новыми.;

Шд – действительная широта;

Кр = (Кш · Квш + Кп · Квп + Ку · Кву + Кн · Квн)/4 (5)

где Кр – коэффициент рациональности, %;

Кв – коэффициент весомости.

Коэффициенты весомости Квш, Квп, Кву, Квн определяют экспертным методом. Для этого комиссии, состоящей из 6-7 экспертов (специалистов), предлагают перечень показателей ассортимента: Кш, Кп, Ку и Кн. В зависимости от значимости данных показателей для рациональности ассортимента исследуемой однородной группы товаров каждый эксперт присваивает каждому показателю определенный ранг. Наиболее важному из 4 указанных показателей присваивается ранг 1, наименее важному – ранг 4.

Rij = 0,5n (n +1) = 10. (6)

где n – количество рангов.

Результаты опроса экспертов целесообразно представить в форме таблицы 3.

 

 

Таблица 3.

Шифр экспертов Ранговые оценки показателей ассортимента Сумма рангов
Кш Кп Ку Кн.
         
Cумма рангов по вертикали, Si          
mn - Si          
Коэффициент значимости γi = (mn - Si)/0,5mn(n-1)          
Si - S          
(Si – S)2          

 

Для оценки согласованности мнений экспертов определяют коэффициент согласия W по формуле:

W = Σ(Si – S)2 / (1/12m2(n3 – n) (7)

где m - число экспертов, n = 4.

Если коэффициент согласия W близок к 1, то мнение экспертов согласовано. Для оценки значимости W находят расчетный критерий Пирсона χ2 по формуле:

χ2 = W m (п-1) = 4 W m. (8)

и сопоставляют его с табличным критерием Пирсона χ2 при числе степеней свободы S = п - 1= 3.

Таблица 4.

α Число степеней свободы, S
                   
0,05 3,8 6,0 7,8 9,5 11,1 12,6 14,1 15,5 16,9 18,3

 

Если χ2расч> χ2табл. согласованность мнений считается существенной. Результаты анализа ассортимента однородной группы товаров представить в виде таблицы 5.

 

Таблица 5.

Показатели ассортимента Наименование торговых фирм
     
Даты проведения исследования
           
Коэффициенты: - широты - полноты - устойчивости - новизны - рациональности            

 

Результаты расчета структуры ассортимента представить в виде таблицы 6.

Таблица 6.

Перечень товаров Наименование торговых фирм
     
Даты проведения исследования
           
1. 2. 3. …            

По результатам расчета показателей ассортимента необходимо сделать вывод о рациональности ассортимента в каждом из обследованных магазинов, оценить рациональность ассортиментной политики каждой торговой фирмы с учетом ее местонахождения, предполагаемого сегмента потребителей, наличия конкурентов, дать обоснованные рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики предприятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: