Итоги перестройки в СССР.




1. Ослабление командно-административной системы хозяйствования и попытка ее трансформации привели к взрыву политических, социально-экономических и националистических противоречий, которые формировались на протяжении всего предыдущего развития СССР.

2. Гонка вооружений и другие указанные выше предпосылки привели к неконтролируемым процессам во внутриполитическом развитии СССР.

3. Все эти факторы привели к распаду СССР. Американский президент Рональд Рейган стал называть СССР — «империей зла».

В стране давно назревал системный кризис, и он проявился. По мнению некоторых историков, причины распада СССР были заложены ещё при И.В. Сталине, когда люди были приучены повиноваться центру, который должен был иметь 90% власти и 100% авторитета. Не вина дальнейших лидеров СССР, что его у них не было.

Предпосылки распада СССР 1) Зарождение национального сепаратизма и регионального экономического изоляционизма вследствие неэффективности советской экономической системы и неудачи экономических реформ в период перестройки. 258 2) Кризис коммунистической идеологии, ослабление роли КПСС и последующая ликвидация тоталитарной системы и партийно-политической монополии на власть, составлявших основу СССР. 3) Борьба за власть между центральными и национально-региональными политическими элитами. 4) Отсутствие разумного баланса в полномочиях центра и национальных республик. Диктат центральной власти в отношении национально-государственных образований. Крах перестройки и ликвидация социализма в СССР 1) Отсутствие обоснованной концепции перестройки и неготовность общества к изменениям. 2) Девальвация коммунистической идеи. 3) Неудачные попытки экономического реформирования и падение жизненного уровня населения. 4) Раскол в партийно-государственном руководстве. 5) Обострение межнациональных противоречий, вылившееся в национально сепаратистские движения, работавшие на отделение от СССР.

Билет 59. В конце 1991 г. Россия была вынуждена приступить к радикальным экономическим преобразованиям. Этому процессу способствовали объективные условия, в которых оказалась Россия: — валютные резервы СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены; — зарубежные долги превысили 60 млрд (по некоторым данным 80 млрд) долларов США; — рост инфляции достигал 30% в месяц; — продолжалось падение курса рубля; — нарастали невыплаченные государственные долги; — экономика приобрела бартерный характер. Таким образом, страна оказалась в глубокой пропасти финансового кризиса. Попытки властей частично замаскировать инфляцию государственным контролем над ценами лишь усиливали всеобщий дефицит и вели к расцвету черного рынка. Финансовый кризис грозил обернуться гиперинфляцией, хаосом и даже голодом в крупных городах.

1 января 1992 г. правительством, которое возглавлял Е. Гайдар, был применен набор монетаристских мер, так называемая шоковая терапия: - ограничение совокупного спроса с помощью удорожания кредита и урезания бюджетных расходов; - приватизация государственных предприятий. Основным мероприятием государственной социально-экономической политики этого этапа явилась либерализация цен: отпуск их при индексации зарплаты бюджетников, пенсий, стипендий и других выплат на 70%. Предполагалось, что данные меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляционную волну, обеспечить равновесие спроса и предложения и создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыночной основе. Платой за такое начало реформы (либерализация цен вместо справедливой и хорошо продуманной приватизации и создания широкой массы собственников, как предполагали некоторые экономисты) была инфляция. Курс рубля сделался нестабильным, большинство расчетов стало производиться в американской валюте. За год рост цен произошел в 100—150 раз, резко снизилась покупательная способность населения; обесценились деньги на счетах предприятий и вклады населения в Сбербанке. Пострадало около 75 млн вкладчиков. Основными рычагами раскручивания инфляционной спирали стали кредиты Централь-ного банка России: 1) Правительству РФ; 2) коммерческим банкам с целью внебюджетного финансирования отдельных отраслей народного хозяйства (а чаще — для собственного обогащения наиболее приближенных к власти лиц); 3) странам ближнего зарубежья. Следствием этого этапа экономической модернизации явилось падение материального благосостояния людей, недовольство и недоверие широких масс к правительственному курсу, которое отразил VII Съезд народных депутатов России в декабре 1992 г. Усилились конфронтация федеральной законодательной и исполнительной власти, приведшая к трагическим событиям 3—4 октября 1993 г. В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов России добился отставки Е. Т. Гайдара с поста и. о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран В. С. Черномырдин (бывший руководитель нефтяной и газовой промышленности СССР). С конца 1992 г. началась массовая приватизация (координировал этот процесс один из вице-премьеров — А. Б. Чубайс): перевод государственной собствен-ности в частную, которая проходила в два этапа. Первый этап (1992—1993 гг.) — безвозмездная передача всем гражданам части государственной собственности стоимостью 10 тыс. руб. путем выдачи приватизационного чека (ваучера). Ваучеры бесплатно выдавались всем гражданам России, включая младенцев. Операция была осуществлена на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. в ценах 1991 г. С осени 1994 г. начинается второй этап приватизации — приватизация государственных предприятий путем прямого акционирования и начало продажи акционерных предприятий. Последствия приватизации: - с одной стороны, произошел крупномасштабный обман народа, 261 - с другой — почти все лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров. Следствием приватизации стал рост экономической преступности, злоупотреблений и коррупции: приватизационные чеки и дорогостоящие предприятия через подставные фонды скупались по низким ценам. В результате основная часть национального достояния оказалась в руках 10% населения. Производство эта мера не оживила, но способствовала формированию рынка ценных бумаг. Началось разрушение колхозов и совхозов, из которых стали выделяться фермерские хозяйства. В ходе приватизации в условиях «дикого» капитализма были расхищены национальные богатства в огромных размерах. Значительный по масштабам экспортный капитал от продажи нефти, газа и цветных металлов не только не возвращался в отечественную экономику, но даже не направлялся на погашение растущего внешнего долга страны. За 1992—1996 гг. в западных банках осело более 100 млрд долларов, вывезенных из России. Для финансирования бюджетной сферы была ужесточена федеральная налоговая политика. Создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по налоговой политике не решало возникших проблем. Основное значение стали приобретать не административные меры, а «законы рынка», где предприятиям оставлялось не более 10 коп. с каждого рубля прибыли. Это подтолкнуло хозяйственников и предпринимателей к антизаконным действиям. Рыночные отношения приобретали откровенно криминальный характер. Криминальные операции с деньгами стали приносить самые большие доходы. Так, в 1993 г. только «чеченские авизо» (фальшивые платежные документы) позволяли похищать до 2 млрд. руб. в день. Более 2 млн. чел. только в Москве в 1994 г. пострадало от финансовых афер в ходе игры с акциями «пирамидных» финансовых компаний. Они выплачивали акционерам дивиденды за счет следующих вкладчиков. Наиболее громкими были скандалы АО «МММ», банк «Чара» и др. Исследователи полагают, что, если бы массовая приватизация предшествовала, а не следовала за либерализацией цен, криминализации экономики не было бы. В целом массовая приватизация способствовала возникновению многоукладной экономики: 1) государственный капитализм (бывшие общенародные предприятия); 2) частный капитализм (приватизированные объекты народного хозяйства); 3) акционерные общества; 4) коллективные хозяйства; 5) мелкотоварное производство. В 1994—1998 гг. правительством предпринимаются меры по сдерживанию спада производства и падению эффективности экономики, которые включали следующие составляющие: 1) ограничение и отмена централизованного распределения сырья и ресурсов; 2) отмена государственных дотаций убыточным предприятиям и регионам, перевод всех подразделений экономики на самофинансирование; 3) либерализация внешней торговли, расширение импорта потребительских и продовольственных товаров; 4) свободная конвертация рубля; 5) крупномасштабные внешние займы; 6) неконтролируемый вывоз материальных ценностей за рубеж. Результатом проводимой государственной политики стал развал военно-промышлен-ного комплекса и бюджетных сфер: медицины, науки, образования и культуры в силу резкого сокращения государственных расходов на них. Массовые закрытия предприятий легкой, электронной и машиностроительной промышленности вызвали спад промышленного производства в стране. Изза насыщения потребительского рынка иностранными товарами упал спрос на отечественную продукцию, затруднена ее реализация. Внутренний валовой продукт промышленности в 1990—1999 гг. сократился на 40%. Результатом этого стала деиндустриализация: промышленное производство все более приобрело черты топливно-энергетической и сырьевой ориентации. В экспорте газ и сырая нефть составляют 40%, в импорте машины и оборудование — 40%. На фоне деиндустриализации наметилось резкое падение сельскохозяйственного производства в России: при катастрофически быстром росте цен на топливо не были решены вопросы кредитования и инвестирования сельскохозяйственного производства и перевозок сельхозпродукции. Курс рубля по отношению к доллару в 1992-1997 гг. изменился с 300 до 4700 руб. за доллар. Неконтролируемый вывоз сырья, особенно металла, за границу спровоцировал резкое падение цен на мировом рынке, что нанесло огромный ущерб экономической безопасности России. Социальные последствия спада производства: имущественная дифференциация и скрытая безработица (неоплачиваемые отпуска, неполная рабочая неделя, длительные задержки выплат бюджетникам, пенсионерам и др.); переключение трудовой активности населения из сферы производства в область индивидуальных услуг, мелкооптовой и розничной торговли, посреднических операций. Макроэкономические последствия спада производства: полная зависимость российской экономики от Запада в лице международных финансовых организаций; нарушение экономических связей между регионами страны и распад единой народнохозяйственной структуры. В результате углубления экономического кризиса более 40% жителей страны оказались за чертой бедности. Правительством предпринимались попытки укрепить российскую валюту (и скрыть инфляцию): - решение ЦБР об изъятии из обращения с 26 июля 1993 г. государственных казначейских билетов Банка СССР и банкнот ЦБР образца 1961 — 1992 гг.; - введение в июле 1995 г. «валютного коридора»; - решение о деноминации рубля в тысячу раз с 1 января 1999 г.

Билет 60. Эволюция российской государственности. Трудности и издержки экономических реформ начального этапа суверенного развития России резко усилили политическую борьбу в стране и отразились на взаимоотношениях исполнительной (Правительство) и законодательной (народные депутаты РСФСР) ветвей власти. Центром оппозиции Правительству стал Верховный Совет РСФСР во главе с председателем Р.И. Хасбулатовым. На VII Съезде народных депутатов в декабре 1992 г. Президент Б.Н. Ельцин под влиянием мощный волны критики в адрес Правительства был вынужден отстранить от занимаемой должности Е.Т. Гайдара и назначил вместо него B.C. Черномырдина, который поддерживал проведение реформ, но готов был к их корректировке. Однако противостояние ветвей власти продолжалось. Теперь главным объектом критики со стороны Верховного Совета стал сам Президент. Началась «холодная война» между Президентом России и Верховным Советом, в ходе которой на сторону последнего перешел вице-президент А.В. Руцкой. В стране фактически начало складываться двоевластие. 20 марта 1993 г. Б.Н. Ельцин в телевизионном выступлении в достаточно резких выражениях отозвался о действиях Верховного Совета и Съезда народных депутатов, которые, по его мнению, мешают продолжению реформ в стране. В ответ на это законодательная власть срочно созвала внеочередной Съезд народных депутатов, где был поставлен вопрос об отрешении Президента России от должности. Импичмент не удался, противники Президента не набрали необходимого количества голосов. Тогда было решено провести 25 апреля 1993 г. общероссийский референдум по вопросам, сущность которых составляла основу противостояния властей. Но ни одна из сторон по итогам референдума не получила решающей поддержки избирателей. Длительное противостояние законодательной и исполнительной ветвей российской власти осенью 1993 г. вылилось в открытое столкновение в форме вооруженного конфликта. 21 сентября 1993 г. в «Обращении к гражданам России» Президент Б.Н. Ельцин сообщил, что подписал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым: - распускались Съезд народных депутатов и Верховный Совет; - назначались выборы в новый орган представительной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации. Президент, обосновав необходимость этого решительного шага, отмечал, что единственным способом преодоления паралича государственной власти является ее коренное обновление на основе принципов народовластия и конституционности. Обострение политических и социально-экономических отношений в 1992 – 1993 гг. Противостояние: - исполнительной власти (Президент РФ и Правительство РФ) - законодательной власть (Верховный Совет и Съезд народных депутатов) Три кризиса: 1. Декабрь 1992 г. - отставка Е.Т. Гайдара. 2. Март - апрель 1993 г. - попытка отрешения Президента РФ от должности и Всерос- сийский референдум о доверии политике Президента. 3. Сентябрь - октябрь 1993 г. - вооруженное противостояние ветвей власти. Победа Б.Н. Ельцина. Конституционная реформа: • принятие новой Конституции Российской Федерации; • десоветизация системы представительных органов власти; • Федеральное Собрание: а) Совет Федерации; б) Государственная Дума. Верховный Совет РСФСР и вице-президент А.В. Руцкой квалифицировали действия Б.Н. Ельцина как государственный переворот. Призывы общественности к мирному разрешению конфликта путем одновременных выборов Парламента и Президента страны властями услышаны не были. Лидеры «непримиримой оппозиции» вывели своих вооруженных сторонников на баррикады. Президент ввел в Москву войска. Это противостояние привело к кровопролитию. Оплот оппозиции — здание Верховного Совета было расстреляно из танков и взято штурмом. Лидеров оппозиции арестовали.

Конституция 1993 г. Победа президентской стороны дала возможность провести реформу политической системы и принять новую Конституцию страны. 12 декабря 1993 г. происходило всенародное голосование по принятию новой Конституции Российской Федерации, в результате которого она была одобрена большинством голосов и вступила в силу. Она подвела черту под советским периодом в российской истории. Конституция 1993 г. вводила в России президентскую республику: - наделила Президента широкими властными полномочиями с правом: а) назначения главы Правительства и б) роспуска Государственной Думы; - закрепила федеративную форму государства, - разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную; - разнообразие видов собственности, включая частную собственность; - широкие права и свободы граждан. - высшим органом законодательной власти становилось Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от исполнительной и представительной ветвей власти каждого из 89 субъектов России. Государственная Дума избирается на основе мажоритарной системы (одномандатных избирательных округов) и представительства политических партий, движений и организаций, которые сумеют преодолеть 5%-й барьер голосов избирателей. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. В предвыборной кампании приняли участие 13 политических партий и движений. По итогам выборов было избрано 450 депутатов. Места в Государственной Думе распределились следующим образом: - 76 получило движение «Выбор России», - 63 — ЛДПР во главе с В.В. Жириновским, - 55 — аграрии, - 45 — компартия (КПРФ) во главе с Г. А. Зюгановым. Остальные места распределились между небольшими фракциями и независимыми депутатами. Председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, председателем Государственной Думы — И.П. Рыбкин. 17 декабря 1995 г. состоялись новые выборы в Государственную Думу. За места в ней на этот раз боролись уже 43 политические партии и объединения. Выборы принесли новую расстановку политических сил: - по результатам голосования на первое место вышла КПРФ, получившая более 22% процентов голосов избирателей; - на втором месте осталась ЛДПР — 11%, что означало ухудшение ее позиций по сравнению с выборами 1993 г.; - на третьем месте оказался проправительственный блок «Наш дом - Россия» (НДР) во главе с B.C. Черномырдиным — 10%; - политическое объединение «Яблоко» во главе с Г.А. Явлинским получило 7% голосов. Выборы показали недовольство значительной части избирателей правительственной политикой, поэтому коммунисты и заняли лидирующее положение. Демократическое объединение «Выбор России» (ДВР) во главе с Е.Т. Гайдаром потерпело поражение, не набрав и 5% голосов. Председателем Государственной Думы второго созыва был избран Г.Н. Селезнев, председателем Совета Федерации — Е.С. Строев. В 1996 г. состоялись выборы Президента Российской Федерации. По итогам двух туров голосования победу одержал Б.Н. Ельцин. Во втором туре, состоявшемся 3 июля 1996 г., он набрал 37,02% голосов избирателей, а его соперник, лидер коммунистов Г.А. Зюганов, — 27,72%. В 1996-1997 гг. состоялись выборы глав администраций в большинстве из 89 регионов России. Они дали противоречивые результаты: - в одних регионах (так называемый «красный пояс») победу одержали коммунисты или их сторонники; - в других — сторонники Президента; - в третьих — зарекомендовавшие себя на местах «крепкие хозяйственники» (например, мэр Москвы Ю.М. Лужков). По-прежнему политические отношения в Российской Федерации оставались очень острыми. Продолжалась политическая борьба между различными политическими силами. Между Президентом Б.Н. Ельциным и Государственной Думой созыва 1995-1999 гг. вновь возникла конфронтация. В мае 1999 г. представители коммунистической оппозиции в Думе опять попытались инициировать процесс отрешения Б.Н. Ельцина от должности, но не набрали нужного количества голосов. Сам Президент провел череду отставок и назначений глав Правительства. В марте 1998 г. был отправлен в отставку B. C. Черномырдин, руководивший Правительством более пяти лет. Сменившие его С. В. Кириенко (апрель- август 1998 г.), а затем Е. М. Примаков (сентябрь 1998 г. - май 1999 г.) не проработали на этом посту и года. На думских выборах 1999 г. стабильный результат, как и раньше, был у коммунистов (24,2% голосов), но они не получили большинства. Оно оказалось у новых общественнополитических сил — «Единства» (23,3%) и «Отечество — вся Россия» (13,3%). В августе 1999 г. началось выдвижение на высшие государственные посты В. В. Путина, который вначале был назначен главой Правительства, а затем стал преемником Ельцина. 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин неожиданно для всех добровольно ушел в отставку с поста Президента Российской Федерации и в соответствии с Конституцией передал свои полномочия председателю Правительства РФ В. В. Путину. Таким образом завершилась «эпоха Ельцина». 26 марта 2000 г. состоялись президентские выборы, на которых в первом туре, получив 52,94% голосов избирателей, победил В.В. Путин, ставший вторым в истории постсоветской России всенародно избранным Президентом. В мае 2000 г. российское Правительство возглавил М. М. Касьянов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: