Новый поиск анимистической души” (2011а).
Шаманизм и
охотники сибирского леса:
Душа, жизненная сила, дух
Роберте Хамайон
Шаманизм часто рассматривается как образец анимизма. Шаманизм был объектом
столь разнообразных подходов (и сам по себе настолько многообразен), что необходимо сделать краткий обзор, прежде
чем перейти к образцовому случаю охотничьих народов сибирского леса в
досоветский период. Они являются образцовыми,
fi
во-первых, потому, что именно из языка тунгусского
народа происходит термин “шаман”. Но они являются образцовыми, особенно потому
, что шаманизм занимает центральное место в их обществах: он управляет охотой в соответствии с
анимистическими концепциями, которые оправдывают ее и делают возможной; он управляет последующими
отношениями – как с природной средой, так и внутри общества. И эта концепция
адаптируется к другим контекстам, как я покажу в общих чертах концепции духа в
современной Сибири.
A
ЗАПАДНЫЙ
КОНЦЕПЦИЯ
Концепция шаманизма-это западная конструкция, которая развивалась в несколько этапов.
В
fi
первые наблюдатели (в конце XVII века) были представители Русской Православной Церкви
, для которого шаман религиозного характера и опасным соперником предположительно
на службе у дьявола из-за своей экстравагантной крики и приветственные жесты, в противоположность
смиренному созерцанию христианской (Ван Геннеп 1903; Паскаль 1938; Delaby
1976; Hamayon 2003; Stépanoff 2005). Это восприятие закрепило идею о том, что в
шаманизме существует связь между состоянием души и телесным выражением.
Столетием позже, под
fl
влияние Просвещения, наблюдатели представили
шамана как шарлатана, который эксплуатировал народную доверчивость. Виновны были оба: эксплуататор,
но также и люди, легковерные и невежественные. В ответ романтическое течение позже приняло
шамана за благородного мага, соприкасающегося с природой, хотя это книжное творение
едва ли оказало какое-либо влияние. В середине девятнадцатого века – великой эпохи
колониальной экспансии – образ шамана изменился (Флаэрти 1992). В Сибири врачи
|
ШАМАНИЗМ
И
ЭТОТ
ОХОТНИКИ
ОТ
ЭТОТ
СИБИРСКИЙ
ЛЕС
и администраторы видели в шаманском поведении признак психической или нервной патологии
(Ohlmarks 1939). Действительно, чтобы защитить себя перед лицом колониального давления, коренные
народы подкрепляли свои ритуалы, утверждая, что они имеют терапевтическую ценность, чтобы власти могли с ними
мириться. Шаманы и пациенты с тех пор были включены
в психопатологический лексикон, и описания были усыпаны терминами “лечение”
и “выздоровление” (Оливье де Сардан, 1994). Идея о том, что “шаманство” полезно для
здоровья, получила широкое распространение. Это был момент, когда Запад открыл психоа-
нализ, чей в
fl
влияние ознаменовало понимание шаманизма вплоть до окончания Второй
мировой войны. Калифорнийская контркультура 1960 - х годов изменила эти ценности, идеализировав
шаманизм как универсальный духовный поиск, основанный на реальном воплощенном опыте (Аткинсон
1992; Кехо 1996, 2000; Хамайон 2004; Франкфорт и др. 2001). На самом деле роль, которую играло
тело в шаманизме сибирских охотников до советской эпохи, была совершенно иной.
Представленный ниже взгляд на шаманизм сибирских охотников суммирует результаты
предыдущего исследования, основанного на обширной доступной документации, особенно на русском и
Бурят, и по личным
|
fi
Полевые работы (Хамайон 1990) и переосмысливает их в свете
Последующие исследования и недавние дебаты в области антропологии.
ШАМАНИЗМ
И
ОХОТА
АС
A
ПУТЬ
ОТ
ЖИЗНЬ
В
ЭТОТ
ЛЕС
И
ЭТОТ
ДУХИ
АС
ПАРТНЕРЫ
Тунгусский глагол сама означает “трясти нижними частями тела”, когда речь
идет о диких животных, и “действовать шаманским образом” в ритуальном контексте. Другие
сибирские языки также квалифицируют шаманское ритуальное поведение с точки зрения аналогичных
жестов животных. Эта терминология помогает дать конкретное представление о мировоззрении, которое формируют эти
ритуалы.
Для этих народов тайга (лес) “богата” дичью и является ключом к их выживанию:
Они чувствуют себя как дома на этом огромном пространстве,
fl
ат, питающая вселенную. Люди-это всего лишь один из видов
среди других (см. Hamayon 2010). Поскольку виды животных едят друг друга, это делает
людей частью пищевой цепи, обеспечивающей жизнеспособность лесной жизни. Шаманизм находится в
fi