Животных и растений с эшахуа, хотя эта идея нуждается в качественном




fi

катион, поскольку
перевод как анима скрывает глубокое концептуальное различие между Ese Ejja и
испанским термином, а именно, что eshahua является существенным и ощутимым. Само собой разумеется,
но я все равно скажу, что, когда я говорю об “анимизме” Ese Ejja, я имею в виду его не как
концепцию, подлежащую оценке, а как явление, которое мы должны понять. Другими словами
, меня интересует не то, правы они или неправы, говоря об эшахуа
животных или растений, а то, что это значит для них. Много лет назад, когда я был студентом, я
уважительно усомнился в искренности Эдуардо Вивейроса де Кастро, предположив ему, что
он либо считает, что белогубые пекари были людьми, либо он просто
покровительствовал аравитянам, когда говорил о перспективизме, что на самом деле он считал,
в отличие от Тайлора об анимизме, несостоявшейся эпистемологией. Теперь, размышляя об
идеях Ese Ejja об эшахуа, я соглашаюсь с ним в том, что мы не занимаемся ни вынесением
суждений об эпистемологиях других, ни

fi

Нахожу новые вещи, в которые можно верить. В Ese

Эджа также являются перспективистами (см. Вивейрос де Кастро 1998а), а эшахуа является резиденцией

ТЕЛА

,

ДУШИ

И

МОЩНЫЙ

СУЩЕСТВА

точка зрения, которая заставляет каждое существо видеть себя человеком, а разных существ
-либо хищниками, либо добычей.

Прежде чем я перейду к своей этнографии, следует сказать одно предостережение. Долгое время я
неохотно обсуждал космологические идеи Ese Ejja, потому что обнаружил, что
то, о чем говорили мои информаторы, было слишком “непоследовательным”. Они говорили о том, что “
говорили древние люди”, ссылаясь в основном на мифические повествования и шаманские знания, но также
цитировали Библию и сообщали о том, чему их учили в школе. По соображениям
удобства и сосредоточенности в дальнейшем я сосредоточусь на “разговорах древних людей”.,
но я хорошо понимаю, что это произвольное различие и что то, что люди сейчас
называют “разговорами древних людей”, несомненно, наполнено смыслом, полученным от
миссионеров и государственной школы. Более того, люди полны сомнений по поводу некоторых из этих идей
, которые они часто высказывают, в зависимости от того, с кем они разговаривают. Они скажут
своим детям: “Не ходи в лес один, иначе эдосикиана убьет тебя”, но
миссионерам они скажут: “Это просто разговор древних народов”. Во-первых, я собираюсь подготовить сцену, и
бри

fl

Y изложите основные принципы космологии Ese Ejja, затем я обращусь к силе-

Полных существ, населяющих различные области этого космоса, и

fi

наконец, я расскажу об Эсе
Эджа “анимизме” или значении эшахуа. Я понимаю, что нижеследующее может показаться
несколько длинным каталогом, но я

fi

твердо верю, что при написании статей об амазонских
обществах, особенно малоизвестных, очень ценно иметь подробные описания
местных идей, которые способствуют продолжающейся работе по составлению огромной головоломки
преобразований историй коренных народов, рассказанных по всему континенту.

ESE

EJJA

КОСМОЛОГИЯ

Эсе эджа, также известные как чама в Боливии и уарайос в Перу, являются коренной
амазонской группой языковой семьи Такана.

Они живут по берегам реки Бени
, в самых северных районах Боливии, в департаментах Пандо и Ла-Пас,
а также в провинции Мадре-де-Диос на юго-востоке Перу. Источники девятнадцатого века
описывают их как кочевников (Armentia 1976), но в течение двадцатого века
они постепенно перешли к полуоседлому образу жизни. Тем не менее, небольшие группы
часто путешествуют на большие расстояния, и сезонные, а также постоянные миграции являются
обычным явлением. Центром существования Ese Ejja является река, и мир живых заканчивается
“там, где заканчивается река”.

Они настаивают на том, что всегда жили по берегам рек
, и противопоставляют этот образ жизни образу жизни “диких индейцев”, которые жили в лесу, “как
животные” или даже как могущественные существа. Согласно историческим данным, жизнь на реке
характеризовала бы их историю, по крайней мере, с девятнадцатого века (там же), и
сегодня эсе эджа живут в организованных сообществах, в изолированных домашних хозяйствах или в сезонных
пляжных лагерях, но никогда в лесу.

A

МНОГОСЛОЙНЫЙ

КОСМОС

:

ЛЕС

,

РЕКА

,

НЕБО

,

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

Лес является владением эдосикианы, повелителей дичи, и к нему нужно подходить
с большой осторожностью. Люди не должны входить в него в одиночку и не должны жить там постоянно.
Лес-это место опасных и часто смертельных столкновений с хозяевами дичи.

ДЕЛО

С

ДУХИ

Река является одним из основных источников животного белка в Эсе-Эджа, но поиск пищи
сам по себе не оправдывает этот выбор места жительства. Эсе эджа-хорошие охотники, и в то же время они
также искусны

fi



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: