На него или выстрелив в него из винтовки




fl

е. Однако, когда какое-то время я спал один в
доме по соседству с их домом, Ино позаботился о том, чтобы у меня был при себе нож, предположив, что это тоже было
бы полезно для защиты от возможных нападений.

ОТ

ДУШИ

И

ТЕЛА

:

ESE

EJJA

АНИМИЗМ

При всей своей непохожести могущественные существа имеют с Эсе Эджей нечто общее
, чего не хватает другим существам. Мое предположение состоит в том, что это эшахуа, и это то, к чему я хочу
обратиться сейчас. Эшахуа отождествляется

fi

Эд с тенью, проецируемой телом, и чаще всего является

Упоминается по-испански как эспириту, дух, альма, душа или сомбра, тень. Однако эшахуа

ТЕЛА

,

ДУШИ

И

МОЩНЫЙ

СУЩЕСТВА

не обладает ни одной из эфирных характеристик, связанных с “духом” и “душой” на испанском
и английском языках, потому что считается, что он тоже обладает твердым, осязаемым телом. Эшахуа
исходит от определенных существ, но не сосуществует с ними: он действует независимо.
В этом смысле Эшахуа напоминает варенье из Вари, описанное Апаресидой Виласой
как чей-то двойник: “Хотя оно связано с телом, поскольку оно создано из тела,
двойник не просто его проекция; он подвижен и
каким-то образом существует независимо от тела” (1992: 55). В эшахуа о людях говорят
, что они “выходят” после смерти в тройной форме: как экуйкия, который бежит в лес, чтобы вести одинокую беспокойную
жизнь, преследуя путь живых; как экоджашахуа, буквально эшахуа глаз или
лица, который поднимается к небу;

И как эдоджошахуа, то, что внутри, которое идет в куэйджану,

Город мертвых, там, где кончается река.

Когда эдоджошахуа достигает куэйяны, он начинает
новую жизнь как эмануана, мертвый человек, который очень похож на предыдущую. Он
или она

fi

Находит супруга, заводит детей и занимается своей повседневной деятельностью, такой как

Как

fi

ловлю рыбу, охоту, изготовление каноэ и плетение циновок. Более того, он или она сохраняет
память о живых. Он или она могут быть призваны шаманы по просьбе живущих
родственников, попросит его или ее здоровье, и идти и разговаривать, шутить, есть и пить с ними.
Eshahua и проявляют себя в сновидениях: в ese Ejja сказать, что когда человеку снится
родственник или друг, то это потому, что родственник попал чувство ностальгии и их eshahua
ходила к ним в гости.

Некоторые животные и растения, а именно ягуары, олени, стервятники, анаконды, пираньи и
красные бананы, имеют эшахуа, которые могут вызывать болезни и смерть у людей, когда они не
соблюдают надлежащее поведение в отношении пищи и секса. Такая неудача злит
хозяина животного или растения, которое было съедено, и заставляет его эшахуа проникнуть в
тело виновного и съесть его или ее. Пищевые табу предписывают, что, когда любое
мясо или

fi

рыбы остаются со дня на день, охотник должен воздерживаться от
секса до тех пор, пока они не будут съедены, иначе пища станет эбинаттой, в результате чего любой, кто ее съест,
заболеет или умрет. Точно так же, когда мужчина или женщина собирают определенные фрукты, их следует
употреблять до того, как они вступят в половую связь, поэтому молодые пары часто
просят своих детей срубить для них растения.

Как я упоминал ранее, идеи и практики варьировались, и молодые люди часто заявляли
, что они ели и кормили своих детей всем подряд; что они экспериментировали и
поняли, что растения и животные не представляют опасности. Миаи, которая была бабушкой,
сказала, что родители должны избегать опасной пищи до тех пор, пока их дети не достигнут своих

fi

первый год, но
посетовал, что в наши дни молодежь ест все подряд: “Древние люди учили нас
этим вещам, нодаджа (метисы) едят все, и их дети не умирают”. Куаене,
женщина лет тридцати с небольшим, у которой несколько детей, сказала, что ела все, потому что ее
родители умерли, и рядом не было никого, кто мог бы сказать ей, что она должна и чего ей
не следует есть. Однако даже самые скептически настроенные признавали, что избегают хотя бы красных бананов,
считающихся самыми опасными из фруктов.

Заболевание, обычно связанное с эсхахуа животного, - это таджа, лейшманиоз.
Это приписывают пиранье, которая входит и поедает тело человека
, который не соблюдает правила разделения пищи и секса. Единственным лекарством от этого заболевания
считается

fi

Sh яд, который может убить эшахуа нападающего

fi

ш.

Наконец, эшахуа также является активным принципом магии. Самая распространенная форма
колдовства-это положить красный банан на пути жертвы, чтобы наступить на него, чтобы колдовство проникло
в тело через его или ее ноги. Этот вид магии называется эдзиоджи цуйаджи, что буквально означает

ДЕЛО

С

ДУХИ

способ проткнуть или ударить по ногам: как только жертва наступит на банан, ей или ей станет
плохо, и единственный способ спасти ее или его-срезать растение, из которого появился банан
, чтобы нейтрализовать его эшахуа. Интересно, что Эндрю Грей (1996) сообщил, что некоторые
из самых опасных колдунов в обществе Аракмбут происходят из других групп, таких как
Мацигенка и Эсе Эджа. По словам автора, они исполняют ваи, что означает
“след”. “Эти колдуны используют следы, чтобы творить свою магию с помощью аяхуаски или чего-то еще
другая форма заклинания. Однако подойдет любая часть, такая как стрижка ногтей, волосы или кусочки
личной собственности” (Грей 1996: 164).

Срезание растения для предотвращения колдовства-это тот же метод, который используется для нейтрализации
последствий нарушения пищевых табу. Если плод стал опасным из-за того, что человек
, сорвавший его, занимался сексом до того, как фрукт был съеден, дерево, с которого он взошел, должно быть
уничтожено.

Итак, что мы можем сделать с эшахуа? Это активный принцип; у него есть тело, но оно не
сосуществует с ним; оно может действовать независимо; и все же разрушение тела, из которого оно исходит
, сводит на нет силу действия эшахуа. Это явно не “дух” или “призрак”,
как сразу же предполагает идея “анимы”, хотя старый дуализм разума, духа и тела
больше не является данностью в так называемой западной эпистемологии, не говоря уже о межкультурном
сравнении. Но, как я уже сказал, меня интересует эшахуа как явление, а не как
концепция. Как я это понимаю, эшахуа это активный принцип, который делает возможным взаимодействие
между определенными существами: Ese Ejja, мертвыми, другими людьми и могущественными существами.

КУШАЮЩИЙ

ЭТОТ

ДУША

Убийство могущественными существами всегда является формой ненасытного потребления, что также видно
из описания эш-ахуа плотоядных

fi

рыбы, которые разъедают организм изнутри и
вызывают лейшманиоз. Но что означает это потребление для Ese Ejja? Как правило
, это способ действия врагов, которые пытаются съесть вас и забрать ваших детей в качестве
супругов. Эдосикиана убивает и варит свою добычу в большом котле, в котором, как говорят некоторые, вода кипит
без

fi

огонь и превращает их в животных. Но это не небесный каннибализм
Аравете (Вивейрос де Кастро, 1992), где души умерших варятся в
шипучей воде – кипятят без

fi



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: