Другие эдоскиана, они хотят жениться на Эсе Эджа, и этот союз приводит к смерти.
Эквикия
Экуйкия появляется, когда человек умирает, и ассоциируется с тенью этого человека.
Однако он не эфемерен, как призрак; напротив, говорят, что это тело
умершего человека, и чтобы сохранить характеристики, которые у него были в момент смерти. Так,
например, когда тело молодого мужчины из Таканы было извлечено из реки, в течение нескольких недель
люди говорили, что видели, как он шел ночью по деревне, опухший и съеденный
хищником
fi
ш. Эквиквиа живут в лесу, на деревьях, и бродят ночью, от заката до
рассвета, в поисках Эсе Эджа, чтобы схватить и съесть. Говорят также, что они проводят время возле водных
бассейнов и едят сырое
fi
Сраные головы. Можно сказать, что они присутствуют, потому что они свистят.
Эквикию
иногда называют кокой, слово, используемое испаноязычными боливийцами для обозначения
“страшного человека”. Вот каким я был
fi
впервые с ним познакомилась группа маленьких мальчиков, сидевших
и болтавших в сумерках на футбольном поле. Они сказали мне, что было много кокоев, самцов и
самок, и они жили в лесу. Они были “такими же, как мы”, но совершенно черными, даже их
ТЕЛА
,
ДУШИ
И
МОЩНЫЙ
СУЩЕСТВА
глаза, но в этом вопросе они не могли согласиться: некоторые говорили, что они белые. “Они все
голые, на них даже штанов нет. Они мертвы". Они предупредили меня, чтобы я был осторожен в
темноте и в лесу, потому что кокои съели бы меня.
Эквикии - полная противоположность людям: они живут в лесу, ходят голыми,
едят сырую пищу, бродят ночью и спят днем. У людей очень сильные представления
о своей внешности, но в то время как взрослые соглашаются, что они высокие и черные, очень волосатые и
с красными глазами, большими зубами и острыми ногтями, дети дают разные описания. Я попросил
восемнадцать детей в возрасте от шести до тринадцати лет нарисовать эквикию.
|
Я был
воодушевлен вопросом об этом после того, как увидел девочек в возрасте шести или семи лет в школе, которые спонтанно
рисовали эквикию и эсхахуа на доске. На рисунках сразу видно, что
эквикии похожи на людей, за исключением тех случаев, когда они очень волосатые, что не всегда
так. Они не монстры; они не выглядят угрожающе, а некоторые даже улыбаются. Из
тридцати-
fi
пять эквикийй, которые я собрал, только два описаны как каннибалы (“они собираются
есть людей”) – один из которых изображен в виде ягуара, в то время как другие, как говорят
, ничего не делают или собираются есть
fi
На берегу озера.
На рисунках (см.
Рис. 23.1
), есть семьи с дьяволами женского и мужского пола; есть
дети и эквикия кошек и собак. Иногда они полностью черные, а иногда
очень красочные. Это упражнение показало мне, что дети очень хорошо знакомы с
эквикией, хотя их отношение к ним неоднозначно, поскольку они, похоже, не
fi
находите их такими же ужасающими, как и взрослых. Иногда они ходят по ночам, смеясь и
говоря, что экуйкии не существует, но в другое время они разражаются слезами, если их оставляют гулять
одних в темноте. Особенно после недавней смерти, многие люди заметили экуйкию, бродящую
ночью по деревне, но они редко признавались мне в этом; тем не менее, иногда взрослые
описывали, как они узнали о присутствии экуйкии. Моя “мама” Ино рассказала мне,как
однажды ночью, когда она мыла посуду, она услышала эквикию, свистящую в деревьях и
издает хриплый звук. Она сразу же почувствовала, как волосы у нее на затылке встали
дыбом. В мифе экуйкия всегда пытается съесть своего шурин, заманивая его в лес.
Он будит его ночью и говорит ему идти
|
fi
Ловля рыбы, а однажды на озере, после отравления
fi
Ш-ш-ш, он пытается схватить его. Однако этот человек всегда разоблачает его, потому что экуйкия, который
Прячет свое лицо, чтобы его не узнали, выдает свою природу, поедая
fi
сырое мясо. В
итоге мужчина ошпаривает его кипятком и прогоняет. В другом рассказе такого
рода эквикия следует за человеком, который охотится в лесу, и крадет всю его дичь, а затем пытается
захватить и его. Однако охотник умнее и преуспевает в нейтрализации эквикии
, пронзая его копьем. Эти истории вызывают веселье среди слушателей, которые
смеются над несчастьями неуклюжего существа. Интересно, что эквикия является af
fi
Не, “про-
Тотипичный
fi
фигура альтер” (Виверос де Кастро, 1998а), который пытается съесть своего шурин;
Он опасен, но не силен, и в конечном счете люди перехитряют его.
Дуэнде
Ese Ejja включают в число могущественных существ импортированного демона по имени дуэнде
(широко распространенного в испаноязычной, португалоязычной и филиппинской культурах). Говоря об этом, они
подчеркивают его одежду, которая явно иностранна: он полностью одет, в длинных брюках и
ботинках, и на нем большая шляпа. Но они также говорят, что “он” маленький, “как ребенок”, и у
него длинный хвост, который он обвивает вокруг своих жертв. Он выходит из норы в земле ночью,
в праздничные дни, когда идет небольшой дождь. Он отображает характеристики, связанные с
|
(а)
(b)
Рисунок 23.1
(a–c) Чертежи
Эквикия
(авторы авторских прав).
(c)
ДЕЛО
С
ДУХИ
неиндийцы, такие как стиль его одежды, и особенно его сапоги и шляпа, более того, его хвост похож на хлыст.
Это наводит на мысль об ассоциации с метисами и налетчиками на рабов, которые
в остальном очень редко появляются в рассказах Ese Ejja, если вообще появляются. Это может быть еще
одним примером демонизации иностранцев, как это было описано в представлении
русалок в виде голубоглазых и светловолосых грингов. Но он также живет под землей, как
эмануана, мертвый.
ОТНОШЕНИЯ
В НАПРАВЛЕНИИ
МОЩНЫЙ
СУЩЕСТВА
Когда я спросил о могущественных существах в начале моих исследований, многие люди отрицали
, что они существуют, даже когда было очевидно, что они их сильно боятся. Так
часто случалось с моей “матерью”, Ино. Однажды, возвращаясь домой после визита к ее невестке
в Альто, я спросил ее, что такое эдоскиана. Без колебаний Ино заявил, что “он”
жил в лесу и что, когда люди гуляли в лесу в одиночку, он хватал их и
съедал. Она начала казаться встревоженной моим вопросом, поэтому я оставил эту тему.
пока мы не оказались в безопасности на территории школы, я снова спросил,и в этот момент она
сказала мне, что это была просто история древних людей и что она “так не думала”,
что означает, что она в них не верила. Однако она никогда не ходила в лес
одна, и как только мы сблизились, она начала рассказывать мне об эдоскиане и призналась
, что никогда не выходила ночью, даже в уборную одна, потому что боялась
эквикии. Такое же отношение я нашел и у ее дочери Квисаа. Иногда она говорила мне
, что не верит ни в экуикию, ни в эдосикиану, но затем она дала мне подробное описание
привычек и опасностей этих существ. Она объяснила, что люди никогда не должны спать
сами по себе, потому что, если эдоскиана найдет немного места в постели, он войдет и
нападет на них. Она также рассказала мне, как эдоскиана жил в лесу на ветвях
очень высокого дерева мапахо (Сейба пентандра, Бомбакацеи), где у него был свой дом, и
по ним шли дороги и грузовики. У него были магазины, бары и много еды. “В
полдень он открывает свою дверь и впускает тебя. Он держит тебя там неделю, а потом убивает
ты. Иногда он отправляет тебя домой, и когда ты там оказываешься, ты умираешь”. Присутствие
могущественных существ влияет на поведение людей многими способами: не только женщины и дети
воздерживаются от прогулок в лесу в одиночку, но и люди принимают особые меры предосторожности, когда они
особенно уязвимы, например, когда ложатся спать. По ночам мои “родители”
всегда запирали дверь на засов, и в конце концов они признались, что сделали это, чтобы не впускать эквикию. Они
также объяснили, что есть два способа противостоять эквикии: либо путем
fl
Зажигание факела