дрен эдосикиана, но у них нет секса; вместо этого дети зачаты “словами”, о чем
, к сожалению, мне так и не удалось заставить кого-либо рассказать подробнее.
Люди говорят, что женщины не могут переносить боль так же сильно, как мужчины, вот почему шаманы, как правило,
Мужской.
ДЕЛО
С
ДУХИ
Это согласуется с описанием Грея (1996: 180) об Аракмбут тото.
. Это не был запланированный образец. Дети Эсе Эджа очень независимы и непослушны. Не желая
возложив эту деятельность на себя как задачу, я довольствовался теми, кто был готов прийти и рисовать для
меня.
О судьбе экоджашахуа мои информаторы были намного менее откровенны,просто заявив, что это пошло в
Небо. Некоторые иногда говорили, что это пошло, чтобы жить с Богом.
По мнению некоторых, путь в куэйджану-это радуга.
Аракмбуты ассоциируют тото (вредных духов) с Така: коренные народы, не принадлежащие к аракмбутам, con-
В стороне “старые враги, которые нападали на малоку во время утренних набегов, чтобы убивать мужчин и захватывать или красть
женщин” (Грей 1996: 180).
Изгнание “духов”: приближается
“шаманы” и наскальные рисунки анималистически
Роберт Дж. Уоллис
Конструкция “шаманизма”, идущая рука об руку с “духами”, использовалась в очень
общем смысле для интерпретации большого разнообразия доисторической визуальной культуры, и наскального искусства в
частности. Критически рассматривая этот вопрос, я предлагаю три примера наскального искусства, каждый из
которых очень отличается визуально и в своем культурном и географическом контексте, но все они
были интерпретированы как “шаманские”. Во-первых,это знаменитая “сцена вала” из пещеры верхнего
палеолита Ласко в Дордони (c17,000-15, 000 до н. э.; см.
|
Рисунок 24.1
), который
в широком спектре литературы интерпретировался как итифаллический шаман, сопоставляемый
с посохом с птичьей головой, возможно, изображающим какого - то духа - помощника (например, Киршнер 1952;
Ломмель 1967; Давенпорт и Йохим 1988; Гудман 1990).
Рисунок 24.1 “Сцена вала” Ласко, Дордонь, Франция; Верхний палеолит, c17, 000-15,000 лет до н. э.
(авторское право Клэр Годион).
ДЕЛО
С
ДУХИ
Вторая - наскальная гравюра из Твифелфонтейна в Намибии (c4000 до н. э. до 0 н. э.;
Фигура
24.2
), которая поразительно необычного в изображении то, что реально невозможно,
а три/четыре - во главе страуса, но, когда подошел с понятием шаманизма,
можно утверждать, представляют собой соматические галлюцинации, в котором шаман, в измененных
сознанием, претерпела опыт трансформации в страуса дух - помощник
и кроме того опытные polymelia, галлюцинации иметь много конечности (Р. Дж.
Уоллис 1996a, 1999а; Также см. Льюис - Вильямс & Доусон 1989, 1993).
То
fi
Последнее изображение представляет собой входной камень в неолитическую гробницу Ньюгрейнджа
в Ирландии (c3000 до н. э.;
Рисунок 24.3
), богато украшенные спиралями, которые могут быть связаны с
энтоптическими явлениями, наблюдаемыми в галлюцинациях шаманов (см., например, Р. Брэдли, 1989;
Льюисвильямс и Доусон, 1993; Дрон
fi
Поле 1993, 1996a,b; Р. Дж. Уоллис 1996b, 2011).
Эти три примера изображений наскального искусства составляют материальные “вещи”, о которых я
говорю в этой главе, в то время как “духи” - это галлюцинации, которые, по-видимому
, изображены на наскальных рисунках и считаются центральными для переживаний измененного сознания шаманов.
|
Критически рассматривая эту шаманскую интерпретацию наскального искусства, я утверждаю, что в силу
Рисунок 24.2 Гравированный страус, Твифелфонтейн, Намибия, c4000 до н. э. до 0 н. э. (авторское право Роберт Дж
.Уоллис).
ИЗГНАНИЕ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ
“
ДУХИ
”
с рационально - материалистической, механистической точки зрения он стремится свести опыт шаманов к
нейропсихологической аппаратуре и предлагает, чтобы вместо этого, размышляя о наскальных рисунках
анимистически, мы могли изгнать “духов” и переместить шаманов в сложные
онтологии и эпистемологии.
“
ШАМАНИЗМ
”
Конструкция “шаманизма” и, действительно,акцент на взаимодействии шаманов с
“духами” можно проследить до эпохи Возрождения и Просвещения (см. Флаэрти 1992; Нарби и
Хаксли 2001), когда появляется отчетливо современное представление о шамане как об экзотическом благородном дикаре,
повелителе духов и экстатическом провидце. Важно отметить, что, хотя происхождение термина
связано с носителями тунгусского языка в Сибири, включая эвенков, дискурсивный термин
“шаманизм” является европейским по конструкции и применяется этически; действительно, шаманизм становится кристальным-
признанный в восемнадцатом веке универсальным и вневременным, он даже считался символом “происхождения”
религии. “Шаманизм” в это время также переплетается с сопоставимым общим
дискурсом об искусстве и художнике, идеей художника как аутсайдера и гения, чьи
видения на холсте божественно вдохновлены. Находки наскального искусства в девятнадцатом веке затем
придали эмпирический, хронологический вес понятию древних, универсальных истоков
шаманизма и искусства, подтвердили их взаимосвязь как аксиому и создали прецедент для
шаманская интерпретация искусства в разных культурах в следующем столетии. Как три
|
Рисунок 24.3 Богато украшенный вход в гробницу неолитического прохода Ньюгрейндж (около
3000 г. до н. э.), графство Мит, Ирландия (авторское право Роберта Дж.Уоллиса).
ДЕЛО
С
ДУХИ
изображения, которые я открыл в этой главе, показывают, что “шаманизм” и “искусство” часто представлены
как явно вневременные, универсальные особенности человеческого опыта, с неизменной
связывающей их связью, но эти понятия и их интерфейс не являются
fi
фиксированный, неизменный
и несложный, но построенный, исторически расположенный и спорный (Р. Дж.Уоллис в
подготовке б).