для студентов всех форм обучения 16 глава




Средняя политическая элита складывается из огромного числа выборных должностных лиц: парламентариев, сенаторов, депутатов, губернаторов, мэров, лидеров различных политических партий и общественно-политических движений, руководителей избирательных округов.

Административная элита (бюрократическая) состоит из высшего слоя государственных служащих (чиновников), занимающих высокие посты в министерствах, департаментах и других органах государственного управления. В идеале этот слой должен быть выше политической борьбы, сохранять нейтралитет в противоборстве политических элит, поскольку его задача состоит в том, чтобы служить только государственным интересам, быть беспристрастным, не ввязываться в политические баталии, выполнять точно и добросовестной свои функции. Но на практике бюрократическая элита активно вмешивается в политику, влияет на принятие государственных решений и имеет тенденцию выходить из-под политического контроля.

Политическая элита, будучи своеобразной властной доминантой, играет исключительно важную роль в жизни общества. От ее деятельности и поведения в значительной степени зависит направление и ход политического развития, функционирование всей политической системы в целом. Но в обществе существуют и другие элиты, которые также имеют высокую степень властного влияния. В основном это часть общества, не принимающая непосредственного участия в политическом управлении, но занимающая руководящие посты в своей профессиональной сфере (экономике, науке, культуре и т. д.). Эта часть общества определяется понятием властвующая элита и включает в себя в качестве составных частей экономическую, идеологическую, культурную, научную и военную элиты. Экономическая элита состоит из представителей крупного капитала, крупных собственников. Эта часть властвующей элиты осуществляет экономическое господство, определяя решение многих ключевых проблем.

Идеологическая элита включает ведущих представителей гуманитарных наук, образования, массовой информации, которые выполняют в обществе функцию формирования мировоззренческих установок, ценностных ориентации, идей и убеждений людей.

Культурная элита состоит из наиболее авторитетных и влиятельных деятелей искусства, просвещения, литературы и других представителей творческой интеллигенции. Ее роль определяется характером и степенью воздействия на такие процессы, как развитие образования, литературы, искусства, духовной жизни общества, его нравственного потенциала.

Научная элита состоит из наиболее одаренной части интеллектуальной элиты. Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие науки и техники, научный и технический прогресс.

Военная элита — важнейший слой властвующей элиты. Она играет большую роль в жизни общества, в политических процессах, часто используется как решающее средство в политике. Очень часто военная элита рассматривается как часть политической элиты, поскольку она играет исключительную роль в осуществлении политической власти в обществе, хотя по конституции в большинстве стран не должна вмешиваться в политику. Степень влияния военной элиты на общественную жизнь определяется уровнем милитаризации страны, характером политического режима.

Богатая и разнообразная политическая практика способствует формированию в каждой стране своей национальной политической элиты, отличающейся от политических элит других стран какими-либо отличительными чертами. Особенно заметны национальные особенности элит в переходных обществах, где они еще только окончательно складываются. Российская политическая элита сформировалась на основе партийно-бюрократической номенклатуры советского общества. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на сколько-нибудь социально значимые руководящие должности лишь с согласия и по рекомендации соответствующих партийных органов. За семь десятилетий правления КПСС в стране был создан слой, кровно заинтересованный в сохранении своей системы, обладавший многими привилегиями и выдававший себя за выразителей интересов народа. В основном это были личности авторитарного типа, исполнявшие лишь указания сверху. Это была группа бюрократии и партийных функционеров.

Последнее поколение советской элиты было весьма неоднородным, поскольку тон в нем задавали реформаторы. С началом реформ именно это поколение, пользуясь своей властью, стало приватизировать те государственные предприятия, которыми оно распоряжалось. Важнейшими направлениями этой номенклатурной приватизации были: превращение министерств в концерны, приватизация банковской системы, трансформация распределительной системы, приватизация наиболее рентабельных предприятий. При этом развал номенклатуры сопровождался ее преобразованием в новую элиту. В этом процессе преобразования российской элиты четко прослеживаются четыре этапа.

Латентный этап стал временем изменения общеполитического сознания и создания условий для включения советской элиты в новые виды деятельности. Тогда происходило накопление «теневого капитала» и предпринимались попытки его легализации.

Этап конверсии начался с широких кадровых перемещений, когда на выборах законодательных органов страны провалились многие влиятельные руководители. Эти выборы вывели на политическую арену новых лидеров, отличавшихся высокими личными качествами. Тогда же и появились новые сферы деятельности — публичная политика и бизнес. Некогда монолитная советская элита разделилась на элиту политическую и элиту экономическую. На смену идеологическому единству пришло политическое и идеологическое противоборство.

Этап конфронтации сопровождался переходом к рыночной экономике и поэтому потребовал новых лидеров, которые появились в результате политической фрагментации уже существовавших элит. Этому процессу способствовало и формирование новой политической системы общества: администрации президента, правительства, парламента, региональной элиты, бизнес-элиты. Тогда резко — усилилась конфронтация элит, и самой выгодной оказалась позиция у тех представителей, кто был ориентирован на администрацию президента. Конфронтация и борьба элит тогда закончилась разгромом парламента (1993).

С середины 1990-х годов начался четвертый этап — стабилизации, когда были приняты новые законы, не позволяющие ни одной элите занять доминирующее положение в обществе. Результатом этого стало появление двух тенденций в развитии отечественной элиты: одна из них предполагала усиление роли президента в управлении политическими процессами, а другая нашла свое выражение в стремлении к консолидации как внутри малых элит, так и между центром и некоторыми регионами. Это привело к созданию неустойчивого равновесия, для которого был характерен плюрализм элит и жесткое следование президентскому принципу «разделяй и властвуй».

Практическим результатом всех этих этапов стало появление в стране правящего слоя, обладающего огромными ресурсами, политическим влиянием и готовым к защите своих интересов любыми средствами.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятий «лидерство» и «политическое лидерство».

2. Дайте классификацию политических лидеров по различным основаниям.

3. Что такое культ личности политического лидера? Каковы предпосылки его возникновения? Можно ли предотвратить возникновение культа личности?

4. В чем сущность типологии лидерства в работах М. Вебера?

5. Кого считают харизматическим лидером?

6. Дайте определение понятия «элита».

7. Раскройте содержание классических теорий элит В. Парето, Г. Моски и Р. Михельса.

8. Охарактеризуйте современные элитарные теории.

9. Что означает «железный закон олигархии»?

10. В чем сущность антрепренерской системы рекрутирования политической элиты?

11. Назовите основные особенности гильдейской системы рекрутирования элиты.

12. Что представляет собой контрэлита?

13. Дайте характеристику современной российской элиты.

 

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Понятие политического лидерства.

2. Типология политических лидеров.

3. Харизматический лидер в истории и современности.

4. О роли выдающейся личности в истории.

5. Модель политического лидера ХХI века.

6. Политические портреты современных российских лидеров (на выбор).

7. О роли политических лидеров в современной России.

8. Понятие политической элиты.

9. Современные теории элитизма.

10. Система рекрутирования элит в современной России.

11. Концепции элит В. Парето и Г. Моска.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Желтов В.В. Политология: учебное пособие / «Серия учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 512 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

 

Дополнительная литература

Гаджиев К.С. Политология. — М.: Логос, 2004. — 488 с.

Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982.

Политология: Хрестоматия / Исаев Б.А., Тургаев А.С., Хренов А.Е. — СПб.: Питер, 2006. — 458 с.

 

ЛЕКЦИЯ 10

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

Вопросы:

10.1 Понятие, принципы и виды демократии

10.2. Выборы и избирательные системы

10.3. Типы избирательных систем

 

История политики убедительно свидетельствует, что ни авторитарные, ни тоталитарные режимы не в состоянии обеспечить естественные права человека. Это становится возможным только в условиях демократической политической системы. Поэтому демократия в современной истории выступает нередко как идеал общественного и государственного устройства. Сегодня нет ни одного политического движения, которое не претендовало бы на демократический характер и не использовало бы этот термин в своих целях. Поэтому в политологии термин «демократия» используется очень часто. Но, став господствующим в политологическом лексиконе, понятие «демократия» утратило свое твердое содержание и теперь относится к числу самых неопределенных в современной политической теории.

10.1. Понятие, принципы и виды демократии

Термин демократия имеет длительную и древнюю историю. Он происходит от греческого слова demokratia, состоящего, в свою очередь, из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление, что дословно означает власть народа, народовластие. При внешней простоте и очевидности этого понятия вопрос о его сути оказывается сложным и многозначным, поскольку в политологии существует широкое разнообразие толкований понятия демократия и ее принципов. К числу наиболее распространенных интерпретаций этого понятия относятся следующие. Демократия рассматривается:

1) как форма государства, в котором властью обладает не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В этом смысле под демократией понимается тип государства и политической системы общества;

2) как форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности руководителей, принятии решений по принципу большинства, т. е. речь идет о партийной, профсоюзной, производственной демократии;

3) как идеал общественного, устройства, основанного на принципах свободы, равенства, уважения закона и прав человека, плюрализма и т. д.;

4) как социальные и политические движения, цель которых — реализация демократического идеала общественного устройства. Это демократы, социал-демократы, либералы, «зеленые» и т. д.

Исходя из этих интерпретаций, можно сделать вывод, что демократия представляет способ решения жизненно важных проблем, когда все члены сообщества обладают возможностью равноправно решать эти проблемы. На этом основании можно дать и научное определение демократии, которая представляет собой тип организации политического и гражданского общества, где обеспечиваются реальное народовластие, права и свободы человека и гражданина.

Несмотря на все различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов, без которых демократия в любом понимании теряет смысл. К числу этих принципов относятся:

- принцип суверенитета народа, суть которого состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей в государственные органы и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

- принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Этот принцип предусматривает совокупность избирательных прав, дающих гражданам возможность избирать, быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за деятельностью властных органов любого уровня;

- принцип принятия решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их выполнении. Поскольку решения, приемлемого для всех людей, найти невозможно из-за противоречивости их интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства. Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение собственного мнения;

- принцип выборности основных органов государственной власти.

Демократическим может считаться только то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем обязательно на определенный срок. Только через выборы они получают свою легитимность.

Изложенные принципы демократии универсальны. Реальное участие народа в управлении государством, реальное политическое равенство, социальная справедливость, ответственность правящей элиты перед народом — именно эти критерии характеризуют содержание демократии.

Общественно-политическая ценность демократии заключается в том, что она воплощает в жизнь многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости. Ведь именно человек во всех своих общественных и личных качествах, общественных ролях выступает главным действующим лицом всех политических процессов. Поэтому ценность демократии лучше всего определяется сквозь призму интересов человека.

Демократия в реальной жизни — это сложное и многогранное явление, имеющее самые различные пути и способы своего выражения. В зависимости от того, какой из субъектов политической власти является носителем демократии, выделяют соответствующие ее виды: индивидуалистический, плюралистический (групповой) и коллективистский.

Индивидуалистическая демократия основывается на приоритете личности, индивида над обществом и государством. Сторонники этого вида демократии особую роль отводят представительным органам власти. Воля народа, по их мнению, выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. В такой интерпретации демократия представляет собой конкуренцию равноправных по отношению к власти политических сил. Что касается государства, то его деятельность заключается в охране общественного порядка, обеспечении безопасности и правовой защите граждан. В этом виде демократии важное место отводится концепции разделения властей как необходимому условию эффективного контроля граждан над государством, как основному способу исключения злоупотреблений власти.

Плюралистическая демократия видит в качестве главной движущей силы политики не личность, не народ, а группу. Только в группе и в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защитить свои интересы. Народ же здесь рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и поэтому он не может выступать главным субъектом политики. В плюралистической модели демократии политика представляет сложный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализации своих интересов. Плюралистическая демократия предполагает наличие в обществе множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы, которые приводят к принятию взаимоприемлемых решений.

Коллективистская демократия считает основой политической власти народ. Этот вид демократии характеризуется господством единой, общенародной государственной воли над волей отдельных граждан. При этом исключается соревновательность интересов и ценностей, отрицается автономность личности. В итоге становится невозможной свобода выбора и политического самоопределения личности, т. е. основной предпосылки демократии.

Современные виды демократии различаются также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает в обществе — прямая (плебисцитарная) или представительная (репрезентативная).

Прямая (непосредственная) демократия — это такая форма организации и управления общественной жизнью, при которой народ непосредственно участвует в осуществлении властных функций. Представительные же органы сводятся к минимуму и полностью подконтрольны гражданам.

Достоинство данного вида демократии заключается в том, что она обеспечивает наиболее полное участие членов данного сообщества людей в управлении своей общественной жизнью, сводит к минимуму отчуждение народа от власти, укрепляет легитимность институтов власти, ограничивает бюрократизацию управления.

У прямой демократии есть и существенные недостатки: невысокая эффективность и недостаточная компетентность, поскольку важнейшие политические решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; опасность распространения популизма вследствие склонности масс к уравнительности и ограничения свободы за счет равенства; невозможность привлечь большинство граждан государства к систематическому участию в управлении без принуждения, так как основная масса населения не выражает желания добровольно заниматься политикой

Представительная (репрезентативная) демократия предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Основными элементами представительной демократии являются представительство, полномочия, образование промежуточных властных структур, конституционность, политические партии, выборы.

Из всех этих элементов главным является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления. Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием в деятельности власти. Она делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах своих полномочий самостоятельно формируют народную волю, а порой действуют под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, конституционного ограничения компетенций органов власти, должностных лиц и их полной независимости в пределах закона. Это самый распространенный вид демократии.

Политическая практика показывает, что абсолютно совершенных видов демократии не бывает, поэтому и представительная демократия имеет ряд недостатков. Самый существенный из них — народ может влиять на политику только во время выборов. В промежутках между ними он фактически оказывается отстраненным от власти. Здесь также существует возможность для развития бюрократии, отрыва депутатов от рядовых избирателей, приоритетного влияния на политику наиболее сильных социальных групп, прежде всего обладающих капиталом и т. д.

Сложность и многогранность демократии в современной истории нашла свое выражение не только в отмеченных выше ее видах, но и в американской, и западноевропейской моделях.

В основе американской модели демократии лежат три принципа: 1) равенство людей; 2) свобода их самовыражения; 3) признание способности индивида и общества к самосовершенствованию.

Американская демократия изначально плюралистична, поскольку формировалась в условиях многообразия интересов различных социальных групп: религиозных, профессиональных, семейных и локальных. Социальное многообразие общества естественно обусловило необходимость компромисса между этими группами. Кроме того, она носит ярко выраженный элитарный характер, поскольку правящий слой состоит из нескольких элит: промышленной, бюрократической, военной. Политическая элита Америки в основном состоит из представителей делового мира, профессиональные политики там составляют меньшинство.

Особое место в американской модели демократии отводится системе политических сдержек и противовесов, которая включает в себя:

1) различные пути формирования высших органов государственной власти. Например, Конгресс избирается путем прямых выборов по избирательным округам, а президент — косвенным путем, коллегией выборщиков, которых избирают на всеобщих выборах;

2) различные сроки полномочий у каждого органа государственной власти: у членов нижней палаты — 2 года, у сенаторов — 5 лет, у президента — 4 года, а члены Верховного суда назначаются пожизненно;

3) ограничение каждой ветви власти полномочиями других ветвей. Президент при принятии законодательных актов имеет право вето; Конгресс выполняет исполнительную функцию, поскольку назначает ряд высокопоставленных чиновников и ратифицирует международные договоры. И, наконец, американская модель демократии жестко ограничена двухпартийностью.

Европейская модель демократии представлена британским и французским типами. Британская демократия носит плюралистический и элитарный характер. Правящие элиты в ней, как правило, формируются из родовых кланов, высших чиновников и финансовой олигархии, а также из профессиональных политиков. В этом типе демократии особое место отводится институту парламентаризма и его верховенству над правительством. В полномочия парламента входят: легитимация существующей политической системы и деятельности правительства, контроль за политикой правительства, политическая интеграция граждан.

Особенностью британской демократии является высокая легитимность политических институтов, политической власти, признание большинством населения обязанности подчиняться правительству и закону. Господство права — существенное качество демократических отношений и институтов в Великобритании. Здесь доминирует гражданская политическая культура.

В отличие от британского типа французскую демократию можно охарактеризовать как популярную демократию, которая предполагает не только выборы всех институтов политической власти, но и референдумы по важнейшим проблемам общественной жизни. Прежде всего, следует подчеркнуть высокую легитимность и президента, и парламента, поскольку они избираются всенародно. Президент выступает гарантом стабильности государственных институтов. Он обладает правом роспуска парламента и назначения внеочередных выборов. В свою очередь, парламент имеет право отправить в отставку правительство. Правительство же назначается президентом и вместе с ним составляет исполнительную власть в республике

Что касается России, то существующий здесь в настоящее время политический режим можно назвать смешанным президентско-парламентским. И глава государства — президент, и глава правительства — премьер-министр представлены в двух лицах. Президент выступает гарантом сохранения единства государства. Он определяет стратегические направления развития страны и наделен широкими полномочиями для реализации этих направлений. В то же время, хотя правительство ответственно перед президентом, парламент имеет определенное влияние на его формирование. В частности, требуется согласие парламента на назначение председателя правительства.

10.2. Выборы и избирательные системы

Одно из необходимых и обязательных условий существования демократии в любом государстве — это политические выборы. Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности. Выборы бывают президентские, парламентские, муниципальные, очередные, внеочередные и дополнительные.

В современных условиях значение и удельный вес выборов в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и значением самих этих органов. Так, например, если в Англии выборными являются только нижняя палата парламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного самоуправления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, эта роль во многом зависит от существующей политической системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяющее значение для стабильного функционирования политической системы, то в недемократических странах они не оказывают значительного влияния на политические процессы. Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопартийной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна роль выборов и в государствах, где часть членов правительственных органов не выбирается, а назначается.

Процессы политических выборов регламентируются избирательным правом каждого государства. Избирательное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право основывается на принципах всеобщности, равенства, прямого и тайного голосования.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние и психически здоровые граждане, независимо от пола, расы, языка, общественного и имущественного положения, профессии, политических и религиозных убеждений, имеют право голоса и могут быть избраны в представительные органы власти. Однако, данный принцип регламентируется рядом избирательных цензов (ценз — это условие, ограничивающее участие гражданина в реализации им каких-либо политических прав), таких как возрастной, оседлости, гражданства и др.

Возрастной ценз — это признание за лицом избирательных прав по достижении определенного возраста. В большинстве стран избирательное право предоставляется лицам старше 18 лет, в Финляндии и Японии — с 20, в США — с 21, а в Бразилии, Иране, на Кубе—с 16 лет.

Ценз оседлости означает, что избирательное право предоставляется лицу, проживающему в данной стране постоянно или в данной местности определенное время. Так, для участия в голосовании на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе США — 30 дней, Японии и ФРГ — 3 месяца, Канаде — 12 месяцев.

Ценз гражданства ставит условие, что в выборах могут участвовать лишь лица, являющиеся гражданами данного государства в течение определенного срока. Например, членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве страны не менее 7, а сенатором — не менее 9 лет.

Образовательный ценз требует, чтобы к выборам допускались лица, обладающие установленным объемом образования. В основном данный ценз ограничивает пассивное избирательное право. К примеру, неграмотные граждане Бразилии не могут быть избраны в представительные органы.

Имущественный ценз состоит в требовании, чтобы избиратель или обладал имуществом на определенную сумму, или уплачивал налоги определенного размера.

Ценз пола означает лишение избирательных прав женщин. В странах Запада данный ценз был отменен в XIX в., но в некоторых мусульманских странах он существует и в настоящее время.

Моральный ценз, заключается в определенных нравственных требованиях, предъявляемых к избирателям. Например, в Мексике лишаются избирательных прав лица, употребляющие наркотики, в Голландии не голосуют лица, лишенные родительских прав.

В большинстве стран обычно не допускаются к голосованию лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда.

Религиозный ценз предусматривает принадлежность избирателя к определенной конфессии. Так, членом иранского парламента могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.

Таким образом, существующие цензы в значительной мере ограничивают принцип всеобщности. Используя цензы, государство с их помощью устанавливает избирательный корпус (электорат), т. е. совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса.

Принцип равных выборов основывается на трех условиях. Во-первых, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. Во-вторых, голоса избирателей должны быть равны (иметь одинаковый вес), т. е. избирательные округа должны быть равными по численности избирателей. Но поскольку численность населения постоянно меняется в связи с миграциями, смертностью и т. д., то на практике абсолютно одинаковые по численности округа сформировать невозможно. В-третьих, государство должно обеспечить равные условия для зарегистрированных кандидатов: бесплатное обнародование в государственных СМИ их предвыборных программ, равное право кандидатов выступать на предвыборных собраниях и в СМИ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: