для студентов всех форм обучения 15 глава




2. Что такое общественно-политическое движение?

3. Что такое политическая партия? Чем партии отличаются от других общественных организаций?

4. Каковы условия возникновения политических партий?

5. Какие вам известны основания для типологии политических партий?

6. В чем состоят отличия правящих и оппозиционных партий?

7. Проанализируйте процесс становления многопартийности в России.

8. Какой тип партийной системы является, на ваш взгляд, более эффективным?

 


Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Проблема политической партии в истории социально-политической мысли.

2. Место и роль политической партии в политической системе.

3. Возникновение и этапы становления политических партий.

4. Типологизация политических партий.

5. Оппозиционные политические партии: понятие, место и роль в демократическом обществе.

6. Многопартийность в России.

7. Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий в Российской Федерации.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Дополнительная литература:

Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997.

Радкевич С.Б. Политические партии: общая теория и российские проблемы. М., 1997.


ЛЕКЦИЯ 9

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ

 

Вопросы:

9.1. Сущность и природа политического лидерства

9.2. Типы политических лидеров

9.3. Культ личности

9.4. Политическая элита

 

Формирование и развитие любого человеческого сообщества обязательно приводит к появлению лидера, т. е. человека, способного объединить, направить и руководить действиями определенной группы людей, опираясь на авторитет и свои личностные качества.

Понятие «лидер» происходит от английского слова leader, что означает ведущий, управляющий другими людьми. Смысл данного термина предполагает, что какой-либо человек (лидер) обладает способностью воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют и ведут за собой различные человеческие общности — от небольших групп людей до сообществ государственного уровня.

Лидерство имманентно природе человека, присуще всем человеческим общностям, является древнейшей формой организации жизни людей. Уже на ранних исторических этапах общественной жизни в человеческих коллективах ведущую роль играли более опытные, умные, сильные люди. Они получали признание, доверие среди своих соплеменников и становились лидерами. По мере развития социальной жизни развивался и феномен общественного лидерства, усложнялась его иерархия. От лидерства в личностном виде общество перешло к более сложным его формам. А с появлением классов и возникновением государства лидерство стало активным элементом политической жизни.

9.1. Сущность и природа политического лидерства

В политической системе любого общества сегодня властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами — политическими лидерами. Политические лидеры — это не просто руководители, занимающие определенный пост. Лидер — это обязательно выдающаяся личность, оказывающая воздействие на окружающих. От рядовых граждан лидер отличается в первую очередь своими личностными свойствами: сильной волей, умением владеть собой и ориентироваться в сложных социальных ситуациях, убежденностью и верой в свою систему ценностей, готовностью бороться и отстаивать ее.

Появление лидеров — это объективный процесс, так как любая совместная деятельность людей нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Объективная необходимость в лидерах возникает в результате общественного характера труда, который предполагает согласованность, координацию, регулирование индивидуальных усилий людей. Эти функции по упорядочению и управлению общественными процессами и осуществляют лидеры. Они управляют межличностными отношениями, объединяют и координируют индивидуальное поведение людей. Поэтому лидеры есть везде, где есть групповая, коллективная деятельность, в том числе и политическая.

Политический лидер — это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер — это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Поэтому очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, а тем более парламентарий становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе, они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. В связи с этим следует отметить, что к политическим лидерам не относятся депутаты законодательных органов, члены руководства политических партий и движений, руководители местных органов власти и т. д. Их называют политическими деятелями.

Как свидетельствует история, яркие политические лидеры крупного масштаба появляются, как правило, в кризисные, переломные периоды общественного развития. Они становятся инициаторами и организаторами политических и экономических программ, которые помогают обществу преодолеть огромные трудности. Политический лидер — личность, основывающая свое влияние на общественные процессы путем осознания исторической необходимости определенных изменений. К числу политических лидеров второй половины XX в. можно отнести канцлера ФРГ Гельмута Коля, который смог добиться национального единства немецкого народа, а также премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, которая смогла реализовать программу создания «народного капитализма», ставшего на Западе образцом идеального общественного устройства.

С понятием «политический лидер» связано понятие «политическое лидерство», которое представляет собой совокупность конкретных способов реализации политической власти. Политическое лидерство — это высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, определяет властные отношения на вершине политической пирамиды. Для политического лидерства характерно личностное влияние лидера на умы, волю, энергию, политическую активность граждан. В свою очередь, для личностного влияния лидер должен обладать целым рядом особых качеств, которые выделяют его из числа рядовых личностей.

Важнейшим качеством политического лидера является его компетентность, которая предполагает, что он должен быть не только квалифицированным специалистом, талантливым организатором, но и социологом, и воспитателем. Решая экономические, организационные задачи, лидер воспитывает людей, повышает уровень их политической сознательности, развивает инициативу и ответственность. Лидер привлекает к себе людей такими качествами, как эрудиция, корректные отношения с подчиненными, умение строить человеческие отношения, объединять людей для решения стоящих перед ними задач.

Другим необходимым качеством политического лидера является его гражданская зрелость, политическая позиция. Эти качества проявляются в способности лидера принимать самостоятельные решения и мобилизовать людей на их осуществление. Лидеров, не имеющих своей гражданской позиции, называют конформистами. Людей с противоположными конформистам политическими позициями называют нонконформистами. Реальная жизнь и политические ситуации постоянно изменяются, и поэтому политический лидер должен также обладать способностью критически оценивать устаревшие взгляды.

В дополнение к отмеченным качествам лидер также должен владеть искусством ведения политической дискуссии. В открытых дебатах политический деятель влияет на своих сторонников и оппонентов не только силой аргументов и логикой рассуждений, но и своими убеждениями, решительностью действий, гибкостью мышления, чистотой речи, уровнем личной культуры.

И, наконец, к обязательным качествам современного политического лидера относятся также острый ум, умение нравиться людям, внешняя привлекательность и др.

Политическое лидерство отличается от всех других видов лидерства в обществе, прежде всего, своей масштабностью, вовлеченностью в лидерские отношения значительных масс населения. В связи с этим политических лидеров принято делить на: а) общенациональных, пользующихся поддержкой практически всего населения той или иной страны; б) региональных, чей круг влияния ограничен определенным регионом; в) лидеров, выражающих интересы определенных социальных слоев и групп, например студенчества; г) партийных лидеров, способных вести за собой не только членов своей партии, но и всех тех, кто разделяет ее программные цели.

Чем больше масштаб политического лидерства, тем острее проявляется проблема стиля политического лидерства, т. е. совокупности методов, посредством которых лидер организует взаимодействие со своими сторонниками и последователями. Никакой крупный политический лидер физически не в силах вступать в непосредственный контакт с каждым своим сторонником и последователем, ему одному невозможно охватить всю информацию, понять и почувствовать проблемы каждой социальной группы. Вот почему в рамках политического лидерства складываются устойчивые способы взаимоотношений лидера с массами, которые получили название стилей политического лидерства.

Выделяют три таких стиля:

- авторитарный;

- демократический,

- не вмешивающийся.

Авторитарный стиль. Приверженец его краток, категоричен, прям. Его язык лаконичен и четок; тон неприветлив. Похвала или порицание такого лидера субъективны. Он требует монопольной власти, единолично определяет и формулирует как цели группы, которую ведет за собой, так и способы их достижения. Жесткая требовательность, угроза наказания — непременные атрибуты данного стиля, хотя его приверженцы не всегда грубые и невежливые люди. Но их холодность, властность формируют атмосферу недоброжелательности, отсутствия взаимного уважения.

Демократический стиль лидерства Он характеризуется желанием установить ровные, доброжелательные отношения с группой. Идеи и намерения облекаются в форму предложений. Тон общения — товарищеский, уважительный, тактичный. В отличие от авторитарного вождя демократический лидер предпочитает находиться внутри группы, а не над ней. Такой лидер доступен, открыт к сотрудничеству со всеми.

Не вмешивающийся стиль руководства — это средний вариант между первыми двумя типами. Цель такого лидера — уйти от ответственности, переложив ее на подчиненных. Он избегает принятия решений, старается не замечать проблем, по возможности избегать конфликтов, воздерживаться в общении как от похвалы, так и от порицания и находиться в стороне от группы.

Стиль лидерства во многом — вопрос тактики. Поэтому выбор лидером стиля поведения зависит не только от его личных качеств, но и от конкретной политической обстановки.

Существуют и другие типологии. Так, по масштабам осуществления функций выделяют лидерство общенациональное, определенных классов (слоев, групп, этносов, организаций, партий, движений), региональное.

Таким образом, отношения политического лидерства характеризуются сложным взаимодействием, с одной стороны, лидера, обладающего необходимыми качествами и способностями, чертами характера, а с другой — его последователей, связывающих с ним свои ожидания и готовых в обмен на оправдание этих ожиданий подчиняться ему. Эти отношения носят упорядоченный характер, они налаживают взаимодействие между лидером и его последователями, придают им стабильный и предсказуемый характер. Эти отношения находятся под постоянным воздействием различных внешних факторов, влияющих на мотивацию поведения как лидера, так и его последователей.


9.2. Типы политических лидеров

Многообразие выполняемых политическими лидерами задач, условий их осуществления, а также иных внешних и внутренних факторов деятельности находит свое отражение в специфических чертах характера, методах руководства, воздействия на массы, способах достижения поставленных целей и т. д. Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы политических лидеров.

Типологизация политического лидерства достаточно сложна — ведь речь идет о живых людях с неповторимой индивидуальностью. Тем не менее, существует множество типологий политического лидерства, основанных на таких критериях, как:

- мотивы деятельности;

- результаты и направленность деятельности;

- стиль поведения;

- преобладающие личностные качества и т.п.

Американский политолог Р. Такер сравнивает лидеров по направленности их деятельности и выделяет среди них три основных типа.

Лидер-реформатор. Его деятельность направлена на приведение реального поведения людей и хода вещей в соответствие с идеалами, господствующими в данном обществе. Примеры — М.Л. Кинг, Ф.Д. Рузвельт, Н.С. Хрущев и др.

Лидер-революционер. Он категорически отрицает идеалы, господствующие в данном обществе, и стремится их ниспровергнуть. Взамен им предлагаются новые идеалы, согласно которым следует преобразовать общество (К. Маркс, В.И. Ленин, Ф. Кастро, М. Робеспьер и др.).

Лидер-консерватор. Это апологет сохранения статус-кво. Никаких перемен, верность традиции, следование привычке и устоявшимся нормам — таково обычно их политическое кредо (Л.И. Брежнев, например).

Автором оригинальной типологии политического лидерства является современный американский политолог М. Херманн. Она принимает во внимание разные стороны поведения и деятельности лидеров — от мотивов и стремлений до взаимоотношений со своими сторонниками. В результате ею выделены следующие группы политических лидеров.

Лидеры-знаменосцы. Люди, одержимые мечтой, идеей и подчиняющие ей всю свою деятельность, готовые изменить политическую жизнь. Сторонники обычно подчинены им. Как правило, лидер такого типа всю ответственность берет на себя.

Лидеры-служители. Предпочитают действовать в русле интересов своих сторонников и избирателей. Конституенты (последователи) в большой мере определяют их действия и поведение. Если группа, выдвинувшая такого лидера, подчиняет его себе полностью, он превращается, по сути, в марионетку.

Лидеры-торговцы. Им важно убедить своих последователей в необходимости предлагаемого «товара» (политических идей, позиций, программы или курса). Такого лидера отличает умение понять, чего хотят люди и соответствовать их ожиданиям (спросу). Он компромиссен в отношениях с другими субъектами политики. Нередко такому лидеру грозит опасность превратиться в популиста.

Лидеры-пожарные. Быстро реагируют на острые проблемы, возникающие перед обществом. Ситуация кризиса, нестабильности, требующая «мозговой» атаки, сверхмобилизации сил, комфортна для них. На рутинной же работе в спокойной обстановке они могут себя и не проявить.

В политологии политических лидеров различают также по уровню контроля за властью (правящие и оппозиционные), масштабу деятельности (общенациональные и региональные), стилю поведения (авторитарные и демократические), характеру руководства (формальные и неформальные), отношению к социальным изменениям и реформам (консерваторы, реформисты, догматики, фундаменталисты), отношению к противникам (соглашатели, фанатики) и т. д.

Одна из классических типологий лидерства принадлежит М. Веберу. В ее основе — тот или иной способ легитимизации власти.

М. Вебер выделяет традиционное лидерство, основанное на верности привычке, традиции, принципе наследуемой власти. Традиционный политический лидер получает власть на основе сложившейся в той или иной стране традиции. Например, в государствах-монархиях политическая власть передается наследнику престола. Носитель такого рода власти может и не стать политическим лидером. Историческая практика показывает, что среди тех, кто получил власть таким путем, действительно политических лидеров оказывается не много. Этот тип лидерства характерен для до-индустриальных обществ.

Характерным для современности Вебер считал рационально-легальное лидерство, основанное на формальных правилах избрания и передачи лидеру управленческих функций путем демократических выборов или административной карьеры. Рациональный тип лидерства является основным в современных демократических государствах, поскольку базируется на вере в законность существующего порядка и его «разумность». Как правило, лидеры этого типа получают власть на основе всеобщих выборов. Здесь лидер выступает не как личность, от которой исходит власть, а как исполнитель определенной государственной функции, символизирующей собой рациональное управление. В соответствии с тенденцией к бюрократизации современного общества этот тип лидера стал преобладающим в индустриальных странах Запада.

Особый интерес представляет тип лидерства, обозначенный Вебером как харизматический.

Харизматический лидер появляется на основе веры народа в сверхъестественные способности правителя — вождя, пророка, военачальника, выдающегося оратора. Харизма (от греч. charisma — милость, божественный дар) означает свойство, ниспосланное индивиду свыше, благодаря которому он выделяется из среды других людей и считается наделенным исключительными способностями.

Сегодня под харизмой понимают сверхъестественные исключительные качества, приписываемые лидеру его последователями. Лидерами-харизматиками в истории были многие герои, полководцы, основатели новых государств, мировых религий и т.п. Примеры — Иисус, Магомет, Будда, А. Македонский, Гай Юлий Цезарь, Наполеон. Такие лидеры выделяются из массы либо такими личными качествами, как нестандартный ум, некий магнетизм, исключительная сила воли, либо обстоятельствами выдающейся биографии — военные подвиги, участие в великих событиях, либо способностью к выдвижению необычных идей и т.п.

Взаимоотношения харизматических лидеров со своими последователями носят особый характер. Для таких взаимоотношений характерны высокий уровень согласия по поводу заявлений и действий лидера (так как «ЛИДЕР это сказал»), сплоченность («ЛИДЕР дал команду»), особый эмоциональный настрой (окружение лидера атмосферой преданности, благоговения, слепой веры, то есть почти теми же эмоциями, что и при религиозном поклонении).

Новейшая история XX века также знала феномен харизматического лидерства. Кризисная ситуация в развитии индустриальной революции в 20 — 30-е годы во многих странах Европы вызвала к жизни харизматические фигуры Гитлера, Муссолини, Сталина.

Отличительной чертой харизматического лидерства является то обстоятельство, что оно возникает на крупных поворотах истории и на первых порах ему чужда какая бы то ни было организация. Кризисное состояние общества обычно выводит на политическую арену личность, которая выдвигает особую доктрину избавления общества от всех невзгод. Ближайшие соратники лидера действуют исключительно от его имени и опираются на его авторитет. Особенно это выражается в процессе принятия решений. Если при традиционном и рациональном типах лидерства преобладают разумные способы принятия решений, то при харизматическом главным аргументом становится слепая вера в могущество и правоту лидера.

Харизма предполагает безраздельную преданность своему лидеру, что. близко к религиозному почитанию.

Харизматический лидер должен быт понятен массам, его лозунги — доступны их пониманию, он должен олицетворять уверенность в правильности выбранного курса. Ему необходимо постоянно подтверждать конкретными заявлениями, поступками свой образ. И как бы ни было велико стремление масс найти точку опоры в избранном ими лидере и как бы ни был искусен сам лидер в поддержании соответствующего образа, он не может обойтись без опоры на группу ближайших соратников, на организацию. Организация помогает лидеру в укреплении его позиций в массах, она выступает в роли коллективного пропагандиста его образа.

Харизматический лидер в силу особой эмоциональной связи, возникающей между ним и его последователями, обладает огромными возможностями влияния на массы, которые фактически предоставляют ему право управления ими. Однако, как только наступает разрыв этой связи, те же самые массы с неменьшей энергией и рвением будут низвергать лидера. Вот почему харизматический лидер, оказавшийся на вершине политической иерархии, начинает направлять всю мощь государственной машины на поддержание своей исключительности, на сохранение эмоциональной связи с массами, на вовлечение в сферу своего воздействия все новых и новых индивидов.

Для харизматического лидера характерно постоянное стремление подняться над партийными и социальными интересами и играть роль объединяющего начала нации. Тогда возникает угроза превращения лидера в диктатора. Для того чтобы это не произошло, необходимо поставить деятельности лидера правовые границы. Прежде всего, он не должен обладать абсолютной властью над силовыми структурами и средствами массовой информации. Тем самым блокируется харизматический прорыв в диктаторы и сохраняется верховенство закона, а не воли лидера. Там же, где институты демократического контроля слабы, они быстро ликвидируются харизматическим лидером и родится вождь, попирающий представительную демократию. Административные структуры становятся средством укрепления личной власти, репрессивный аппарат начинает работать под полным контролем лидера-диктатора. Харизматическая власть нестабильна, так как основана не на традиции или законе, а на вере в харизму лидера, в миссию, которую данный лидер должен выполнить и способность к выполнению которой он вынужден постоянно доказывать.

9.3. Культ личности

Исследуя явление политического лидерства, нельзя не рассмотреть проблему культа личности как особого типа политического лидерства. Культ личности — этой крайнее, максимальное возвеличивание роли политического лидера в истории, наделение его сверхъестественными качествами. Идеология и практика культа личности противоречат в том числе и марксистскому пониманию общественного развития, в соответствии с которым действительными творцами истории выступают не выдающиеся личности, герои, а народ, трудящиеся массы.

Термин «культ личности» близок по содержанию к понятию «харизма». Это понятие утвердилось в политическом словаре в XX веке и понимается как система действий по возвеличиванию роли одного человека в общественной жизни вплоть до его полного обожествления (пример — культ личности Сталина).

Если в понятии «харизматическое лидерство» отражается поклонение и возвеличивание вообще, то «культ личности» рассматривается как поклонение именно в политической практике.

Харизма создается стихийно теми, кто наделил человека сверхъестественными качествами, а культ личности — целым рядом определенных действий, и результате которых «лепится» облик «великого вождя», «мудрого учителя» и т.п.

Существует определенный механизм создания культа личности. Он включает в себя тиражирование портретов и других изображений вождя, изучение его трудов, посещение мест, связанных с его именем, и т. д. При этом важен способ изображения вождя, причем сам лидер этим требованиям должен подчиняться. Известен случай, когда А. Гитлер запретил тиражировать свой фотоснимок, где он в очках что-то пишет — уж больно жалок был его вид.

Культ личности формируется через непременное участие вождя в грандиозных массовых ритуальных действиях; через признание его авторитетом номер один во всех сферах деятельности (так, Сталина провозглашали «корифеем всех наук», «гениальным философом» и т. д.).

Безоговорочная поддержка народом такого вождя фактически безальтернативна, так как «всенародная любовь» обеспечивается огромным репрессивным аппаратом, карательными органами и т.п. Вышеназванные приемы обнаруживаются с некоторыми вариациями в различное время и в разных странах. Примеры: Гитлер — в Германии, Сталин — в Советском Союзе, Мао Цзэдун — в Китае, Франко — в Италии, Ким Ир Сен — в Корее, Саддам Хусейн — в Ираке.

Двадцатый век создал особые возможности для возникновения культа личности.

Культ личности выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя. Идейные истоки культа лежат в тоталитарной идеологии, а благоприятной средой для его возникновения служит патриархальный и подданнический типы культуры, которые основываются на вере в хорошего царя или руководителя, способного самостоятельно решить все проблемы общества. Однако главная причина возникновения культа личности — это огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех подданных от благосклонности начальства, дополняемая постоянной идеологической обработкой. В результате у населения рождается вера во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабская покорность и угодничество. Такая покорная психология до сих пор сохраняется у значительной части российского общества и во многих странах Востока.

Основными чертами культа личности являются:

- возвеличивание, обожествление роли руководителя, приписывание ему черт непогрешимости;

- пренебрежение руководителем принципами коллективного руководства, демократии, учета общественного мнения;

- субъективизм в оценках реальных процессов и волюнтаризм в принятии решений;

- командно-приказной стиль руководства и мобилизационные методы организации масс;

- массовые репрессии против оппонентов, а также борьба против мнимых противников политики правящей личности;

- господство беззакония при бесправии народных масс, отрицание основных прав человека;

- милитаризация экономики и решение общественных проблем насильственными методами;

- идеологическая обработка масс, умение склонять массовое сознание в пользу политического лидера страны.

9.4. Политическая элита

История человечества не знает ни одного государства или человеческого сообщества, в которых была бы реализована идея абсолютного равенства людей. В реальности любое общество разделено на управляющих и управляемых, на тех, кто осуществляет в стране политическую власть, и тех, по отношению к кому эта власть осуществляется. Разделение на управляемых и управляющих имеет место при любой форме правления и при любом режиме. Как правило, реальное управление обществом находится в руках организованного меньшинства, которое принимает политические решения. Это политическое меньшинство обозначается по-разному: политическая элита, властвующая элита, правящая элита, правящий класс, высшее политическое руководство и др. В современной политологии наибольшее распространение получил термин «политическая элита».

Понятие «элита» происходит от французского elite (отборный, избранный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, и если их все суммировать, то можно установить, что данным понятием обозначается группа людей, занимающая высокое положение в обществе, обладающая престижем, властью, богатством, активная в политической и иных сферах деятельности. В социальной иерархии общества элита занимает высшую ступеньку. Сама по себе элита неоднородна, в ней выделяются отдельные группы, одной из которых является политическая элита.

Политическая элита — это определенный слой общества, который осуществляет государственную власть, занимая командные посты, управляя обществом. В основном это политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. К ним относятся высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.

Существование политической элиты является естественным, поскольку порождено объективными причинами, к которым относятся, во-первых, психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности и сила желания участвовать в политике; во-вторых, политическая пассивность широких масс населения, чьи основные жизненные интересы обычно лежат вне политики. Для одних политическая деятельность составляет смысл и содержание жизни, а для других характерно полное безразличие к политике и стремление «держаться подальше от политики».

Политическая элита отличается особой сплоченностью, едиными ценностными ориентациями, социально-политической и психологической однородностью. Она обладает четко выраженным групповым сознанием, общей волей к действию и консолидированностью. Социально-политическая однородность элиты способствует сохранению в ее среде единомыслия и единодействия в самых сложных ситуациях. Психологическая однородность элиты дает ей возможность сохранять между конкурирующими людьми совместимость и не доводить противоречивые ситуации до открытой борьбы.

В то же время политическая элита современного общества неоднородна. Она имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Главным критерием разделения ее структурных элементов служит объем властных функций. На основе данного критерия различают высшую, среднюю, административную элиту.

Высшая политическая элита включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти. Это количественно ограниченный круг людей (примерно 200 человек), принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся жизни населения всей страны. Эти лица обычно персонально известны. Кроме того, в данный слой элиты часто включают и тех, кто занимает положение пониже во властной пирамиде, но обладает достаточно весомым влиянием на процессы принятия политических решений на государственном и региональном уровнях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: