для студентов всех форм обучения 11 глава




Весьма существенными элементами политической системы являются политическое сознание и политическая культура. Выступая формой отражения социальной действительности, политическое сознание включает анализ всех политических процессов и отношений, связанных с властными, политическими интересами классов, социальных групп. Каждый субъект политического процесса строит свою политику на основе знаний законов и тенденций общественного развития. Кроме того, политическое сознание воспринимает любое политическое явление, социальную группу, партию или личность по степени значимости и соответствия интересам общества.

Политическая культура представляет собой совокупность наиболее типичных для общества образцов (стереотипов) политических представлений, установок и ценностных ориентации, традиций и символов, политического поведения. Она выполняет роль стабилизирующего фактора политической системы, поскольку в ее основе лежит социальный и исторический опыт, который обусловливает систему традиций, ценностей и образцов поведения, составляющих ядро всякой политической культуры.

Все сказанное выше позволяет определить политическую систему общества как целостную, упорядоченную совокупность политических и социальных институтов, норм, отношений и взаимосвязей, характеризующих состояние политической жизни общества и механизм функционирования политической власти.

5.2. Типы политических систем

В настоящее время в мире существует более 200 суверенных государств. Каждое из них имеет свою неповторимую историю развития, специфический характер общественных отношений. Это также означает, что они имеют и различные политические системы. Однако среди всего многообразия стран мира можно выделить группы, политические системы которых имеют схожие черты и признаки, по которым их можно классифицировать на самостоятельные типы.

Классифицировать политические системы можно по самым различным основаниям. С позиций господствующего способа производства выделяют политические системы рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического общества. Основываясь на географическом факторе, можно говорить о европейских, азиатских, американских и иных региональных политических системах. По критерию уровня развития выделяются примитивные, традиционные и современные типы политических систем. Национальные, религиозные, языковые и другие характеристики той или иной страны позволяют выделить арабскую, индуистскую, мусульманскую и другие политические системы.

Из всего многообразия классификаций политических систем в современной политической науке наиболее популярна и распространена классификация, предложенная американским ученым Г. Алмондом, положившим в основу своей типологизации комплексный, интеграционный критерий. В качестве базовой, синтетической характеристики политических систем Алмонд рассматривает степень соответствия политических идеалов, на которые было ориентировано общество, сложившимся в нем формам организации власти. На этом основании он выделил политические системы англо-американского и континентально-европейского типов, политические системы доиндустриальных и частично индустриальных стран, а также тоталитарные политические системы.

Политические системы англо-американского типа отличаются, прежде всего, целостностью и определенностью политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство граждан соответствующего общества и поддерживают государственные институты. К таким ценностям и идеалам относятся свобода личности, ориентация граждан на повышение, рост индивидуального и общественного благосостояния, а также высокая индивидуальная безопасность. Противоречия между группами здесь выражаются открыто, а действия властей оспариваются политическими противниками, оппозицией. Построенное таким образом политическое взаимодействие обусловливает четкую дифференциацию и функциональную определенность политических ролей партий и групп, элитарных и неэлитарных слоев населения.

Особенности политической системы континентально-европейского типа порождены наличием менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов. Государства такого типа структурно более четко разграничены, в них в более острой форме идут процессы идеологической борьбы, межпартийной конкуренции, политического соперничества за власть. В этих странах типичными формами государственного устройства являются коалиционные правительства, интенсивная политическая конкуренция. Поэтому и политическая стабильность в них достигается в результате более сложного и острого взаимодействия субъектов.

Страны доиндустриального и частично индустриального уровня развития в политической сфере отличаются высокой эклектичностью политической культуры. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции бывают порой взаимно противоположны, что придает политическому процессу противоречивый характер и обусловливает взаимоисключающие тенденции в их политических системах. В обоих типах сильное влияние, как правило, имеют воззрения, предполагающие ориентацию граждан на лидера, а не на программные цели власти. Отдельные исполнительные структуры власти в условиях их слабого разделения постоянно превышают собственные полномочия, нередко присваивая себе право контроля над законодательными действиями, открыто вмешиваются в судебные процедуры. В то же время права и свободы рядовых граждан, возможности общественного мнения существенно ограничены. Вполне логично, что такой характер политических отношений нередко приводит эти страны к авторитарным формам организации власти, практикующим жесткие, силовые методы регулирования общественных отношений.

Тоталитарные типы политических систем отражают идеологическую и административную монополию власти над обществом. Власть здесь предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие выступает единственным способом взаимодействия государства и общества. Политическое участие граждан в общественной жизни здесь имеет в основном декоративный характер. Достигаемая таким путем стабильность политических порядков существует только в интересах властвующих слоев.

Оригинальную точку зрения на типологию культур высказал известный американский ученый С. Хантингтон. По его мнению, в современном мире основным источником политических конфликтов становится не идеология, а культурные различия. То есть границами политических систем служат линии «разломов» между цивилизациями. В качестве таких относительно автономных и самостоятельных политических систем Хантингтон выделяет западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую цивилизации. Эти цивилизации обладают как целостностью, так и определенной внутренней неоднородностью. Например, если японская цивилизация охватывает одно государство и одну политическую систему, то другие цивилизации охватывают различные нации-государства и соответственно разные политические системы.

В то же время, по мнению Хантингтона, поскольку с окончанием «холодной войны» подходит к концу так называемая западная фаза мировой истории, когда многие западные государства играли первостепенную роль в мировой политике, постольку следует ожидать и усиления активности государств, принадлежащих к другим цивилизациям, и обострения их противостояния с наиболее развитыми странами западного мира. Такой характер взаимоотношений политических систем будет неизбежно обострять противоречия между ними, в частности, расширятся региональный характер межгосударственной конфронтации и территориальные претензии разделенных государственными границами народов и т.п.

5.3. Политическая система и государство

Наиболее важным элементом политической системы общества является государство. Его значимость определяется максимальной концентрацией власти и ресурсов, которая позволяет эффективно влиять на социальные изменения в обществе. Термин «государство» в политологии употребляется обычно в двух значениях: в широком, т. е. как страна или общество, расположенные на определенной территории и представляемые высшим органом власти, и узком, т. е. как форма организации политической власти, обеспечивающая реализацию классовых, общечеловеческих религиозных, национальных и иных интересов в пределах определенной территории. Последнее понимание научно по своей сути.

Государство появляется в человеческой истории одновременно с политикой и правом. В догосударственном, племенном сообществе людей социальные отношения регулировались на основе родовой традиции, авторитете вождя и старейшин, на биологических и естественных регуляторах, таких, как пол, физическая сила, охотничьи навыки, воинское мастерство и т. д. Эти регуляторы выполняли свои функции в условиях, когда члены племени достаточно хорошо знали друг друга, когда между ними не было больших имущественных различий и когда они все вместе подчинялись воле вождя.

Однако в процессе усиления имущественного неравенства, расширения территории и увеличения численности племени естественных и традиционных родоплеменных регуляторов оказалось недостаточно. Тогда и возникла потребность в новом специальном органе, призванном регулировать значительно усложнившиеся социальные отношения. Таким органом стало государство.

Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родоплеменного строя и других элементов политической системы общества.

Во-первых, оно выступает как единая форма организации политической власти на определенной территории, где власть распространяется на все население. Целостность общества обеспечивает институт гражданства или подданства для каждого отдельного индивида. Распространение власти на определенной территории ведет к установлению ее пространственных пределов — государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. В границах данной территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство обладает правом на применение физической силы, реализуемым через органы насилия — армию, службы охраны порядка и безопасности.

В-третьих, государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом регулирования жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер.

В-четвертых, государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государственной власти проявляется в общеобязательности ее решений для населения, возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций, в обладании рядом исключительных прав (например, правом издания законов), в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других политических организаций.

В-пятых, государство располагает системой принудительного взимания налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием общества, часть которого оно составляет. С точки зрения особенностей взаимоотношений государства и личности, воплощения в государственном устройстве принципов свободы и прав человека различные государства отличаются друг от друга по способам своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».

Форма государства представляет собой способ организации и осуществления государственной власти. Она раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами реализуется власть. Соответственно она складывается из гармоничного соединения формы государственного правления и формы государственного устройства.

Под формой правления понимаются организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. В политологии различают две основные формы государственного правления: монархию и республику.

Монархия (от греч. — monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха обычно передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

В истории политических отношений существовали и существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх здесь выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти. Неограниченная монархия была типичной формой правления в рабовладельческом и феодальном обществах. В настоящее время эта форма правления сохранилась в нескольких странах — Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

В конституционной монархии власть монарха ограничивается парламентом. При этой форме правления власть главы государства не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной ветви власти. Правительство здесь формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Сегодня конституционная монархия существует в Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и других странах.

Республика (лат. respublica — общественное дело) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. В политической истории выделяют три основные разновидности республики: президентскую, парламентскую и смешанную.

Президентская республика основывается на ведущей роли президента в системе государственных органов. Президент здесь является одновременно и главой государства, и главной исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием граждан, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства.

Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы. В настоящее время президентская республика существует в США, Аргентине, Бразилии и др.

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. В большинстве стран с парламентской формой правления членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Глава правительства (обычно премьер-министр) является реальным главой в политической иерархии. Президент же фактически выполняет главным образом представительские и церемониальные функции. К парламентским республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Израиль и др.

Смешанная республика сочетает в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует сегодня в Австрии, Финляндии, Франции, Болгарии и ряде других стран.

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство — это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Унитарные государства: Франция, Швеция, Дания, Турция и многие другие.

Федерация (от лат. fedus — союз) — это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований (штаты, республики, земли и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью. При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права государственные образования — члены федерации — имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти. По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими и другими особенностями, создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов. В настоящее время в мире существует свыше 20 федеративных государств, из них наиболее известны США, Россия, Германия, Мексика, Бельгия, Индия и др.

Конфедерация — союз юридически и политически самостоятельных государственных образований, созданный для достижения конкретных совместных целей. Государства — члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Решения по общим для союза государств вопросам необязательны для исполнения каждым входящим в союз государством, поскольку каждое государство обладает правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории. В современном мире конфедеративно устроена политическая система Швейцарии.

5.4. Правовое государство и гражданское общество

Многовековая история развития государства как важнейшего политического инструмента показывает, что — в зависимости от изменения общественных отношений, возникновения новых способов реализации власти и от уровня развития способностей и потребностей самого человека — постоянно менялись его формы, структура и другие черты и признаки. В то же время исторический анализ развития государства показывает, что главным направлением его эволюции был переход от абсолютистского, тоталитарного типа к модели правового государства.

Идея правового государства зародилась в глубокой древности как противовес самовластию и произволу верховных правителей древних обществ. Однако конкретные черты и признаки правового государства начали формироваться только под влиянием либеральных идей, что ознаменовало принципиально новый этап в развитии государственности как таковой. Социальной основой такого устройства государственной власти стала ориентация всех органов государства на реализацию основополагающих прав человека, которые не могли быть изменены никакими законодательными актами или формой государственного устройства.

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности, где власть подчинена воле суверенного народа. В таком государстве существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Основополагающими принципами правового государства являются следующие.

Верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни. Это означает, что все вопросы деятельности государственных органов власти, общественно-политических организаций и каждого гражданина в отдельности основываются на действующих законах и, прежде всего, на положениях конституции. Они не могут быть отменены или изменены никакими ведомственными органами, в том числе правительством. Любые постановления, распоряжения органов власти, противоречащие конституции, не считаются законными и не должны исполняться.

Кроме того, правовое государство отличается от неправового качеством закона. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность. Но свобода не может быть абсолютной, она имеет определенную меру. В общественной жизни мера свободы выражается в форме права. Эта мера должна быть равной для всех. Иначе право одного человека становится произволом в отношении другого, превращается в одностороннюю привилегию.

Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство несет перед народом политическую, правовую, моральную ответственность за свои действия, за последствия принимаемых управленческих решений. В свою очередь, каждый член общества несет ответственность перед государством за исполнение гражданских обязанностей, соблюдение законов, выполнение распоряжений органов власти. Нет прав без обязанностей, равно как нет обязанностей без прав.

Реальное разделение властей. В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, чтобы избежать деспотизма. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей действует в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти в центре может привести к игнорированию местных интересов, и наоборот: чрезмерная компетенция местных властей может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.

Строгая гарантированность государством прав и свобод личности. Первооснова правового государства — признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения; права и свободы присущи в равной мере всем и каждому; реализация прав и свобод человека и гражданина не должна нарушать прав и свобод других людей; каталог прав и свобод человека и гражданина должен соответствовать международным стандартам, зафиксированным во всеобщей Декларации прав человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и политических правах.

Эффективный контроль за деятельностью органов власти со стороны социальных институтов и общественных организаций. Этот принцип означает создание системы надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, наличие гибкого механизма гарантий свободы волеизъявления. Всякое нарушение такого права кем бы то ни было должно пресекаться и наказываться. Для этого правовое государство создает развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного контроля и т.п.

Правовое государство стало важным этапом в развитии политической системы общества. Однако в своем классическом, либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном, правовом равенстве, не затрагивая возможности достижения фактического равноправия граждан. Поэтому во второй половине XX в. идея правового государства была дополнена теорией и практикой создания гражданского общества.

В современной политологии под гражданским обществом понимается система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализацию их интересов и потребностей. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, нравственные, религиозные, этнические, семейные и другие отношения и институты, не контролируемые государством.

В современном понимании гражданское общество структурно включает в себя следующие элементы.

1. Негосударственные предприятия, учреждения и организации, создаваемые различными учредителями на добровольной основе. Это производственные, посреднические, торговые объединения, частные банки, лечебные учреждения, высшие учебные заведения и т. д. Их владельцы свободны от вмешательства государственных органов в повседневные дела этих предприятий. Вместе с тем государство контролирует их профессиональную деятельность, следит, чтобы она соответствовала государственным стандартам, а их работники были бы социально защищены наравне с работниками государственных предприятий.

2. Общественно-политические организации и движения. Здесь особое место занимают политические партии. Политические плюрализм и многопартийность составляют одну из главных черт гражданского общества, показывающую меру развития в нем демократии. Политические партии, общественные движения представляют собой его основные институты, они выступают посредниками между государством и народными массами, отстаивая их интересы перед органами власти.

3. Институты и организации непосредственной демократии. К ним относятся органы местного самоуправления, не входящие в систему государственной власти (сельские, поселковые советы, управы, уличные и домовые комитеты, спортивные организации и др.), общественные организации, выражающие интересы отдельных групп населения (организаций Комитет «Солдатских матерей России», «Женщины России» и т.п.). Эти организации, действуя в рамках закона, обладают правовой защищенностью от посягательств работников любых государственных органов власти.

Гражданское общество является продуктом западной цивилизации, поскольку базируется на свободной частной собственности, отделенной от государственной власти, и характеризуется наличием независимых собственников, автономностью и неподконтрольностью его государству. Именно такое гражданское общество служит социальной предпосылкой утверждения демократического правового государства, ибо только наличие независимых от государства гражданских собственников, хорошо организованных, способных выражать и защищать свои интересы, создает возможность ограничить государственную власть, подчинить ее интересам граждан, сделать защиту их прав и свобод высшей целью и обязанностью государства.

Интересы и потребности различных групп и индивидов выражаются и реализуются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения, социальные движения и инициативы и др. Тем самым гражданское общество предполагает многообразие коллективов, территориальных общностей, культурных, национальных сообществ, относительно независимых от государства и способных к самостоятельному решению своих проблем.

Таким образом, гражданское общество и государство — это два тесно взаимосвязанных социальных явления, которые выступают необходимым условием прогрессивного развития любой общественной системы. Базисом гражданского общества служат многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования. Кроме того, важнейшим условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей многообразие различных групп и слоев общества. Социальную основу гражданского общества составляет средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, высокий уровень интеллектуального и психологического развития личности.

Если обратиться к развитым странам, то там гражданское общество предстанет как общество, состоящее из множества самостоятельно действующих групп людей, имеющих различную направленность. Так, структура гражданского общества в США представляет собой всеохватывающую сеть различных добровольных ассоциаций граждан, лоббистских групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, религиозных, общественно-политических и иных организаций и союзов, отражающих самые разнообразные социальные интересы. Эти самостоятельные и независимые от государства общества и объединения зачастую напряженно противостоят друг Другу, остро критикуют и разоблачают негативные явления в политике и общественной жизни.

В нашей стране процесс формирования гражданского общества только начинается и сопровождается целым рядом проблем. Прежде всего, его сдерживают устойчивые стереотипы и ценности, сохранившиеся до настоящего времени от советского прошлого. Эти стереотипы отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. Такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок, порождают психологический дискомфорт у значительной части населения, выросшей в советское время. Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает и форсированный характер российских реформ, одновременное решение в сжатые сроки проблем, порожденных предыдущей исторической эпохой. Это предполагает проведение быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Соответственно данное обстоятельство порождает конфликты государства с различными социальными группами, что на практике находит свое выражение в массовых формах протеста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: