для студентов всех форм обучения 12 глава




И, наконец, процесс формирования гражданского общества в России осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпали по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Все это делает процесс формирования гражданского общества в нашей стране неустойчивым и неровным.

 

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте определение понятия «политическая система».

2. Назовите специфические черты политической системы общества.

3. Расскажите об основных элементах политической системы общества.

4. Какие основания используются для классификации политических систем?

5. Какую классификацию политическим системы предложил Г. Алмонд?

6. Назовите и дайте характеристику основным формам государственного правления.

7. Назовите и дайте характеристику основным формам государственного устройства.

8. Сформулируйте определение понятия «правового государство».

9. Назовите основные принципы правового государства.

 

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Политическая система общества: структура и функции.

2. Конституция Российской Федерации о политической системе российского общества.

3. Основные типы современных политических систем.

4. Функционирование политической системы Российской Федерации.

5. Г. Алмонд и Д. Истон о политической системе.

6. Сравнительный анализ политических систем России и Англии, Франции, Германии, Швейцарии.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Желтов В.В. Политология: учебное пособие / «Серия учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 512 с.

Козырев Г.И. Введение в политологию. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Дополнительная литература

Алмонд Г., Пауэлл Д., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор: учеб. пособие / под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. М., 2002.

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость. М., 1996.

Грачев М.Н, Политика, политическая система, политическая коммуникация. М., 1999.

Кретов Б.И. Современная российская политическая система. М., 1998.

ЛЕКЦИЯ 6

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

Вопросы:

6.1. Сущность политической культуры. Уровни политической культуры.

6.2. Типы политических культур.

6.3. Особенности российской политической культуры

6.1. Сущность политической культуры. Уровни политической культуры

Политическая культура выступает структурным элементом политической системы общества. Она раскрывает взаимоотношения субъектов политики, степень их сознательности, активности и готовности к тем или иным политическим действиям. В политологической теории существуют разнообразные определения политической культуры, что объясняется широким спектром мнений относительно того, что представляет собой культура вообще. Одни авторы понимают политическую культуру как субъективную сферу, лежащую в основе политической деятельности. Ее сводят к ориентациям, системе ценностей, символам, верованиям и установкам индивидов на политическое действие. Другие трактуют ее как способ духовно-практической деятельности в сфере политики, например, как реализацию политических знаний, ценностных ориентаций и образцов поведения. Таким образом, политика понимается как политическое сознание и политическое поведение. Соответственно в структуре политической культуры выделяются познавательный, эмоциональный, оценочный компоненты и практическая деятельность. Наконец, еще более широкие трактовки включают в культуру политические институты. Считается, что если на индивидуальном и групповом уровнях культура выступает как единство политического сознания и поведения, то на уровне социетальном она должна быть дополнена культурой функционирования институтов, составляющих политическую систему общества. Все политологи обращают внимание на то, что к политической культуре будут относиться наиболее устоявшиеся, наиболее типичные для данной общности ориентации в отношении политической системы, модели поведения субъектов политики и модели функционирования политических институтов.

Политическая культура — явление неоднородное. Она функционирует на общем (политическая культура общества), групповом и индивидуальном уровнях.

Политическую культуру общества следует рассматривать как органическую часть более широкой общенациональной культуры. Ее специфика детерминирована особенностями исторического опыта и национального характера народа, комплексом социально-политических и экономических факторов, особенностями геополитического положения страны, природными факторами. В качестве ее составных элементов выступают формировавшиеся в течение многих поколений политические традиции, идеи, концепции, действующие нормы политической практики. Понятие «политическая культура» характеризует конкретное общество (английское, немецкое, российское) поэтому, учитывая специфику национального характера, ментальность народа, можно говорить о самобытности политических культур разных стран. Так, основные черты политической культуры США включают в себя индивидуализм; расчет на собственные силы; представление о демократии как равенстве возможностей; понимание свободы как отсутствие внешнего принуждения, в т. ч. и от правительства; защита идей свободы. Исследователи отмечают такой факт: американцы никогда не защищают землю — они борются за свободу (как на своей, так и на чужой территории). Защита свободы и избранность американского народа лежат в основе внешнеполитической доктрины США. Наоборот, в политической культуре России доминирует идея защиты земли, ее территориальной целостности, правовой нигилизм. Суровость природных условий жизни предопределила тягу народа к солидарности, к общему коллективному труду, что выразилось в длительном существовании в России общинной формы организации жизни. В крестьянской общине лежат истоки доминирования коллективного сознания над индивидуальным. Ряд исследователей полагают, что специфика социоприродного бытия России обусловила более высокую степень централизации государственной власти, нежели в других странах. Государство должно было обеспечить защиту от внешней угрозы, постоянное приращение эффективных для хозяйственной жизни территорий, а также централизованное распределение ограниченных средств к существованию ради выживания России как целого. Это предопределило такую особенность политической культуры, как этатизм и патернализм. Этатизм (от франц. еtat — государство) проявляется в утверждении главенствующей роли государства в организации жизни общества. Патернализм проявляется в создании образа главы государства как отца, хотя и строго, но справедливого («Царь-батюшка», «Заступник»). Именно эти особенности политической культуры стали питательной почвой тоталитарного режима в СССР. И сегодня политическая культура постсоветской России определяется противоречивым сочетанием элементов прошлого с элементами демократической культуры.

Политическая культура индивида формируется как под воздействием общенациональной культуры, так и в результате приобретенного личного опыта и знаний о политическом мире, т. е. в процессе социализации. В политологии под социализацией понимается процесс усвоения человеком норм и традиций политической культуры, способствующих формированию у него качеств и свойств, необходимых для адаптации к данной политической системе и выполнения определенных политических функций и ролей.

Групповой уровень представлен разнообразными субкультурами, т. е. автономными моделями в рамках общей политической культуры. Носителями субкультур могут быть различные этнические, религиозные, демографические и региональные общности. В основе субкультур могут лежать и социально-экономические факторы. Например, в современной России можно отметить наличие нескольких региональных политических субкультур, которые проявляются в различных типах электорального поведения. Левая электоральная культура доминирует в южных и сельских регионах страны. Население северных, прежде всего нефтегазовых регионов, наоборот, чаще голосует за реформаторов, выражающих рыночные идеи. Такое политическое поведение имеет ряд причин: экономическую (северные регионы, богатые стратегическими ресурсами в большей степени выиграли от реформ, чем южные, здесь выше уровень жизни), социокультурную (доминирование на севере городского населения над сельским, проявляющим больший традиционализм и антирыночность). Наконец, иерархичность структуирования общества, различия социоэкономических статусов групп являются причиной существования различий в субкультурах элит и остального населения.

Политическая культура явление динамичное, она изменяется вместе с развитием общества, хотя изменения культурных ценностей, традиций происходят значительно медленнее, чем изменения технологических, экономических и социальных сторон жизни. Это обусловлено специфическим сочетанием в культуре консервативных и динамических компонентов, нового и старого. Консервативный компонент представляют традиции, в которых концентрируется прошлый политический опыт. Традиции обеспечивают преемственность в функционировании политических систем. Любые инновации (новые идеи, ценностные ориентации) способны либо синтезироваться с традициями, либо отвергаются последними. Реформа общества — это форма инновации. Ее механизм включает в себя как разрушение старого и привычного, так и утверждение нового. Эти процессы могут принять форму конфликта между устоявшимися системами верований, привычек, традиций и новой системой ценностей и норм. Поэтому главной проблемой любой реформаторской деятельности является нахождение оптимального соотношения традиций и инноваций. Представляя собой силу инерционную, традиция способна парализовать любую реформу, превратить ее в противоположность — контрреформу. Таким образом, культура является важнейшим фактором, обеспечивающим развитие общества.

Значение политической культуры в политической системе общества определяется ее интегративной функцией. Общепринятые политико-культурные ценности, стандарты поведения и традиции объединяют людей в рамках единой политической системы, отличают одно общество от другого. На базе политической культуры формируется осознание индивидами гражданской идентичности — осознание себя согражданами единого государства. Важнейшую роль в консолидации общества и формировании чувства патриотизма призваны сыграть символические компоненты политической культуры. Политическая символ — это условный образец важнейших политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения. Символическая часть политической культуры представлена государственной символикой (герб, гимн, флаг); национальными праздниками и государственными церемониями (инагурация президента, клятва на Библии, Конституции, перед флагом, церемония принятия гражданства); архитектурными комплексами (Белый дом в Вашингтоне, московский Кремль). Символами могут стать и исторические личности (В. Ленин, Дж. Вашингтон). Функцию объединения населения страны вокруг идей и ценностей, событий призваны выполнить политические мифы, которые представляют собой символическое, опирающееся на верования, выражение основных ценностей общества. Исследователи указывают на то, что ядром политической культуры США является «гражданская религия». Речь идет об особой национально-государственной мифологии, где гражданские ценности (например, свобода) несут в себе элемент религиозной интерпретации. Американским символом веры стали представления об Америке как стране, живущей под властью Бога, о воплощении здесь идеалов Свободы и Демократии, принципа равных возможностей для всех членов общества, о дарованных Богом неотчуждаемых правах — на жизнь, на свободу и на стремление к счастью.

6.2. Типы политических культур

Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие разнородных политических ориентаций и деятельности, отсутствие процедур улаживания конфликтов, а также доверия между отдельными слоями общества (примером подобного типа является современная Россия), для второй — низкий уровень политического насилия, лояльность к режиму, отсутствие противоположных субкультур. Чрезмерная фрагментация политической культуры является причиной общественной нестабильности.

Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделили три базовых типа политической культуры:

- патриархальная или приходская культура характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций с религиозными и социальными;

- подданническая культура предполагает слабое индивидуальное участие в политической жизни, признание особого авторитета власти, почтительное или отрицательное отношение к ней;

- активистская культура (культура участия) отличается от всех других типов активным участием граждан в политике вне зависимости от позитивного или негативного отношения к политической системе.

В истории преобладают смешанные политические культуры, представляющие собой разные варианты сочетания базовых типов: патриархально-подданическая, подданническо-активистская и патриархально-активистская. Алмонд и Верба утверждают, что демократической системе присуща гражданская культура, в которой отдельные патриархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность индивида, тем самым обеспечивая стабильность демократии (в качестве примера политологи приводят США и Великобританию). В гражданской культуре будет сочетаться политическая активность и абсентеизм (в западных демократических системах наблюдается снижение электоральной активности избирателей), законопослушность и протест против определенных действий правительства, лояльность к власти и ее критика.

 

Рис.1 Структура политической культуры по Г. Алмонду

 

Существуют и другие типологии политических культур. Так, в зависимости от типа политической системы говорят о тоталитарной, авторитарной и демократической культурах. В тоталитарной культуре доминируют следующие признаки:

- дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении «своих» и «чужих». В качестве «чужих» выступают другие классы, нации, расы и идеологические противники. «Чужие» воспринимаются как враги;

- отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни;

- отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов;

- сакрализация (обожествление) вождей, создание их культов. В массовом сознании вожди теряют свойства живых людей и приобретают символические черты, становятся носителями харизмы;

- доминирование в общественном сознании мифов, например, о коммунистическом или расовом рае;

- фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью.

 

Рис. 2. Структура политической культуры

 

Для авторитарной культуры характерно отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность. В основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданнические ориентации населения.

Характерные признаки демократической политической культуры:

- толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения;

- склонность к поиску компромисса как главного средства разрешения конфликтов;

- согласие (консенсус) в отношении базовых либеральных ценностей: автономность личности, неотчуждаемости ее прав.

Основные понятия: политическая культура, субкультура, социализация; этатизм, патернализм, политический миф, политический символ, толерантность, фрагментарная политическая культура; патриархальная культура, подданническая культура, культура участия, культура гражданственности, тоталитарная культура.

6.3. Особенности российской политической культуры

Политическая культура каждой отдельной страны обычно формируется в процессе взаимодействия и сочетания различных ценностных ориентации и способов политического участия граждан, национальных традиций, доминирующих форм общения элиты и основной части населения, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты развития общества и государства. В связи с этим базовые ценности российской политической культуры сложились под воздействием ряда мощных факторов, не утративших своего влияния и в настоящее время.

К такого рода факторам следует отнести, прежде всего, геополитический фактор: особенности русского лесостепного ландшафта, наличие на большой части территории резко континентального климата, большие размеры освоенных территорий и т. д. Влияя на жизнь многих поколений, эти особенности определили для большей части населения основной ритм жизнедеятельности, установки и отношение к жизни. К примеру, зимне-летние циклы природных процессов способствовали сочетанию в характере русского человека степенности, созерцательности и долготерпения (вызванных длительной пассивностью в зимний период) с повышенной активностью (необходимость многое успеть за короткое лето).

Геополитический фактор в сочетании с внешнеполитическим придали процессу развития России мобилизационный характер. Этот тип развития ориентирован на достижение чрезвычайных целей с использованием чрезвычайных средств и чрезвычайных организационных форм. Суровые природно-климатические условия, постоянная угроза со стороны внешних врагов вынуждали напрягать все силы в борьбе за выживание, подчинять частные интересы государственным и ограничивать личную свободу граждан. Необходимость постоянно ускорять естественный ход развития, создавать разветвленные механизмы принуждения и внедрять соответствующие формы политического поведения предъявляла высокие требования к государству, к его способности защитить своего гражданина, а это увеличивало роль принуждения в действиях властных органов и в итоге обусловливало доминирование государства над обществом.

Благодаря этим особенностям получает объяснение политический радикализм в русской истории, который выражается в предпочтении решительных действий всем другим способам решения политических проблем, в уверенности в эффективности быстрых действий и простых путей решения сложных проблем и в стремлении к их реализации. Во многих политических ситуациях такая ориентация вполне приемлема и необходима, например, когда в силу тех или иных обстоятельств возникает угроза для данной политической общности. Но, как правило, такие ситуации в сфере политики складываются не часто, а кроме того, всегда существует множество возможных вариантов действий, которые необходимо только себе представлять и анализировать.

Другим фактором, оказавшим решающее влияние на формирование особенностей российской политической культуры, стало срединное положение России между Востоком и Западом. Сначала это было мощное влияние византийских традиций, выразившихся в доминировании коллективных форм социальной жизни, отсутствие отечественных традиций правовой государственности и слабое влияние механизмов самоуправления и самоорганизации населения. В XX в. к ним добавились уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев населения и народностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, насильственное внедрение коммунистической идеологии. Все это существенно трансформировало направление развития российской цивилизации, разорвало преемственность поколений и развитие ценностей плюралистического образа жизни, деформировало межкультурные связи России с мировым сообществом.

И, наконец, к числу решающих факторов формирования особенностей российской политической культуры следует отнести прерывный характер истории России. В своем развитии наше отечество прошло следующие этапы культурного и государственного развития: языческий, Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, коммунистический период и нынешний, посткоммунистический период, В этой череде каждый последующий исторический этап принципиально отрицал предыдущий, т. е. отвергал не только те или иные устоявшиеся формы государственной и общественной организации, но также и прежние нормы и ценности. По сути дела, формирование политической культуры на каждом этапе начиналось заново и поэтому не произошло формирование устойчивых политических традиций и норм.

Все эти факторы в совокупности придали российской политической культуре этатистский характер, когда государство доминирует в политической жизни, а общество занимает подчиненное положение. Этатистскому типу политической культуры свойственны огромная роль бюрократии, патернализм, массовая политическая пассивность, правовой нигилизм, сочетание качеств верноподданного и революционера.

Этатизм, гипертрофия государства и атрофия гражданского общества обусловливают такую особенность российской политической культуры, как очень слабая способность народа к самоорганизации, что особенно заметно в кризисных ситуациях, когда российские граждане демонстрируют удивительную беспомощность.

Российская политическая культура отличается также сосуществованием субкультур с совершенно различными или противоположными ценностными ориентациями, отношения между которыми конфронтационны, а подчас и антагонистичны. Поэтому для политической культуры России характерны почти постоянное отсутствие национального согласия, конфликтные отношения между социальными группами.

Политическая культура современной России пока пребывает в неопределенном и противоречивом состоянии. В ней налицо сочетание этатистских и антиэтатистских настроений, радикализма и консерватизма, преодолеть которые могут лишь авторитетные политические партии. В конечном счете проблема развития политической культуры современной России заключается в решении следующей задачи: можно ли в нашей стране добиться цивилизованных и органичных отношений между гражданином и государством, когда граждане смогут действительно влиять на политику государства, а государство станет не самодовлеющей бюрократической машиной или инструментом удовлетворения чьих-либо эгоистических интересов, а защитником общих интересов, системой институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности для развития.

Контрольные вопросы

1. Что такое политическая культура?

2. В чем отличие понятия «политическая культура» в широком значении от его узкого понимания?

3. Назовите основные факторы, воздействующие на формирование и развитие политической культуры.

4. Какие типы политической культуры вам известны?

5. Что такое политические стереотипы?

6. Какими факторами обусловлена специфика российской политической культуры?

7. Охарактеризуйте политическую культуру современной России.

 

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Понятие политической культуры.

2. Структура и функции политической культуры.

3. Механизмы формирования политической культуры.

4. Основные модели политической культуры современных обществ.

5. Политическая культура молодежи в современной России.

6. Политические знания и убеждения.

7. Демократическая политическая культура.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Козырев Г.И. Введение в политологию. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Сирота Н.М. Геополитика. — СПб.: Питер, 2006. — 172 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Дополнительная литература:

Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000.

Глушков В.В. Общество и отечественная политическая культура. XX век. М., 2001.

Демидов А.И. Учение о политике: философские основания. М., 2001.

Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1999.

ЛЕКЦИЯ 7

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

 

Вопросы:

1. Понятие политического режима.

2. Тоталитарный и авторитарный режимы: основные черты.

3. Предпосылки установления тоталитарных и авторитарных режимов.

4. Сущность демократического политического режима.

5. Основные формы демократии.

 

7.1. Понятие политического режима

Функциональный и динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме. В самом общем плане, это технология формирования и осуществления политической власти в стране. Политический режим представляет собой более широкое явление, чем государственный режим, под которым часто понимают форму правления (парламентская или президентская республика и др.). Политический режим включает в себя как политические институты, так и методы осуществления государственной власти (каким методам управления и господства отдается предпочтение — прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения); объем прав и свобод человека; методы выработки политических решений; характер взаимоотношений между государством и гражданским обществом. Наряду с этим режим указывает на социальную природу власти: положение личности в обществе, какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.

Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о политической власти в конкретной стране в определенный период времени. Провозглашенная республиканская форма правления еще не означает установление реальной демократии. С другой стороны, конституционная монархия в Великобритании рассматривается как классическая модель либеральной демократии. Советская система выступала в разных обличьях в 30-х, в 70-х и в 80-х годах. Политическая система и режим современной России отличается от того, что было еще в середине 80-х годов. Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства и власти, с одной стороны, и общества и граждан — с другой. В условиях демократии гражданское общество имеет прочные рычаги давления на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Используются и другие критерии, позволяющие выявить сущностные различия политических режимов, например, плюрализм, идеология, формы общественной мобилизации, принципы политического руководства обществом [10, с.170], тип легитимности, способы урегулирования конфликтов.

7.2. Тоталитарные и авторитарные политические режимы: основные черты

В переводе с позднелатинского «тоталитарный» означает «относящийся к целому». В политический лексикон этот термин был введен идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле, который призвал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида в политической истории. В дальнейшем оппоненты фашизма используют этот термин в негативном смысле — как противоположность демократии. При определении признаков тоталитаризма у ученых наибольшей популярностью пользуется модель, предложенная американскими политологами К. Фридрихом и З. Бжезинским, включающая в себя шесть базовых характеристик:

- централизованное руководство и управление экономикой;

- всеобщий контроль над поведением индивида в социальной сфере;

- признание руководящей роли одной партии в политической сфере и осуществление ею своей диктатуры (государственные и партийные структуры сливаются и формируется феномен «партия-государство»);

- господство официальной идеологии;

- сосредоточение в руках государства и партии всех средств массовых коммуникаций;

- концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия.

Таким образом, государство осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества в целом и отдельного индивида в том числе. Среди политологов утвердилось и более краткое определение тоталитаризма — это закрытая система, в которой все — от воспитания детей до выпуска продукции — контролируется из единого центра.

Тоталитарные режимы традиционно разделяют на «левые» и «правые» формы. Они различаются характером идеологий, т. ч. целями и задачами, которые ставят перед массами партии-гегемоны: «народный капитализм» и завоевание мирового господства (фашистская Италия и Германия); построение коммунистического общества и мировая революция (коммунистические режимы в СССР, странах Восточной Европы и Азии, на Кубе). Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был более «достроен» т. е. партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть (государственная собственность, планирование в экономике). В фашистских режимах существовала свобода предпринимательства, что не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: